Этот текст будет чуть вдогонку к предыдущим двум спин-оффам о соавторах Майлза Дэвиса, участвовавших вместе с ним в процессе рождения целого направления в джазе, принявших участие в создании эпохального альбома Birth Of The Cool.
Аранжировки для альбома писали пять человек: Майлз Дэвис, Гил Эванс, Джерри Маллиган, Джонни Кариси и Джон Льюис. О Майлзе, Гиле и Джерри вы уже худо-бедно что-то узнали. Остались двое: Джонни Кариси и Джон Льюис.
Интересно, что музыкальная карьера Джонни Кариси, в отличии от остальных партнёров по альбому, не стала яркой и выдающейся, хотя вклад в альбом был не менее заметный. Послушайте его пьесу Israel с пластинки. Она без сомнения является украшением альбома.
Но дальнейшая карьера Джонни не задалась. В интернете крайне мало информации о музыканте. Allmusic.com, например, пишет о нём: "писал для студий, подрабатывал классической музыкой и был музыкальным педагогом."
Зато пятый член кружка создателей cool-jazz Джон Льюис прожил яркую и заметную творческую жизнь. Рассказом о нём и закроем гештальт этой темы.
Джон Аарон Льюис родился 3 мая 1920-го года в Ла Гранже, штат Иллинойс, и после развода родителей переехал со своей матерью, певицей, в Альбукерке, штат Нью-Мексико. В четыре года, после смерти матери, Джон становится сиротой и его воспитанием займутся бабушка и прабабушка. Они позаботятся, чтобы Джон получил хорошее академическое музыкальное образование. Будучи ещё ребёнком ему приходится познакомиться с европейским музыкальным наследием. После окончания школы он начинает изучать антропологию в университете в Нью-Мексико (в Википедии написано антропологию и музыку). Там же он организует свой первый танцевальный джазовый оркестр. Во время второй мировой войны идёт служить в вооружённые силы, где в военном оркестре знакомится с би-боповым барабанщиком Кенни Кларком. Тот агитирует его после демобилизации ехать жить в Нью-Йорк, что Льюис и сделает, сразу попав там в би-боповую среду. К этому времени знаменитый тандем Чарли Паркера и Диззи Гилеспи уже распался и Диззи собрал свой знаменитый би-боповый биг-бэнд. С подачи Кенни Кларка Джон проходит пробы на место пианиста в оркестр Диззи и начинает гастролировать с коллективом. Работа в биг-бэнде заняла у Джона 2 года - с 1946-го по 1948-й.
Далее Льюис уходит в самостоятельное плавание. В это время он сотрудничает с многими музыкантами: Чарли Паркером, Лестером Янгом, Эллой Фицджеральд, Иллинойс Жаке, к этому же времени относится его знакомство с Майлзом Дэвисом, играющим в оркестре Паркера и кружком Гила Эванса.
На пластинке Birth Of The Cool перу Джона Льюиса принадлежат аранжировки таких пьес как: "Rouge", "Move" и "Budo".
Ещё работая с Диззи, случилась такая традиция: ритм-секция (фортепиано, бас и барабаны) и солист-виброфонист заполняли паузы, когда оркестрантам-духовикам требовался небольшой отдых между технически сложными би-боповыми пьесами. Таким образом пианист Джон Льюис, виброфонист Милт Джексон, контрабасист Рэй Браун и барабанщик Кенни Кларк мало-по-малу спаялись между собой в квартет. Этот квартет начал выступать в 1951-м году самостоятельно под названием квартет Милта Джексона. Годом позже, после ухода Рэя Брауна, его заменит Перси Хит, так же изменится название коллектива - The Modern Jazz Quartet. Название подчёркивает, что в нем нет лидера и все участники являются равноправными.
Дебютной записью станет пластинка 1952-го года Modern Jazz Quartet:
John Lewis - Composer, Piano
Milt Jackson - Composer, Vibraphone
Percy Heath - Bass
Ray Brown - Bass
Kenny Clarke - Drums
Al Johns - Drums
Как видим, состав музыкантов на записи ещё не канонический. Некоторые треки записаны составом квартета Милта Джексона с Рэем Брауном на басу. Местами на барабанах Эл Джонс.
