Найти тему
Рок на БиС

Два шага назад. John Lewis. От рождения cool-jazz до Modern Jazz Quartet.

Этот текст будет чуть вдогонку к предыдущим двум спин-оффам о соавторах Майлза Дэвиса, участвовавших вместе с ним в процессе рождения целого направления в джазе, принявших участие в создании эпохального альбома Birth Of The Cool.

Аранжировки для альбома писали пять человек: Майлз Дэвис, Гил Эванс, Джерри Маллиган, Джонни Кариси и Джон Льюис. О Майлзе, Гиле и Джерри вы уже худо-бедно что-то узнали. Остались двое: Джонни Кариси и Джон Льюис.

Интересно, что музыкальная карьера Джонни Кариси, в отличии от остальных партнёров по альбому, не стала яркой и выдающейся, хотя вклад в альбом был не менее заметный. Послушайте его пьесу Israel с пластинки. Она без сомнения является украшением альбома.

Но дальнейшая карьера Джонни не задалась. В интернете крайне мало информации о музыканте. Allmusic.com, например, пишет о нём: "писал для студий, подрабатывал классической музыкой и был музыкальным педагогом."

Зато пятый член кружка создателей cool-jazz Джон Льюис прожил яркую и заметную творческую жизнь. Рассказом о нём и закроем гештальт этой темы.

Джон Льюис
Джон Льюис

Джон Аарон Льюис родился 3 мая 1920-го года в Ла Гранже, штат Иллинойс, и после развода родителей переехал со своей матерью, певицей, в Альбукерке, штат Нью-Мексико. В четыре года, после смерти матери, Джон становится сиротой и его воспитанием займутся бабушка и прабабушка. Они позаботятся, чтобы Джон получил хорошее академическое музыкальное образование. Будучи ещё ребёнком ему приходится познакомиться с европейским музыкальным наследием. После окончания школы он начинает изучать антропологию в университете в Нью-Мексико (в Википедии написано антропологию и музыку). Там же он организует свой первый танцевальный джазовый оркестр. Во время второй мировой войны идёт служить в вооружённые силы, где в военном оркестре знакомится с би-боповым барабанщиком Кенни Кларком. Тот агитирует его после демобилизации ехать жить в Нью-Йорк, что Льюис и сделает, сразу попав там в би-боповую среду. К этому времени знаменитый тандем Чарли Паркера и Диззи Гилеспи уже распался и Диззи собрал свой знаменитый би-боповый биг-бэнд. С подачи Кенни Кларка Джон проходит пробы на место пианиста в оркестр Диззи и начинает гастролировать с коллективом. Работа в биг-бэнде заняла у Джона 2 года - с 1946-го по 1948-й.

Далее Льюис уходит в самостоятельное плавание. В это время он сотрудничает с многими музыкантами: Чарли Паркером, Лестером Янгом, Эллой Фицджеральд, Иллинойс Жаке, к этому же времени относится его знакомство с Майлзом Дэвисом, играющим в оркестре Паркера и кружком Гила Эванса.

Обложка пластинки Birth Of The Cool Майлза Дэвиса
Обложка пластинки Birth Of The Cool Майлза Дэвиса

На пластинке Birth Of The Cool перу Джона Льюиса принадлежат аранжировки таких пьес как: "Rouge", "Move" и "Budo".

Ещё работая с Диззи, случилась такая традиция: ритм-секция (фортепиано, бас и барабаны) и солист-виброфонист заполняли паузы, когда оркестрантам-духовикам требовался небольшой отдых между технически сложными би-боповыми пьесами. Таким образом пианист Джон Льюис, виброфонист Милт Джексон, контрабасист Рэй Браун и барабанщик Кенни Кларк мало-по-малу спаялись между собой в квартет. Этот квартет начал выступать в 1951-м году самостоятельно под названием квартет Милта Джексона. Годом позже, после ухода Рэя Брауна, его заменит Перси Хит, так же изменится название коллектива - The Modern Jazz Quartet. Название подчёркивает, что в нем нет лидера и все участники являются равноправными.

Дебютной записью станет пластинка 1952-го года Modern Jazz Quartet:

John Lewis - Composer, Piano

Milt Jackson - Composer, Vibraphone

Percy Heath - Bass

Ray Brown - Bass

Kenny Clarke - Drums

Al Johns - Drums

Как видим, состав музыкантов на записи ещё не канонический. Некоторые треки записаны составом квартета Милта Джексона с Рэем Брауном на басу. Местами на барабанах Эл Джонс.

