Найти тему
PLANESPOTTING

От Ту до Ила: Классика советской авиации в аэропорту Толмачево

В феврале 2022 года экспонаты "Музея авиации Толмачево под открытом небом" были перемещены со стоянок на перроне на проектируемую музейную территорию вне контролируемой зоны аэропорта и стали доступны всем гостям аэропорта Толмачево. Два экспоната, в свое время, музею подарила авиакомпания "Алроса". Их заключительные рейсы из Мирного с пассажирами мне довелось встречать на перроне пару тройку лет назад.

Фото сделаны в апреле и июне 2022 г.

-2

Три лайнера, а также пожарная машина стоят в одной локации, еще один - ближе к въезду в аэропорт. Надеюсь, что территорию благоустроят и сделают комфортной для посетителей.

На проспекте Мозжерина при вьезде к аэропорту 5 июня 2012 года установлен Ту-154М а/к "Сибирь". Решение увековечить один из самых массовых реактивных пассажирских самолётов в истории отечественной гражданской авиации аэропорт Толмачёво и авиакомпания S7 Airlines приняли в год, когда авиапредприятия отмечали свои юбилейные даты: Толмачёво 55 лет, S7 Airlines – 20 лет. Кроме того, в феврале 2012 года исполнялось 40 лет со дня первого регулярного пассажирского рейса Ту-154. Новосибирские авиаторы приступили к освоению Ту-154 в 1974 году, первыми после московских коллег. К концу 70-х годов воздушные суда этого типа полностью заменили Ту-104, став основными на среднемагистральных направлениях (парк Толмачёво насчитывал к началу 90-х годов более тридцати «Туполей»). В Толмачёво был проведён комплекс работ по восстановлению самолёта и оборудованию площадки в районе контрольно-пропускного пункта №2 аэропорта, определённой для размещения лайнера. «Толмачёвский Туполь», как его ласково называют новосибирские авиаторы, встречает и провожает пассажиров и гостей аэропортового комплекса Толмачёво.

Ту-154М - RA-85628 - S7 Airlines.

-3

Самолёт Ту-154М RA-85628 выпущен 12.09.1987г. на Куйбышевском авиационном заводе (ныне ЗАО «Авиакор – авиационный завод», г. Самара). Первоначально эксплуатировался во Внуковском объединённом авиаотряде и имел номер СССР-85628. После разделения Аэрофлота на отдельные авиакомпании эксплуатировался в ОАО «Внуковские авиалинии», где получил в Государственном реестре номер RA-85628. После присоединения ОАО «Внуковские авиалинии» к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (2001-2002 годы) обслуживал маршруты компании вплоть до вывода самолётов типа Ту-154 из эксплуатации (октябрь 2008 года). Во время прохождения 2-го капитального ремонта (2004 год) получил фирменную, на тот момент, раскраску ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (белый фюзеляж, сине-голубой киль и хвостовая часть фюзеляжа с надписью на киле «СИБИРЬ»). Ту-154 RA-85628 имел допуск к полётам в европейские страны и был оснащён системами предупреждения столкновений в воздухе и раннего предупреждения близости земли, кислородной системой для пассажиров. За время эксплуатации совершил более 12 тысяч полётов, проведя в воздухе около 35 тысяч часов. Не знаю, как сейчас, в свое время изнутри ночью салон подсвечивался.

-4

Вторым экспонатом стал Ил-86 этой же компании. Первоначально он стоял на перронной стоянке, а позже, 24 октября 2013 г., был перемещен на специальную площадку слева от терминала. Позже компанию ему составил автомобиль пожарной охраны МЗКТ. При строительстве и реконструкции терминала самолет убирали на перрон, позже вернув на новое место .

2016 г.- стоянка перед терминалом

-5

Ил раньше называли "спасением воздушного транспорта Страны Советов" и самой надежной и комфортабельной отечественной машиной. В октябре-ноябре 2008 г. С7 вывела из эксплуатации все Ил-86. "Толмачево" выкупил лайнер, который был подготовлен на сдачу в металлолом.