Интересно, что звучание квартета окажется настолько сбалансированным с точки зрения тембров и темпераментов музыкантов, что даст коллективу возможность стать долгожителем. В те времена случалось такое не часто.
Но ещё одной важной особенностью ансамбля станет его репертуар. Как мы помним, Джон Льюис кроме хорошего академического образования приобрёл и любовь к европейской классической музыке. Также, поселившаяся в нём бацилла кул-джаза, породила страсть к организации музыкальной ткани ансамбля. В то время малые би-боп составы были ориентированы исключительно на солиста и по большому счёту лишь аккомпанировали ему. Не смотря на формальное отсутствие в ансамбле лидера, Льюис постепенно берёт на себя творческое руководство и со своим нью-йоркским квартетом делает то же самое, что делает на Западном побережье со своим квартетом Джерри Маллиган, только в аранжировках Джона совсем отсутствуют духовые.
Послушайте какого звучания удалось добиться благодаря новому подходу. Это уже классическое звучание The Modern Jazz Quartet. Альбом 1954-го года MJQ:
John Lewis - piano
Milt Jackson - Vibraphone
Percy Heath - bass
Kenny Clarke - drums
Horace Silver - piano
Henry Boozier - trumpet
Обратите особое внимание на композицию Джона Льюиса Vendôme - здесь явно слышно влияние европейской музыки барокко. Это новое звучание, на мой взгляд, отзовётся в сердцах многих европейских джазовых музыкантов 60-х, особенно заметно это по европейской киномузыке того времени.
В 1955-м году группу покидает Кенни Кларк и на его смену приходит барабанщик Конни Кэй и дальше уже состав меняться не будет. С новым барабанщиком квартет записывает пластинку Concord:
John Lewis - Composer, Piano
Milt Jackson - Composer, Vibraphone, Vocals
Percy Heath - Bass
Connie Kay - Drums
По 1974-й год Джон будет занят развитием The Modern Jazz Quartet. За это время группа выпустит более 40-ка пластинок и объездит с гастролями весь мир.
Хотел бы отметить только некоторые, на мой скромный взгляд, интересные релизы MJQ.
Это альбом Odds Against Tomorrow 1959-го года - саундтрек к фильму Ставки на завтра, написанный Джоном Льюисом и записанный квартетом.
The Modern Jazz Quartet and Orchestra 1960-го:
Third Stream Music 1960-го в коллаборации с основателем "Третьего течения" академического композитора и дирижера Гюнтера Шуллера.
John Lewis - Conductor, Piano
Milt Jackson - Vibraphone
Percy Heath - Bass
Connie Kay - Drums
Gunther Schuller - Composer, Conductor
Paul Ingraham - French Horn
Jimmy Giuffre - Clarinet, Composer, Sax (Tenor)
Betty Glamann - Harp
Bill McColl - Clarinet
Jim Hall - Guitar
Gerald Tarack - Violin
Joe Tekula - Cello
Manuel Zegler - Bassoon
Ralph Pena - Bass
Кстати, где-то в 1962-м году, будучи ещё участником MJQ Джон, при содействии Гюнтера Шуллера и перкуссиониста Гарольда Фарбермана, получает возможность собрать большой оркестр и поработать с ним в качестве руководителя. Оркестр будет называться Orchestra U.S.A. Кроме Джона материал для репертуара бэнда готовят: Гюнтер Шуллер, Гэри МакФарланд, Бенни Голсон, Джимми Джуффре, Холл Овертон, Тео Масеро и другие.
