В жизни Ивана Константиновича Айвазовского была одна подлинная страсть — море. На его картинах лунные дорожки словно светятся, а прозрачная «волна Айвазовского» вошла в историю искусства. Ко дню рождения великого мариниста вспоминаем его морские пейзажи.
«Морские волны запали мне в душу…»
Уже первое участие в академической выставке принесло успех юному художнику. Картины Айвазовского «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» получили высокую оценку и стали причиной скандала. В то время Айвазовский стажировался у французского мариниста Филиппа Таннера, который приехал в Россию по приглашению императора и тоже участвовал в выставке. Ученик превзошел учителя — Айвазовский получил медаль и хвалебные отзывы в прессе, а Таннера упрекнули в манерности.
Обиженный француз пожаловался императору, а тот велел убрать картины Айвазовского с выставки. Только заступничество друзей спасло художника от немилости. Баснописец Иван Крылов так утешал юного гения: «Я видел картину твою — прелесть как она хороша. Морские волны запали мне в душу и принесли к тебе, славный мой… Что, братец, француз обижает? Э-эх, какой же он… Ну, Бог с ним! Не горюй!..»
«Движения живых стихий неуловимы для кисти…»
Почти все пейзажи Айвазовский писал не с натуры, а по памяти в мастерской. Своеобразная манера позволяла художнику работать очень быстро — он не писал многочисленные этюды и эскизы, а лишь делал скупые карандашные наброски, позже восстанавливая по ним всю картину. Айвазовский считал, что «движения живых стихий неуловимы для кисти».
В Сорренто он три недели писал с натуры вид, который до него изобразил первооткрыватель русской пейзажной живописи Сильвестр Щедрин, а затем — тот же вид в Амальфи. К удивлению художника, пленэрные работы, на которые он потратил столько времени и сил, оставили публику на выставке равнодушной — в отличие от написанных по памяти восхода и заката в Вико. С тех пор Айвазовский писал, полагаясь исключительно на свою феноменальную память.
Почему светится лунная дорожка
Одним из излюбленных мотивов Айвазовского была лунная дорожка. Она словно светится на его картинах. Существует легенда, что, когда во время пребывания в Италии художник представил публике на одной из выставок картину «Неаполитанский залив в лунную ночь», зрители и критики пытались отыскать за рамой лампу. Казалось невероятным, что живописец сумел лишь красками, пастозными мазками белил с желтоватым оттенком передать свечение моря, в котором отражается высокая луна. Не раз после этого художник прилюдно писал марины, поражая зрителей мастерством в передаче игры света.
Секрет прозрачной «волны Айвазовского»: техника лессировки
Особенно ярких романтических эффектов Айвазовских достигал драматическим изображением разыгравшейся водной стихии или сложной игрой предзакатного освещения. Образ бури часто повторяется в его картинах — и всегда сквозь шторм пробивается луч света, обещающий спасение во тьме.
Пронизанные светом, почти прозрачные волны, вошедшие в историю искусства под именем Айвазовского, художник создавал с помощью техники лессировки, нанося тончайшие слои краски друг на друга. Чтобы добиться эффекта прозрачной волны, Айвазовский часто лессировал ее в основании, придавая ей глубину и цветовую насыщенность. Лессировка не была для него завершающим этапом работы над картиной — зачастую он использовал ее в начале, превращая белый грунт холста в светящуюся поверхность.
Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.
Для справки:
Любоваться морскими пейзажами Айвазовского лучше всего вживую. Например, в Третьяковской галерее или Русском музее, давним партнером которых выступает банк ВТБ.
18+