Длительное время в России считалось, что важнейшим фактором масштабного и полноценного освоения Южного берега Крыма является строительство железной дороги в Ялту. Но с учётом постоянно растущего туристического потока возникла необходимость ускорить мобильность отдыхающих путём строительства аэропорта в Ялте, чтобы избежать сезонного столпотворения в Симферополе, ежегодно утопающего в километровых пробках. А это, как известно, нервирует как принимающую сторону, так и самих гостей полуострова. Так уже в середине 1930-х годов родился проект аэропорта в Ялте.
Однако каждый, кто имел возможность прогуляться по курортной столице Крыма, обращал внимание на сложный рельеф местности Ялты, окружённой высокими и обрывистыми горами. В условиях дефицита земли, а точнее, ровных площадок, на которых смог бы приземлиться пассажирский самолёт, строительство ялтинского аэропорта казалось невозможным. Однако советские специалисты не искали лёгких путей и предложили три варианта, впечатляющие своей смелостью даже в наше время:
1. Обустройство взлётно-посадочной полосы на искусственном насыпном острове возле Ялты. Строительство подобных аэропортов в условиях ограниченности пространства в настоящее время становится всё более популярным явлением. Ярким примером является успешная реализация проектов двух островных аэропортов на Чёрном море в Турции, имеющей рельеф, аналогичный крымскому. Однако от подобного проекта отказались быстро, так как море возле Ялты является достаточно глубоким, и создание такого аэропорта могло оказаться затратным делом. Да и морские пейзажи такое сооружение могло бы изрядно подпортить;
2. Организация гидроаэропорта. С развитием авиации, усовершенствования гидросамолётов и появления самолётов-амфибий использовать старые лодочные причалы для их приёма уже не считалось возможным. Требовалось строительство новых терминалов, ангаров, плавучих доков, бетонных пандусов для самолётов-амфибий. Данный проект выглядел значительно дешевле предыдущего. И к тому же опыт строительства гидроаэродромов в Крыму уже имелся. Так, перед Первой мировой войной в Севастополе был введён в строй один из первых гидроаэродромов в России. Помимо Ялты, якорные стоянки для гидроавиации были запроектированы для Алушты, Фороса и Симеиза. География полётов должна была охватить все крупные причерноморские города от Одессы до Батуми. Минусом проекта считалось малая вместимость гидросамолётов и их невысокая дальность полёта;
3. Строительство аэропорта на плато Ай-Петри. Учитывая относительно ровный рельеф вершины горы, участники проекта рассчитывали решить проблему отсутствия удобных площадок в окрестностях Ялты взявшись за обустройство протяжённой взлётно-посадочный полосы на Ай-Петри. При этом решалась проблема эстетического характера: отдыхающие, прибывающие самолётом на Ай-Петри смогли бы при посадке увидеть практически весь Южный берег Крыма. Здесь же предлагалось оборудовать смотровые площадки, построить гостиницу и рестораны. Скоростной фуникулёр был призван решить проблему спуска гостей с вершины горы в Ялту, а подвесная горная дорога в Алупку расширила туристическое значение этого города и снизила нагрузку на фуникулёр. В случае успешной реализации проекта аэропорт на Ай-Петри стал бы самым высокогорным в Европе. Пока же первенство удерживает словацкий аэропорт Попрад-Татры располагающийся на высоте 718 метров над уровнем моря.
С началом Великой Отечественной войны грандиозные планы по туристической реконструкции Крыма были заморожены, а после войны и вовсе позабыты, как и в случае с планируемым строительством железной дороги в Ялту. В 1990-е годы, в эпоху "крымских мечтателей", среди высшего руководства Крыма витали идеи о строительстве аэропорта в Ялте за счёт привлечения средств инвесторов, которых ещё надо было найти. Тогда изучался потенциал Крыма как "зоны подскока" для самолётов, осуществляющих продолжительные трансконтинентальные полёты. Используя подобный, доселе неизведанный потенциал Крыма, чиновники надеялись обеспечить экономическую независимость полуострова. В настоящее время строительство аэропорта в Ялте считается экономически нецелесообразным и экологически опасным предприятием, несущим риски для уникальной природы Южного берега Крыма.
В продолжение "строительной" темы:
- Крымское метро: выгоды и перспективы строительства;
_______________________