Найти тему
Денис Ивлев

Вышний Волочёк. Храмы за Тверцой

Троицкая церковь у истока Тверцы и молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев.

Затверецкая площадь в Вышнем Волочке сформировалась на стрелке реки Цны и Тверецкого канала. С момента начала «Вышневолоцкой перекопи» бывшее болото, из которого вытекала в сторону Волги и Каспийского моря река Тверца, приговорили к осушению. Канал, который прокопали голландские мастера, а затем реконструировал М.И. Сердюков, окончательно сформировал современную территорию Затверецкой части города, а генеральный план 1772 г. утвердил поквартальную планировку Затверецкой или Жуковской части Вышнего Волочка. Изначальной доминантой этой части Вышнего Волочка стали «хоромы» князя М.П. Гагарина. В описи 1719 г. об этом месте сказано: «ниже того моста во Цну в обрубе, где бывает ход судом чрез Вышней Волочёк против прежде бывших князя Гагарина хором, где ныне стоит кабак». Кабак, принадлежавший М.И. Сердюкову, на месте будущей Затверецкой площади города мы находим и на планах 1719 г.

Вышний Волочёк, фрагмент плана 1840 г. Слева на Затверецкой площади храм Святой Троицы, справа Соборная площадь и Казанский собор. РГИА.
Вышний Волочёк, фрагмент плана 1840 г. Слева на Затверецкой площади храм Святой Троицы, справа Соборная площадь и Казанский собор. РГИА.

Главной доминантой Затверецкой или Жуковской части Вышнего Волочка с 1830-х гг. стала церковь Святой Живоначальной Троицы. «Троицкая церковь, каменная, на гранитном цоколе, снаружи оштукатуренная и выбелена, а внутри разделана орнаментами и картинами масляною краскою, крыта железом, окрашенным так же масляною краскою… Иконостас длиною 33 аршина. Церковь отапливается двумя калориферными печами. Колокольня в три яруса, общею высотою до верха карниза 10 сажен. Церковь построена в 1843 г.», - так описывался храм в страховых ведомостях за 1910 г.

Вышний Волочёк. Затверецкая площадь и Троицкий храм, 1880-е гг.
Вышний Волочёк. Затверецкая площадь и Троицкий храм, 1880-е гг.

Проект церкви заказал в начале 1838 г. городской голова вышневолоцкий I гильдии купец Михаил Фёдорович Ванчаков у тверского губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова. Место для будущего храма определили на Затверецкой площади. В марте проект был готов, и Михаил Фёдорович обратился с прошением к Тверскому архиепископу Григорию «исходатайствовать у высшего правительства позволение на построение от меня на означенном месте по сему представленному плану храма во имя Живоначальныя и Нераздельныя Троицы с приделами: одним во имя Усекновения главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и другим во имя святых и правденых Богоотцов Иоакима и Анны». Летом 1838 г. откомандированный помощник губернского архитектора Г.Г. Говоров осмотрел место будущего строительства и «оказалось означенное место по твёрдому грунту земли способным к построению церкви, удобным и приличным». Указ с разрешением последовал из Святейшего Синода 20 апреля 1840 г. 18 мая архиепископ подписал храмосданную грамоту.

Михаил Фёдорович Ванчаков
Михаил Фёдорович Ванчаков

Строительство храма начали в 1841 г., окончили в 1843 г. В том же году произошло и освящение престолов храма. Первым настоятелем храма стал рукоположенный из диаконов Казанского собора во иерея Пётр Иванов Воскресенский. На диаконское место претендовали поочерёдно ученики духовного училища Монсветов и Митропольский. Дьячком стал бывший ученик духовного училища Никольский. Старостой прихода единогласно избрали М.Ф. Ванчакова.

Священник Пётр Воскресенский руководил приходом более тридцати лет. Он же был священником и при тюремной церкви св. Александра Невского, а так же окормлял Инвалидную команду – резервный 34-й батальон, расквартированный в городе. В 1867 г. он же значится священником тюремной при новом тюремном замке и больничной церквей. При нём же старостой храма стал и сын М.Ф. Ванчакова Николай Михайлович. В 1880 г. настоятелем церкви св. Александра Невского при Тюремном замке значится священник Троицкой церкви Иоанн Филиппов Никольский.

