Взгляд на прошлое авиакомпании Mexicana, как пионера в авиационной отрасли
Mexicana de Aviación была одной из старейших авиакомпаний мира. В действительности мексиканская авиакомпания впервые начала полёты под этим названием в 1924 году. Поскольку в том же году она смогла поглотить своего конкурента, корни основания которого уходят в 1921 год, она, соответственно, указала год своего основания задним числом. В 2021 году «Мексикане» исполнилось бы сто лет, если бы она не обанкротилась двенадцать лет назад. Исключительно финансируя свой флот через лизинговые контракты, авиакомпания безнадежно перерасходовала свои ресурсы, что и стало причиной банкротства.
«Estados Unidos Mexicanos», «Соединенные Мексиканские Штаты», как официально называется эта латиноамериканская страна, состоит из 31 штата. Метрополия вокруг Мехико с населением 22 миллиона человек является одним из крупнейших мегаполисов в мире. Экономика страны, которая одной из основныз направлений которой является экспорт, занимает 15-е место в мире, но огромное социальное неравенство способствует коррупции и преступности до такой степени, что они наносят огромный ущерб, в особенности туризму. Помимо всего прочего, уровень преступности в стране даже вдохновил начинания в современной Мексике. Прежде всего, основание авиакомпании Mexicana в 1924 г. было ответом на многочисленные атаки на зарплаты сотрудников в нефтяной промышленности, которая в то время процветала после открытия богатых запасов на побережье Мексиканского залива. Снова и снова грабили денежные средства, перевозившиеся к рабочим на буровых полях, разбросанных по всей стране, что вынуждало американского банкира Джорджа Л. Риля искать более безопасные пути транспортировки денег для выплаты заработной платы. Именно во время одного из авиашоу ему пришла в голову идея перевозить денежные средства воздушноым транспортом. Он приобрел три биплана «Линкольн Стандарт», участвовавших в авиасалоне, и 24 августа 1924 года вместе с американцем У.Л. Мэллори, он основал Compañía Mexicana de Aviación (CMA) в Тампико.
Всего одним месяцем позже молодая авиакомпания поглотила Compañía Mexicana Transportación Aérea (CTMA), конкурента, основанного тремя годами ранее, поэтому авиакомпания теперь считается четвертой старейшей авиакомпанией в мире после KLM, Avianca и Qantas. В 1925 году американский производитель самолетов Шерман Фэирчайлд приобрел более 20 процентов акций компании при условии, что он будет поставлять необходимые авиазапчасти.
Мексикана начала полеты из Мехико в Тампико на самолетах Fairchild FC-2. Влияние США резко возросло в 1929 году с приходом к власти Pan American. Хуан Триппе хотел активного продвижения в Мексике для своего Par Am и расширения своей маршрутной сети на оба американских континента. Первый маршрут из Мехико в Браунсвилл в Техасе был запущен на Ford Trimotor, и командиром был не кто иной, как Чарльз У. Линдберг, который первым совершил беспосадочный самостоятельный перелет из Нью-Йорка в Париж в 1927 году на одномоторном «Дух Сент-Луиса».
В 1930-е годы произошло массовое увеличение воздушных маршрутов в Центральную Америку, а еще одной важной вехой после поглощения Aerovías Centrales в 1936 году стало появление регулярных рейсов в Лос-Анджелес. Mexicana была первой иностранной авиакомпанией, которая начала полёты в столицу Калифорнии. 1940-е годы ознаменовались масштабной модернизацией флота. После первого Douglas DC-2 Mexicana смогла приобрести большое количество излишков американских военных C-47 и C-54 после Второй мировой войны и преобразовала с помощью Douglas в гражданские DC-3 и DC-4. Douglas DC-6 стали флагманами винтового флота в 1950-х годах, впервые предложив клиентам комфортную герметичную кабину.
Проблемы реактивного века
Но это было ничто по сравнению с большим событием 1960 года, когда эра реактивных самолетов началась с четырех самолетов de Havilland DH-106 "Comet 4" для Мексиканы, как официально называлась авиакомпания с 1959 года. Они оставались там в эксплуатации в течение десяти лет.
В 1966 году в рамках пополнения воздушного парка был получен первый Боинг 727-064, который оставался самым главным типом самолета во флоте на протяжении многих лет. В то же время авиакомпания всё чаще сталкивалась с финансовыми трудностями из-за роста затрат, ужесточения конкуренции и трудовых споров. В 1968 году пришлось объявить о банкротстве, в результате чего был заменен весь совет директоров. В 1969 году новой команде менеджеров удалось наладить дела в финансовом отношении, но в том же году Mexicana трагически пострадала в двух серьезных авариях с участием своих новых 727-х. Тем не менее, авиакомпания осталась верна Boeing, как производителю, и начала переговоры о приобретении удлиненного 727-200. Однако это приобретение создало проблемы для авиакомпании, которой часто приходилось обслуживать высотные аэропорты в теплом климате.
