Найти в Дзене
ИНОСМИ

19 Forty Five: подлодки проекта 945А "Кондор" до сих пор в строю

Оглавление
  © CC0 / Public Domain DoDMedia
© CC0 / Public Domain DoDMedia

Подлодки проекта 945А "Кондор", построенные ещё во времена холодной войны, до сих пор в строю, пишет 19 Forty Five. Автор статьи рассказывает, что известно об их технических характеристиках, и отмечает, что списывать их пока не будут.

Уэсли Калп (Wesley Culp)

Российские подводные лодки проекта 945А "Кондор" (по классификации НАТО: Sierra-II) спроектированы еще в конце холодной войны, однако до сих пор в строю. Несмотря на их возраст, Москва, судя по всему, намерена оставить два корабля этого класса в эксплуатации в обозримом будущем.

Разработка проекта 945А

Проект 945А "Кондор" представляет собой дальнейшее развитие атомных ударных подводных лодок проекта 945 "Барракуда". Разработка оригинального проекта 945 началась в 70-х годах с упором на использование титана для изготовления корпуса. Титан легче и прочнее стали, из которой традиционно делаются корпуса подводных лодок, однако с ним гораздо сложнее работать в больших масштабах.

Единственные два представителя этого класса, заложенные в 1986 и 1989 годах, были названы "Нижним Новгородом" и "Псковом" в честь крупных российских городов. Эти два "Кондора" отличались от оригинальной "Барракуды" бóльшим обтекателем рубки и гидролокатором, а также дополнительной спасательной капсулой. Однако эти изменения в конфигурации повлекли за собой уменьшение размеров торпедных аппаратов.

Что представляет собой 945А?

О возможностях проекта 945А известно относительно немного, поскольку, в отличие от более современных аналогов, они не рекламируются столь же широко.

Введенные в строй в 1990 и 1993 годах "Нижний Новгород" и "Псков" оснащены шестью 530-мм пусковыми установками, которые могут запускать торпеды и определенные типы ракет, включая крылатые. Сообщается, что обе могут выявлять подлодки противника благодаря установленным в рубке системе обнаружения кильватерного следа (СОКС), которая представляет собой технологическую альтернативу гидролокатору. Приводимые в действие 90-мегаваттным реактором ОК-650Б "Кондоры" способны развивать скорость до 35 узлов под водой и до 19 узлов на поверхности.

Модернизация проекта 945А

Командиры российского флота, судя по всему, рассчитывают, что "Нижний Новгород" и "Псков" останутся в строю еще долгое время. К середине 2000-х руководство ВМФ заключило, что бóльшая часть российского атомного подводного флота, включая "Кондоры", подлежит модернизации. К 2008 году соответствующие предложения насчет проектов 945 и 945А поступили от ЦКБ "Рубин". Однако к 2015 году процесс модернизации обоих "Кондоров" столкнулся с серьезными бюджетными проблемами и, по-видимому, потерял приоритет по сравнению с тяжёлыми ракетными подводными крейсерами стратегического назначения проекта 941 "Акула" (по классификации НАТО: Typhoon) и ПЛАРК проекта 949 "Гранит" и 949А "Антей" (по классификации НАТО: Oscar).

Однако российские военачальники, судя по всему, сочли, что "Нижний Новгород" и "Псков" выдержат как минимум еще одну глубокую модернизацию до окончательного списания в далеком будущем. В передаче "Военная инспекция" на телеканале "Звезда" Минобороны России, командующий 7-й дивизией подводных лодок Северного флота заявил, что долговечность проекта 945А позволит обеим лодкам пройти несколько глубоких ремонтов для продления срока службы на флоте. Какой разительный контраст с решением списать "Дмитрия Донского" — последний действующий образец проекта 941 "Акула"!

Так что российские "Кондоры" наверняка еще какое-то время побороздят просторы открытого океана, если только на них не обнаружатся серьезные трудности или структурные проблемы, из-за которых Москва разуверится в долговечности этих еще советских лодок.

Уэсли Калп — научный сотрудник Центра изучения президентства и Конгресса. Регулярно пишет о российской и евразийской политике и национальной безопасности, публикуется в The Hill и Diplomatic Courier

Оригинал статьи