Отец Иоанн являлся вторым священником Троицкой церкви. Настоятелем храма служил священник Василий Андреевич Рубцов. Должность псаломщика исполнял дьячок Иван Иосифон Никольский, должность псаломщика – дьячок Александр Константинов Никольский. Сверх штата пономарём служил Дмитрий Иванов Сперанский. В 1881 г. настоятелем храма стал о. Иоанн Никольский.

Вышний Волочёк. Троицкий храм (справа), Контора водяных коммуникаций и Казанский собор. Фото 1880-х гг.
Вышний Волочёк. Троицкий храм (справа), Контора водяных коммуникаций и Казанский собор. Фото 1880-х гг.

При нём в 1882 г. сгорел купол храма и в 1884 г. произошел наружный ремонт церкви, через два года прихожане испросили разрешения заново окрасить стены изнутри. В 1887 г. в Тверскую консисторию поступило прошение совершать крестный ход с местночтимой иконой великомученика Пантелеимона. В 1894 г. о. Иоанна сменил на посту настоятеля священник Пётр Павлович Преображенский. В 1900 г. вторым священником при нём служил Николай Андреевич Лебедев, диаконом – Иоанн Никитич Воронцов, а псаломщиками Александр Константинович Ивановский и Алексей Иванович Лебедев. Старостой храма состоял Почётный гражданин Вышнего Волочка купец Михаил Иванович Воскресенский.

Вышний Волочёк. Троицкая церковь и сторожка. Открытка нач. XX в.
Вышний Волочёк. Троицкая церковь и сторожка. Открытка нач. XX в.

В 1910 г. при храме значатся каменная сторожка, крытая железом, и бревенчатый амбар. Староста церкви мещанин Василий Петрович Базлов. Настоятель храма, второй священник и диакон остаются те же, что в 1900 г. Должность псаломщика исполняет Сергей Дмитриевич Первухин и Михаил Николаевич Полозов.

В списках лишенных избирательных прав за 1931 г. значатся всё те же священники, а так же диакон Василий Алексеевич Синайский с супругой. Последние годы о. Пётр Преображенский был настоятелем Преображенского храма в Вышнем Волочке, скончался 30 ноября 1940 г. и погребен на Пятницком кладбище Вышнего Волочка.

Вышний Волочёк. Панорама Затверецкой части города. Открытка нач. XX в.
Вышний Волочёк. Панорама Затверецкой части города. Открытка нач. XX в.

Последние анкеты священнослужителей датируются 1935 г. Настоятель храма священник Иван Никитич Воронцов и второй священник Иван Иванович Волжский – участник Гражданской войны, диакон Пётр Петрович Остроумов. После закрытия Троицкой церкви о. Иоанн Воронцов служил в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. Регентом храма служил будущий священник Михаил Иванович Белов.

Резьба иконостаса Троицкой церкви, спасённая о. Михаилом Беловым
Резьба иконостаса Троицкой церкви, спасённая о. Михаилом Беловым

В 1931 г. с колокольни Троицкой церкви сняли колокола. В 1936 г. принято решение о сносе храма. Началась борьба верующих против сноса церкви. В итоге, 20 июня 1936 г. ВЦИК утвердил постановление Калининского облисполкома о закрытии и сносе Троицкой церкви. Предполагалось разобрать храм на кирпич для «Медицинско-акушерского техникума». В 1939-1940 гг. наступил финал трагедии – храм взорвали.

Вышний Волочёк. Памятная доска в честь Троицкой церкви на Затверецкой площади.
Вышний Волочёк. Памятная доска в честь Троицкой церкви на Затверецкой площади.
Участники установки памятной доски
Участники установки памятной доски