Интересно, что звучание квартета окажется настолько сбалансированным с точки зрения тембров и темпераментов музыкантов, что даст коллективу возможность стать долгожителем. В те времена случалось такое не часто.

The Modern Jazz Quartet: Кенни Кларк, Перси Хит, Джон Льюис, Милт Джексон
The Modern Jazz Quartet: Кенни Кларк, Перси Хит, Джон Льюис, Милт Джексон

Но ещё одной важной особенностью ансамбля станет его репертуар. Как мы помним, Джон Льюис кроме хорошего академического образования приобрёл и любовь к европейской классической музыке. Также, поселившаяся в нём бацилла кул-джаза, породила страсть к организации музыкальной ткани ансамбля. В то время малые би-боп составы были ориентированы исключительно на солиста и по большому счёту лишь аккомпанировали ему. Не смотря на формальное отсутствие в ансамбле лидера, Льюис постепенно берёт на себя творческое руководство и со своим нью-йоркским квартетом делает то же самое, что делает на Западном побережье со своим квартетом Джерри Маллиган, только в аранжировках Джона совсем отсутствуют духовые.

Послушайте какого звучания удалось добиться благодаря новому подходу. Это уже классическое звучание The Modern Jazz Quartet. Альбом 1954-го года MJQ:

John Lewis - piano

Milt Jackson - Vibraphone

Percy Heath - bass

Kenny Clarke - drums

Horace Silver - piano

Henry Boozier - trumpet

Обратите особое внимание на композицию Джона Льюиса Vendôme - здесь явно слышно влияние европейской музыки барокко. Это новое звучание, на мой взгляд, отзовётся в сердцах многих европейских джазовых музыкантов 60-х, особенно заметно это по европейской киномузыке того времени.

В 1955-м году группу покидает Кенни Кларк и на его смену приходит барабанщик Конни Кэй и дальше уже состав меняться не будет. С новым барабанщиком квартет записывает пластинку Concord:

John Lewis - Composer, Piano

Milt Jackson - Composer, Vibraphone, Vocals

Percy Heath - Bass

Connie Kay - Drums

The Modern Jazz Quartet: Джон Льюис, Перси Хит, Конни Кэй, Милт Джексон
The Modern Jazz Quartet: Джон Льюис, Перси Хит, Конни Кэй, Милт Джексон

По 1974-й год Джон будет занят развитием The Modern Jazz Quartet. За это время группа выпустит более 40-ка пластинок и объездит с гастролями весь мир.

Хотел бы отметить только некоторые, на мой скромный взгляд, интересные релизы MJQ.

Это альбом Odds Against Tomorrow 1959-го года - саундтрек к фильму Ставки на завтра, написанный Джоном Льюисом и записанный квартетом.

The Modern Jazz Quartet and Orchestra 1960-го:

Third Stream Music 1960-го в коллаборации с основателем "Третьего течения" академического композитора и дирижера Гюнтера Шуллера.

John Lewis - Conductor, Piano

Milt Jackson - Vibraphone

Percy Heath - Bass

Connie Kay - Drums

Gunther Schuller - Composer, Conductor

Paul Ingraham - French Horn

Jimmy Giuffre - Clarinet, Composer, Sax (Tenor)

Betty Glamann - Harp

Bill McColl - Clarinet

Jim Hall - Guitar

Gerald Tarack - Violin

Joe Tekula - Cello

Manuel Zegler - Bassoon

Ralph Pena - Bass

Кстати, где-то в 1962-м году, будучи ещё участником MJQ Джон, при содействии Гюнтера Шуллера и перкуссиониста Гарольда Фарбермана, получает возможность собрать большой оркестр и поработать с ним в качестве руководителя. Оркестр будет называться Orchestra U.S.A. Кроме Джона материал для репертуара бэнда готовят: Гюнтер Шуллер, Гэри МакФарланд, Бенни Голсон, Джимми Джуффре, Холл Овертон, Тео Масеро и другие.