Планировалось, что в хвостовой части будет детское кафе и музей аэропорта, а в передней — детальная реконструкция салона,а также сбор вещей, связанных с авиацией с 1957 года : фотографии, расписания, буклеты, билеты, бортовую посуду и так далее".

-6

Ил-86 - RA-86097 - S7 Airlines

-7

Детали

-8

Ил-86 - стал одним из первых самолетов, которым мне удалось полететь в самом раннем детстве в начале 80-х гг..

Задние стойки

-10
-11

Рядом с Илом занял свое место пожарный автомобиль МЗКТ-790912, выпущенный в 1994 г.

-12

29 сентября 2018 года авиакомпания "Алроса" передала в Музей легендарный самолёт Ту-154М «Ижма». Самолёт Ту-154М «Ижма» построен в 1990-м, в эксплуатации у авиакомпании «АЛРОСА» находился с 1999 года, налетав почти 24 тыс. часов. За последние пять лет на борту воздушного судна было перевезено более 138 тыс. пассажиров и почти 930 тонн различных грузов. На момент перелета, «АЛРОСА» являлась единственной в России компанией - коммерческим эксплуатантом самолётов Ту-154. Через некоторое время была выведен второй Ту-154, который по настоящее время находится на перроне аэропорта Толмачево (RA-85757).

-13

В церемонии передачи приняли участие пилоты, совершавшие всемирно известный рейс в 2010 году, командиры экипажа Евгений Новосёлов и Андрей Ламанов. Под руководством Ламанова самолёт Ту-154М «Ижма» совершил свой заключительный рейс из Мирного в Новосибирск.

Мой репортаж со встречи по ссылке

Напомним, что 7 сентября 2010 года, выполняя внутренний пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный—Москва, на борту самолета произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома.

Экипаж произвёл вынужденную посадку самолёта (визуально) в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на давно выведенную из эксплуатации и изначально непригодную для самолётов этого типа взлётную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки при пробеге самолёт выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в мелколесье. Никто из находившихся на его борту 81 человека (72 пассажира и 9 членов экипажа) не погиб и не пострадал.

-14

Вначале сообщалось о намерении авиакомпании-владельца списать повреждённый самолёт, но впоследствии лайнер был перегнан сначала в Ухту, а потом в Самару, где был отремонтирован и 16 июня 2011 года был возвращён владельцу для использования на регулярных авиалиниях.

-15
-16

Легендарный самолет, история которого легла в основу сюжета фильма «Елки-2», прибыл на место своей последней стоянки.В фильме роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак. По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром, не зная, работает ли он сейчас и следит ли кто-нибудь за его взлётной полосой. Для ориентирования в пространстве также используется стакан с водой. На счастье пилотов и пассажиров, именно в этом месте много лет исправно исполняет свой долг рядовой сотрудник авиации (его роль сыграл Владимир Меньшов), поддерживая взлётную полосу в рабочем состоянии. Прообразом этого сотрудника послужил Сергей Сотников.

-17

Четвертым самолетом стал Ту-134Б авиакомпании «Алроса». 22 мая 2019 г. был выполнен заключительный рейс легендарного самолёта Ту-134Б из города Мирного (Якутия) в город Новосибирск, где прошла его передача в Музей истории авиации. Самолёт на тот момент являлся единственным в России самолётом этого типа, который использовался на регулярных пассажирских рейсах. Чтобы сохранить память о самолёте авиакомпания приняла решение передать его в Музей истории авиации новосибирского аэропорта. Самолёт в аэропорту Толмачёво приветствовали аркой триумфа. Пассажирами заключительного рейса стали 72 человека, в том числе журналисты и любители отечественной авиации.

Мой репортаж о встрече Ту134 с водяной аркой - ссылка

-18

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработан ОКБ А.Н. Туполева. Серийный выпуск самолёта Ту-134 был начат в 1966 году. Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолётостроения. В историю российской гражданской авиации вошёл как один из самых массовых самолётов.

-21

-22
-23