Закрытие и ликвидация не обошли и ещё одно церковное здание в Жуковом углу - молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев на Петровской улице (ныне ул. 3-я пролетарская, д. 14). История беспоповской общины Вышнего Волочка своими корнями уходит в глубину веков. В допросах М.И. Сердюкова упоминается наставник диакон Александр, приходивший в Вышнем Волочке. В связи с конфликтом вышневолоцкого духовенства и ямщиков в конце 1740-х гг. упоминается «Вышневолоцкого яму записавшийся по прежней перепеси раскольщик и раскольщицкий учитель Егор Григорьев сын Фотеев». Дела касающиеся вышневолоцких беспоповцев сохранились и за 1800 г., когда вышневолоцкий мещанин Михаил Филиппов написал жалобу на то, что его записали в исповедные книги Казанского собора. По спискам на начало XIX столетия вышневолоцких беспоповцев насчитывалось 152 человека, а по рапорту благочинного Петра Иоаннова «беспоповых вышневолоцких купцов и мещан с их семействами» было 246 душ. Однако после «увещевания со светской стороны» 76 человек «обратились к Вышневолоцкому собору, иные же только к благословенной для старообрядцев церкви, а прочие остались непреклонными».

Книга из старообрядческой моленной. Коллекция Б.Н. Кузнецова
Книга из старообрядческой моленной. Коллекция Б.Н. Кузнецова

В 1835 г. Тверская епархия и губернское правление учинило настоящий разгром молитвенного дома и скита в Тетерках под Вышним Волочком. В результате своего особого молитвенного дома у вышневолоцких беспоповцев не стало.

В 1906 г. на земле мещанина Павла Петровича Тимонина, принадлежащего к старообрядцам-беспоповцам Поморского согласия Федосеевского толка, губернское начальство разрешило построить молитвенный дом. Здание выстроили одноэтажным, деревянным, обшили его тёсом. На главном фасаде оно имело шесть окон и боковой вход. Моленная занимала половину дома и соединялась с сенями коридором.

Миниатюра Апокалипсиса из старообрядческой моленной. Коллекция Б.Н. Кузнецова
Миниатюра Апокалипсиса из старообрядческой моленной. Коллекция Б.Н. Кузнецова

17 марта 1907 г. Тверским губернским правлением зарегистрирована Феодосиевская община беспоповского согласия старообрядцев в Вышневолоцком и Новоторжском уезде. Первое при советской власти собрание общины прошло 3 июля 1923 г. на нём присутствовали 80 старообрядцев-беспоповцев из Вышнего Волочка, а так же из деревень, разбросанных вокруг города Сухохлебово, Починок Холохолёнской волости, Новое Федово, Белавино, Кривцово, Лахново, Шепелькино, Новое Заворово, Новая Линия. На собрании слушали доклад наставника общины о принятии устава и регистрации общины, выбрали совет и утвердили устав. «Дом для молитвы верующих нашей общины на предмет отправления своих религиозных потребностей оставить прежний, т.е. гор. В. Волочёк, Жуковщина, Петровская ул., д. 14, как вполне оборудованный и приспособленный для этой цели. Заведывающим этим домом назначить П.П. Тимонина, 74 года, происходящего из крестьян Новоторжского уезда, Поведской волости, д. Сельцо».

10 июля 1923 г. в Вышневолоцкий уездный исполнительный комитет поступили документы необходимые для регистрации беспоповской общины. Подписи под документом поставили Председатель Совета К.С. Бистров, секретарь А.О. Осипова и член совета П.П. Тимонин. Совет старообрядческого общества состоял из П.П. Тимонина, К.С. Быстрова, А.О. Осиповой, И.К. Тимонина, Н.М. Мимрикова. Уставщик общины Быстров Кассиан Сильвестрович, 64 лет, проживал так же при молитвенном доме на ул. Петровской, д. 14, как и наставник П.П. Тимонин.

Документы для регистрации «Совета Вышневолоцкой общины граждан верующих Старообрядческого согласия не приемлющих священство и браки» Вышневолоцкий уездный исполнительный комитет препроводил 14 июля 1923 г. Регистрация «Старообрядческого Филипповского общества», находящегося в г. Вышний Волочёк по Петровской улице в д. № 14 произошла 13 августа 1923 г. История молитвенного дома старообрядцев-беспоповцев закончилась в 1930-е гг., как и другие религиозные общины Вышнего Волочка, общину лишили своего места для молитвы и официально разогнали, молитвенный дом разобрали, а на его месте построили новый жилой дом.

Памятная доска в честь Троицкой церкви, установленная по инициативе автора статьи
Памятная доска в честь Троицкой церкви, установленная по инициативе автора статьи