John Lewis - Arranger, Composer, Musical Director, Piano
Gunther Schuller - Composer, Conductor
Miljenko Prohaska - Composer
Nat Hentoff - Composer
Harold Farberman - Conductor
Arif Mardin - Composer
Benny Golson - Arranger, Composer, Sax (Tenor)
Coleman Hawkins - Sax (Tenor)
Skitch Henderso - Marimba, Narrator
Louis Mucci - Trumpet
Jerome Richardson - Sax (Alto)
Ray Shanfield - Sax (Baritone)
Nick Travis - Trumpet
Richard Davis - Bass
Joe Cocuzzo - Drums
Teo Macero - Producer
Но вернёмся к альбомам MJQ. Следующим релизом я бы посоветовал Lonely Woman 1962-го.
Заглавная композиция принадлежит перу джазового революционера-авангардиста Орнетта Коулмена. Джон один из немногих современников-джазистов, кто безоговорочно одобрил и поддержал начинания Орнетта. Примером тому может быть пластинка John Lewis Presents Jazz Abstractions на которой сам он не играет, но благодаря своему имени рекомендует новую музыку, в которой заняты музыканты под управлением Гюнтера Шуллера, включая и самого Орнетта.
Gunther Schuller - arranger, conductor
Jim Hall - guitar
Ornette Coleman - alto saxophone (tracks 1 & 4)
Eric Dolphy - alto saxophone, bass clarinet, flute (tracks 3 & 4)
Robert DiDomenica - flute (tracks 3 & 4)
Bill Evans - piano (tracks 3 & 4)
Eddie Costa - vibraphone (tracks 3 & 4)
Charles Libove, Roland Vamos - violin
Alfred Brown (track 2), Harry Zaratzian - viola
Joseph Tekula - cello
Alvin Brehm (track 1), George Duvivier (tracks 3 & 4), Scott LaFaro - bass
Sticks Evans - drums (tracks 1, 3 & 4)
И последним альбомом MJQ я бы порекомендовал Blues on Bach 1973-го года, так как с ним связано моё знакомство с коллективом в далёком 1997-м году. Концепция альбома такова: музыканты играют одно переложение оригинальной пьесы Иоганна-Себастьяна Баха для своего квартета и следом авторский джаз-блюз по мотивам этой композиции. Альбом очень легко воспринимается благодаря такому контрасту.
Кроме удачной концертной карьеры Джон занимается преподавательской деятельностью в знаменитом музыкальном колледже Бёркли и участвует в различных сайд-проектах. После распада MJQ в 1974-м музыканты будут ещё несколько раз собираться, чтобы давать концерты и записывать материал на студии, но деятельность коллектива с тех пор носит мемориальный характер.
Пожалуй, чтобы закончить этот рассказ, а так же окончательно закрыть тему с альбомом Birth Of The Cool, самое время поставить послушать работу Джерри Маллигана, запись которой он задумал ещё при жизни Майлза Дэвиса в 1991-м году и даже получил от Дэвиса предварительное согласие поучаствовать. Это переосмысление эпохального релиза Birth Of The Cool. Как мы узнаем в следующей части "шаг вперёд" (извините за спойлер) Майлз Дэвис скоропостижно скончается 28-го сентября 1991-го года, не дожив до начала реализаций замыслов Маллигана. В итоге свой мемориальный альбом Re-Birth Of The Cool Джерри будет записывать без великого трубача. Из оригинального состава студийных сессий конца 40-х примут участие, кроме самого Джерри только наш сегодняшний герой Джон Льюис и тубист Билл Барбер.
Обложка альбома Джерри Маллигана Re-Birth Of The Cool
https://music.yandex.ru/album/86487
Gerry Mulligan - Arranger, Composer, Sax (Alto), Sax (Baritone)
Mel Tormé - Vocals
Phil Woods - Sax (Alto)
John Lewis - Arranger, Composer, Piano
Johnny Carisi - Arranger, Composer
Gil Evans - Arranger
Wallace Roney - Trumpet
Billy Barber - Tuba
Dave Bargeron - Trombone
John Clark - French Horn
Dean Johnson - Bass
Ron Vincent - Drums
Такая вот грустная нота. Но надо же вас было хоть чуть-чуть подготовить к заключительной статье о Майлзе.
Автор заметки - Filumjazz
#filumjazz #Музыка #jazz #modern jazz quartet #john lewis
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: