Найти в Дзене
КиноБуква

«Пианино» — эмоциональный и чувственный фильм, который сложно забыть

Оглавление

Ада не говорит с 6 лет. Как и почему это произошло, неясно. Зато ясно, что пианино – это ее способ общения с миром. Ее возможность говорить и выражать эмоции и чувства.

В середине XIX века леди Ада прибывает из Шотландии в Новую Зеландию. Здесь грязь, туземцы, непонятный и неприглядный дом, серость и тоска. Ада не одна. С ней дочь Флора и пианино. Как мы уже выяснили - самая ценная часть багажа, если не сказать бесценная.

Кадр из фильма «Пианино», 1993 год, режиссер Джейн Кэмпион
Кадр из фильма «Пианино», 1993 год, режиссер Джейн Кэмпион

🎬 Пианино (1993)

Ада приехала не просто так, а для того, чтобы выйти замуж - о чем так любезно договорился со своим хорошим знакомым ее отец. Как мило.

Новоиспеченный супруг страсти к музыке не разделяет и даже пианино на берегу бросает - как явно не главную вещь для поддержания счастья молодой семьи. Наверное, потому, что счастье у всех в разном. И даже видя все отчаяние Ады и ее просьбы оставить весь ее багаж, но инструмент забрать, равнодушный ко всему, что для него не имеет практического смысла, муж – никак не реагирует.

Хозяином пианино по стечению обстоятельств становится проводник Джордж Бейнс, и тут то все самое интересное и начинается. Чтобы выкупить пианино, Ада должна учить Бейнса музыке… Один урок – одна клавиша. Это как собрать жизнь по ко кусочкам. И там, где музыка, там любовь. Где любовь, там недалеко и от одержимости. И купить это нельзя ни за какие деньги.

Ах, какой красивый и чувственный фильм, где на фоне диких пейзажей, в тягучей и влажной атмосфере, двое незнакомцев нарушили запрет.

Фильм о том, что слова так часто не нужны вообще. Что есть эмоции, жесты, взгляды, прикосновения. Что есть музыка – и сила ее настолько мощная, что никакая речь не в силах ее заменить.

Здесь, конечно, стоит сказать о том, насколько удачен образ Ады. Холли Хантер не играла, а жила. Жила роль человека, который не может говорить, но может любить. И выразить это не так, как все. Даже ярость - молча. Так сильно, что не верить невозможно. 

Да вообще тут все актеры великолепны. И сухой, черствый Алистер (Сэм Нил), который как Скрудж, кроме денег и акров земли ничего видеть не умеет, и Бейнс (Харви Кейтель), который понимает слишком много, и маленькая, ревнивая Флора (Анна Пэкуин), отчасти из-за которой и случилась трагедия.

И у Холли Хантер, и Анны Пэкуин – Оскар. За главную женскую роль и роль второго плана соответственно. У Хантер еще и первый приз Каннского фестиваля.

Награды, на мой взгляд, абсолютно заслуженные.

В первый раз я смотрела этот фильм лет в 15-16 и была поражена. Не припоминаю, чтобы до этого какой-то фильм произвел на меня такое впечатление. Потом, много лет спустя, уже более взрослым взглядом, и все равно – это очень сильно. Тут одна только музыка стоит того, чтобы пересмотреть еще раз. Кстати, она входит в 100 лучших саундтреков в истории кино.

Очень необычное послевкусие. И какая-то тяжесть. Как от толщи волн, поглотивших пианино.

Смотрели это кино, друзья? Какие эмоции вызывает?