John Lewis - Arranger, Composer, Musical Director, Piano

Gunther Schuller - Composer, Conductor

Miljenko Prohaska - Composer

Nat Hentoff - Composer

Harold Farberman - Conductor

Arif Mardin - Composer

Benny Golson - Arranger, Composer, Sax (Tenor)

Coleman Hawkins - Sax (Tenor)

Skitch Henderso - Marimba, Narrator

Louis Mucci - Trumpet

Jerome Richardson - Sax (Alto)

Ray Shanfield - Sax (Baritone)

Nick Travis - Trumpet

Richard Davis - Bass

Joe Cocuzzo - Drums

Teo Macero - Producer

Но вернёмся к альбомам MJQ. Следующим релизом я бы посоветовал Lonely Woman 1962-го.

Заглавная композиция принадлежит перу джазового революционера-авангардиста Орнетта Коулмена. Джон один из немногих современников-джазистов, кто безоговорочно одобрил и поддержал начинания Орнетта. Примером тому может быть пластинка John Lewis Presents Jazz Abstractions на которой сам он не играет, но благодаря своему имени рекомендует новую музыку, в которой заняты музыканты под управлением Гюнтера Шуллера, включая и самого Орнетта.

Gunther Schuller - arranger, conductor

Jim Hall - guitar

Ornette Coleman - alto saxophone (tracks 1 & 4)

Eric Dolphy - alto saxophone, bass clarinet, flute (tracks 3 & 4)

Robert DiDomenica - flute (tracks 3 & 4)

Bill Evans - piano (tracks 3 & 4)

Eddie Costa - vibraphone (tracks 3 & 4)

Charles Libove, Roland Vamos - violin

Alfred Brown (track 2), Harry Zaratzian - viola

Joseph Tekula - cello

Alvin Brehm (track 1), George Duvivier (tracks 3 & 4), Scott LaFaro - bass

Sticks Evans - drums (tracks 1, 3 & 4)

И последним альбомом MJQ я бы порекомендовал Blues on Bach 1973-го года, так как с ним связано моё знакомство с коллективом в далёком 1997-м году. Концепция альбома такова: музыканты играют одно переложение оригинальной пьесы Иоганна-Себастьяна Баха для своего квартета и следом авторский джаз-блюз по мотивам этой композиции. Альбом очень легко воспринимается благодаря такому контрасту.

Кроме удачной концертной карьеры Джон занимается преподавательской деятельностью в знаменитом музыкальном колледже Бёркли и участвует в различных сайд-проектах. После распада MJQ в 1974-м музыканты будут ещё несколько раз собираться, чтобы давать концерты и записывать материал на студии, но деятельность коллектива с тех пор носит мемориальный характер.

Пожалуй, чтобы закончить этот рассказ, а так же окончательно закрыть тему с альбомом Birth Of The Cool, самое время поставить послушать работу Джерри Маллигана, запись которой он задумал ещё при жизни Майлза Дэвиса в 1991-м году и даже получил от Дэвиса предварительное согласие поучаствовать. Это переосмысление эпохального релиза Birth Of The Cool. Как мы узнаем в следующей части "шаг вперёд" (извините за спойлер) Майлз Дэвис скоропостижно скончается 28-го сентября 1991-го года, не дожив до начала реализаций замыслов Маллигана. В итоге свой мемориальный альбом Re-Birth Of The Cool Джерри будет записывать без великого трубача. Из оригинального состава студийных сессий конца 40-х примут участие, кроме самого Джерри только наш сегодняшний герой Джон Льюис и тубист Билл Барбер.

-5

Обложка альбома Джерри Маллигана Re-Birth Of The Cool

https://music.yandex.ru/album/86487

Gerry Mulligan - Arranger, Composer, Sax (Alto), Sax (Baritone)

Mel Tormé - Vocals

Phil Woods - Sax (Alto)

John Lewis - Arranger, Composer, Piano

Johnny Carisi - Arranger, Composer

Gil Evans - Arranger

Wallace Roney - Trumpet

Billy Barber - Tuba

Dave Bargeron - Trombone

John Clark - French Horn

Dean Johnson - Bass

Ron Vincent - Drums

Такая вот грустная нота. Но надо же вас было хоть чуть-чуть подготовить к заключительной статье о Майлзе.

Автор заметки - Filumjazz

#filumjazz #Музыка #jazz #modern jazz quartet #john lewis

Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: