Три гитариста, басист и ударник записали такое классическое и сложное полотно, что до сих пор это кажется невероятным для 1967 года. Love сыграли круче, чем The Who в Tommy и так же разнообразно и непредсказуемо и аранжировочно-мощно, как The Beatles в «Сержанте». В общем, обскакали The Beach Boys в смысле психеделических наворотов и получили от критиков полное неприятие. Альбом выплыл в критических обзорах на верхние строчки только несколько лет спустя, хотя слушатели приняли его сразу – и, как приняли, так до сих пор и принимают, а число любителей этой записи только растет. Артур Ли сделал совершенно неожиданный шаг – после первого альбома с грязными гитарами, простыми и убойными ритм-энд-блюзами, гаражной музыки второго – с восемнадцатиминутной монотонной и неаккуратной Revelation вдруг выпустил кристально оркестрованную, чистейшую, филигранно сыгранную музыку, сложную и приближающуюся даже к прогрессив-року – в плане симфонизма и широты использования оркестра. Правда, оркестровые штучки были насоветованы уже продюсером, но важен результат – а он для 67-го года просто умопомрачителен. Хотя, на мой личный взгляд, альбом уже слишком даже перепродюсирован, мне в этом смысле ближе Out Here ’69 – такой же разноплановый, но с легкой роковой «грязнотцой», но это уже чистая вкусовщина, при том, что Forever Changes я слушаю много лет, часто и с удовольствием. Сложные мелодии Ли здесь такие, что их, как ни парадоксально, легко напевать, они запоминаются и как-то очень накрепко остаются в памяти. Хотя, по первому прослушиванию я был просто ошарашен обилием – обилием всего на этой записи. Музыка Калифорнии, психеделия, свобода, любовь и цветы – музыка сыграна без раздолбайства «крутых» калифорнийских групп, точно, внятно, даже академично. Но – это все та же американская фолк-рок-джаз-симфо-психеделия – все то же солнце, только ярче, те же мысли, только четче, та же гитара, только чище. И – тревога в голосе с музыке Артура Ли – не все так радужно, парень. Здесь нет ни грамма расслабленного идиотизма хиппи, уверенных, что лежать под пальмой с косяком они будут всегда, о скончания века. Напряжение и предчувствие скорых перемен – осознанное или нет – не важно, но – серьезность, тревога и предупреждение – во всех песнях, даже в «любовной» Alone Again Or! – сразу запоминающейся, просторной, в акустических гитарах и выплывающем оркестре, в затейливой голосовой линии и драйве, темпе, нерве, с которыми сыграна эта песня. В неожиданном соло трубы, оркестровой части, которая не давит и не душит, а сохраняет рок-н-ролльный драйв. Еще более нервная A House Is Not A Motel с короткими соло электрогитары на основе акустики, ударных и баса, но тащит вперед – драйв и скорость, успеть, успеть сказать и сыграть, пока есть возможность и не кончилось лето. Пауза в драйве, передышка акустической сюиты Andmoreagain со струнными и великолепной вокальной линией – если музыка академичная, то голос свободен, чист, но совершенно «в роке». На The Daily Planet вспоминаются два первых альбома – здесь все попроще, погаражнее, хотя это только на фоне предыдущих песен – хотя вторая часть снова тревожна и уводит в другую гармонию, в неожиданные музыкальные фразы, это еще она мини-опера на три с половиной минуты. Old Man – снова почти чистая акустика с перкуссией и перекличкой гитар, запредельно чисто и объемно записанных. И оркестр с фортепиано, струнными и духовыми не разрушает балладность и интимность песни. Артур Ли показывает себя мэтром прогрессивного рока в сложных построениях The Red Telephone – еще одной сюиты для акустических гитар, оркестра и голоса (голосов) – с постоянно меняющимися мелодией и гармонией – под такое не потанцуешь. Сложный мелодический путь приводит к финалу – всем нам нужна свобода. Свобода! Свобода! Вторая сторона пластинки начинается песней с простым названием - Maybe The People Would Be The Times Or Between Clark And Hilldale. Одна песня интереснее другой – и непонятно, к чему все это приведет. Запоминающийся запев, который тоже будет напеваться, ярость ударных, оркестра, напряжение, гитарные соло, оркестровые вставки, духовые и струнные - и чистый голос Ли. И, кажется, дальше все будет просто - Live And Let Live с легкой мелодией, но снова уходящей в полутоновые путешествия и многоголосье. Просто уже не будет. Будет сложно, но интересно и здорово. Гитарное соло, напоминающее, что звучит все-таки, та же группа, которая записала два ритм-энд-блюзовы альбома, а не камерный оркестр. Еще одно замечательное название - The Good Humor Man He Sees Everything Like This. И еще одно непредсказуемое оркестровое мелодическое путешествие. Bummer In The Summer – кантри, усложненное до филармонического уровня. В семиминутной финальной песне You Set The Scene, кажется, сыграно все, чего не успели сыграть раньше. Минорная часть сменяется мажорной, мелодия вырастает сама собой, паузы для акустической гитары, оркестровая атака, смена темпа, ритма, гармонии, мелодии, настроения и финал торжественных духовых. Ошеломленный слушатель рассматривает обложку пластинки – это была та самая группа Love или тайная совместная запись The Who,The Beatles и Grateful Dead? Пластинка не имеет аналогов – ни в американском роке, ни в британском, вообще ни в каком.