Когда мы говорим о транспортной безопасности, обычно под этим понятием подразумеваем не только техническую исправность транспорта или путей сообщения, но и отсутствие угроз криминогенного характера для пассажиров.
В аэропортах, вокзалах, метро наблюдение за пассажирами ведется пристально и круглосуточно, при этом существуют специальные методики обнаружения подозрительных лиц. Обнаружение террористических угроз в местах крупного скопления людей, в частности, на транспорте, имеет приоритетное направление для правоохранительных органов и служб безопасности, в то же время, существует еще одна опасность для работы транспорта и пассажиров – лица, склонные к совершению суицида.
Выявлению потенциальных самоубийц на транспорте, например, в метро, уделяется гораздо меньший приоритет. Вполне логично, что самоубийство не несет такую угрозу для окружающих, как террористический акт. Однако, суицид, с точки зрения уголовного права и социологии, также является общественно-опасным деянием и не только дезорганизует работу транспорта, но и сказывается на психологическом здоровье окружающих.
В данном контексте мы не будем рассматривать причины, мотивы совершения суицида, а рассмотрим типичные признаки суицидального поведения в неорганизованной толпе, а именно, в метро.
Толпа – это своеобразный организм, система, которая живет по своим неформальным правилам. У толпы существует базовая линия поведения - каждый ее участник перестает быть индивидуальностью и превращается в зависимую от внешних и внутренних факторов единицу. Поэтому обычно в метро мы двигаемся с одной скоростью, с одинаковой дистанцией и боковым интервалом от других участников. Находясь в толпе, наше поведение предсказуемо – в случае опасности нашей главной и движущей эмоцией будет страх, а поведение будет соответствовать тенденции толпы.
Совершая ежедневные поездки в метро на работу и обратно домой, действия для нас становятся автоматическими, то есть мы совершаем одни и те же процедуры, словно на автопилоте – такое состояние индивида в толпе называют «трансовым» или, если говорить обыденным языком, «зомбированным». Специфика поведения подозрительных лиц и отличается тем, что не соответствует общей линии поведения толпы. Это дает нам возможность отслеживать отклоняющееся поведение.
Анализ видео попыток самоубийства в метро показывает, что в основном самоубийцы испытывают сильный дискомфорт, который выражается в "нересурсном" состоянии организма. Такое состояние становится следствием сильной эмоции печали. На лице у потенциального самоубийцы будем наблюдать следующие признаки: уголки губ направлены вниз, подбородок опущен, уголки бровей слегка сводятся и приподнимаются, образуя что-то вроде «домика». Кроме этого, в центральной части лба образуются небольшие морщины. Верхние веки опускаются вниз и расслабляются, из-за чего взгляд часто бывает опущен.
За счет того, что эмоция печали является очень сильной, не позволяющей организму мобилизовать ресурсы для преодоления "барьеров", жесты, походка и другие движения тела самоубийцы становятся скованными и медленными: руки в карманах или вдоль тела, по швам, стремление занять как можно меньше пространства, стать незаметным.
Неспецифическим признаком суицидального поведения также являются большое количество жестов самоадаптеров и манипуляторов, выражающихся в поглаживании рук, прикосновениях к голове, лицу, в частности, или другим предметам, например связке ключей или телефону.
Внешний вид потенциальных самоубийц не избирателен, и они могут быть одеты совершенно по-разному. Однако, истинно решающие пойти на суицид, при подготовке к поступку не будут выбирать яркую и привлекающую внимание одежду. Как правило, обязательно будет присутствовать головной убор, закрывающий большую часть лица, цветовая гамма одежды может быть серо-черной, а ее тип может вовсе не соответствовать времени года. Например, в сильную жару самоубийца скорее выберет надеть штаны, куртку и головной убор.
При выявлении подозрительных лиц, готовящихся к суициду, важно не дать им перейти в активную фазу реализации задуманного. Активная фаза начинает проявляться в виде стремления к цели посредством ассоциации – приближении к краю платформы, если таковое совершается на железнодорожном транспорте. При приближении состава самоубийца начинает медленно подходить к краю платформы или, если он уже стоит в непосредственной близости, слегка наклоняет корпус вперед, а расположение напоминает словно низкий старт, как при подготовке к забегу.
Внимательное наблюдение за окружающими в общественном пространстве может помочь составить первичный психологический профиль индивидов, что даст возможность прогнозировать его поведение в определенных ситуациях.