Найти тему
Пишу / лежу

О рождении книги

Оглавление

Приветствую, читатель!

Задумывался ли ты когда-нибудь о том, как появляются книги? Зайди узнать – будет интересно.

В классическом понимании выделяется 4 этапа создания книги, а, если быть точнее, то 4 этапа редакционно-издательского процесса (РИП). В общем смысле эта забавная аббревиатура обозначает всю работу с рукописью от её получения и анализа до тиражирования в виде готовой книги.

1. Подготовительный этап

Издательство находит рукопись. Рукопись – черновой вариант будущей книги. Есть три пути получения издательством рукописи: её приносит автор, её пишет автор издательства, её пишет автор вне издательства. Редактор делает редакторский анализ на рукопись и пишет заключение (рецензию) о пригодности её к изданию. Пригодность рукописи определяется многими факторами, например, актуальностью её тем и идей, языком повествования и т. д. Если рукопись полностью пригодна к изданию или пригодна с доработками, то пришло время для её редактирования.

Редактор гордо восседает над стопкой рукописей. Из открытых источников
Редактор гордо восседает над стопкой рукописей. Из открытых источников

2. Редакционный этап

Рукопись проходит через редактора и корректора. Что это значит? Редактор вычитывает текст и выделяет в нём смысловые, логические, стилистические, фактологические ошибки. Варианты их исправления всегда согласуются с автором. Обычно редактор старается не исправлять их самостоятельно, чтобы не нарушить смысловое и стилистическое единство текста. После него корректор с помощью специальных корректурных знаков отмечает разные речевые ошибки: пунктуационные, орфографические и др. На выходе получается текст, готовый к дизайну и вёрстке.

Редактор уснул на рукописи. Тяжёл их труд! Из открытых источников
Редактор уснул на рукописи. Тяжёл их труд! Из открытых источников

3. Производственный этап

Дизайн и вёрстка – важные этапы работы над книгой, делающее её визуально привлекательной и удобно читаемой. Дизайнер подбирает гарнитуры (совокупности шрифтов), иллюстрации, общее оформление, обложку. Верстальщик организует внутреннее пространство книги, размещая текст, иллюстрации, колонтитулы и обложку. В результате работы дизайнера и верстальщика получается макет, готовый к печати. Он ещё раз вычитывается редактором и отправляется в печать. Сначала печатают единичный экземпляр. Если с ним всё хорошо с точки зрения набора текста, вёрстки и полиграфии, то он тиражируется. Это касается печатного издания. В случае с электронным изданием распространяется макет в неизменном виде.

Типограф наблюдает за процессом печати. Из открытых источников
Типограф наблюдает за процессом печати. Из открытых источников

4. Маркетинговый этап

Сюда включаются все рекламные кампании, какие только захочет предпринять издательство для увеличения популярности издания: от социальных сетей до наружной рекламы. Они могут начаться даже до редактирования книги: тогда интерес к будущему изданию будет расти и подогреваться на протяжении нескольких месяцев. Это касается изданий от известных авторов. Обычно выход книги анонсируется непосредственно перед её выпуском. На маркетинговом этапе важно правильно определить аудиторию (составить читательский портрет) и подобрать наиболее эффективные средства рекламы.

Маркетолог усиленно продумывает рекламную кампанию книги. Из открытых источников
Маркетолог усиленно продумывает рекламную кампанию книги. Из открытых источников

Издание книги – процесс сложный, интересный и многогранный. Благодаря труду десятков людей рождается не просто товар, а исключительный источник информации со своей душой и сердцем.

Спасибо за прочтение! Каждый читатель важен.

P. S. Автор будет рад вашим мыслям по теме статьи.

P. P. S. Автор будет рад пожеланиям по тематике статей и развитию канала вообще.