Продолжаем рассказывать о необычных инструментах симфонического оркестра.
1. Перестроенные инструменты
В эпоху романтизма композиторы стали включать в партитуры партии для необычно настроенных инструментов: намеренное отклонение от звукового эталона помогало им достичь особых эффектов. Например, в «Пляске смерти» Камиль Сен-Санс использует скрипку, две верхние струны которой образуют не квинту, а тритон — интервал, который часто называли дьявольским. Надтреснутое звучание скрипки передаёт атмосферу ночного кладбища и просыпающейся нечисти.
2. Египетские трубы
Этот инструмент был создан специально для премьеры оперы Джузеппе Верди «Аида» в 1871 году. В знаменитом триумфальном марше во втором действии звучат особые фанфары, названные египетскими. Вдохновившись описаниями древних инструментов в текстах Плутарха, Верди поручил бельгийскому мастеру, изобретателю саксофона Адольфу Саксу создать новый вид труб. Они были в несколько раз длиннее обычных, а их тембр отличался блеском, яркостью и звонкостью. Изобретение египетских труб до последнего держалось в тайне, и даже участники премьеры в Каире были убеждены, что инструменты являются элементом бутафории. Но когда трубы, размещённые с двух сторон сцены, зазвучали на генеральном прогоне, изумлению слушателей не было предела.
3. Подготовленное фортепиано
В XX веке появилось понятие подготовленного фортепиано: внутрь инструмента — между молоточками и струнами — помещались различные предметы, благодаря чему тембральная окраска резко менялась и фортепианное звучание совмещалось с перкуссионным. В 1913 году француз Эрик Сати, положив на струны рояля бумажный лист, исполнил свои «Шесть крошечных танцев». А в 1930-х годах для подготовленного фортепиано стал активно сочинять Джон Кейдж — один из самых известных композиторов-авангардистов.
«Моя цель — дать пианисту в руки целый ударный оркестр и подарить ему безграничные возможности», — писал он.
Больше узнать о симфоническом оркестре и редких инструментах можно на концертах абонемента «Язык музыки»