Доказательная социальная политика означает решение проблем социальной сферы новыми методами, эффективность которых подтверждена научными исследованиями и успешным применением в других странах или регионах. В России, по мнению экспертов ВШЭ, систематизация доказательств и оценок пока не налажена. Одним из форматов доказательной соцполитики может стать создание ее инфраструктуры — банков данных о работе социальных программ в разных регионах.
Плюсы и минусы доказательного подхода в социальной политике обсудили на семинаре Института социальной политики НИУ ВШЭ (ИСП). Заместитель директора Института Оксана Синявская представила доклад «Доказательная социальная политика: парадигмальное разнообразие, банки социальных программ с доказанной эффективностью и возможности применения в России».
Термин «доказательная социальная политика» появился в документах правительства Тони Блэра (премьер-министр Великобритании в 1997–2007 годах), когда «новые левые» стремились научно обосновать принятые решения. Постепенно государства перешли от мониторинга реализации программ к оценке вероятных эффектов на стадии разработки. Решения теперь готовятся с использованием научных работ, проводимых по четкой методике с понятными критериями.
Главные аргументы в пользу доказательной СП — более высокая вероятность выбора эффективного подхода к решениям, предполагающим выделение значительных бюджетных средств и влияющим на повышение благосостояния и предоставление общественных благ.
Оксана Синявская напомнила, что Майкл Кремер, Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло удостоились Нобелевской премии по экономике в 2019 году как раз за разработку экспериментальных методов снижения бедности. Другим примером доказательной СП она назвала длительное исследование партнерства медсестер и семьи в США. Оно выявило снижение жестокого обращения с детьми, материнской судимости и улучшение развития детей.
Россия начала использовать доказательную СП позже, что позволяет учесть накопленный опыт и осмыслить сложности ее применения. Ключевыми барьерами Оксана Синявская назвала подвижность изменений, комплексность результатов социальной политики и связанные с этим сложности в определении эффектов отдельных программ.
Доказательная политика, подчеркнула эксперт, не панацея от ошибок. Она предостерегла от стремления свести ее к моделированию и количественной оценке эффективности отдельных программ, а также к оптимизации расходов. При всех сложностях доказательная социальная политика является благом для общества, она усиливает связи органов государства и руководителей с учеными в области сбора, использования и распространения доказательств, позволяет оценить эффекты инициатив, предлагаемых для улучшения благосостояния населения.
Одним из форматов доказательной СП может стать создание ее инфраструктуры — банков данных о работе социальных программ в разных регионах. В США и Евросоюзе такие банки созданы. В ЕС, кроме этого, сформированы банки инновационных практик. В России, по мнению Оксаны Синявской, систематизация доказательств и оценок пока не налажена.
Заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции ВШЭ Елена Ярская-Смирнова, назвала идею доказательной социальной политики привлекательной. Однако, отметила она, не все поддается классификации, возникают вопросы к источникам, качеству и объему данных, необходимых для принятия решений. Вероятно, доказательная политика также потребует переподготовки социальных работников, создания новых образовательных программ.