Оригинальный 727-200 был оснащен самым мощным двигателем меньшего 727-100, турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney (P&W) JT8D-9 с тягой 64,5 кН. Этого было недостаточно, чтобы позволить полностью загруженному Боингу 727-200 взлететь из высокогорных и жарких аэропортов страны. Наиболее оригинальное решение этой проблемы было найдено в 1968 г. — использование ракетных установок под крыльями. В результате появился 727-264/JATO, оснащенный вспомогательными ракетами на случай отказа одного из трех двигателей. Это выглядело эффектно, но было несколько опасно, и в 1973 году технология исчезла почти сама собой. В том же году P&W предложила более совершенный JT8D-17R, гораздо более мощный двигатель с тягой 77,4 кН. Имея такие двигатели, Mexicana заказала 24 самолета Boeing 727-264B Advanced. Ряд дополнительно арендованных самолетов сделал авиакомпанию на какое то время крупнейшим оператором самолетов 727 за пределами США.
Другой триджет также привлек внимание всего мира из-за особых требований к высокогорным аэропортам. Специально для Mexicana компания McDonnell Douglas разработала DC-10-15, «горячий и высокий» вариант триджета — комбинацию среднемагистрального DC10-10 с более мощными двигателями дальнемагистрального ДС10-30. С 1981 года было поставлено три таких больших трехдвигательных самолета, а позже за ними последовали четыре обычных -10. Они эксплуатировались до 1996 года.
Однако авиакомпании просто не дали перевести дух и получить прибыль от этих технических на то время новинок. Едва улегся шок от вышеупомянутых происшествий, как в результате событий в США мексиканское правительство распорядилось о дерегулировании своего рынка, что привело к созданию нескольких новых перевозчиков. К сожалению, одновременный экономический кризис вновь привел к значительной девальвации мексиканского песо. Это стало причиной огромных трудностей для всех авиакомпаний Мексики. В 1995 году правительство учредило национальную холдинговую компанию CINTRA, Corporación Inter nacional de Transporte Aéreo, и национализировало всех перевозчиков под этой эгидой. Это даже привело к слиянию Mexicana и уже принадлежащей государству Aeroméxico.
Но, несмотря на все это, Mexicana настолько хорошо сыграла свою роль уже зависимой компании в группе, что на рубеже тысячелетий стала членом престижного Star Alliance, созданного вокруг United и Lufthansa. Однако это, в свою очередь, не принесло мексиканцам большой пользы, поскольку вскоре возник спор о правах на соместные перевозки с «Юнайтед». Таким образом, этот вояж закончился уже в 2004 году, и так получилось, что одновременно Боинг тоже перестал играть свою некогда важную роль в жизни авиакомпании. Mexicana списала свои последние 727 самолетов в 2003 году, последние 757 в 2008, и с тех пор полагалась на технологически продвинутое (на то время) семейство узкофюзеляжных самолетов Airbus.
В дополнение к уже имеющимся самолетам A319 и A320, Mexicana даже вводит во флот десять менее популярных самолетов A318. Для дальнемагистральных рейсов, в том числе в Европу, еще пять самолетов B767 были закуплены у SAS и других авиакомпаний.
В начале 1991 года авиакомпания получила уникальный новый "наряд", созданный местными художниками, в котором цветовая гамма изменялась. Мексикану стали больше узнавать, благодаря этой ливрее, в которой были элементы древней культуры страны.
Изначально каждый самолет имел свою собственную схему окраски, например, красочную мозаику, основанную на каменных рельефах реликвии Митлы, или с геометрическими узорами, вдохновленными одеждой и одеждой коренных жителей. Что осталось, так это сам логотип авиакомпании, который даже сохранили в виде каменного памятника в аэропорту Ампико, вечного напоминания о влиятельной культуре ацтеков. Однако через несколько лет самолеты были окрашены в однородный зеленый цвет, который позже стал синим.
Отчаянная борьба за выживание
2005 год снова стал решающим для авиакомпании. Aeroméxico и ее конкурент Mexicana были реприватизированы, а Mexicana была продана гостиничной сети Grupo Posadas. Кроме того, по стопам нескольких более мелких дочерних компаний CINTRA, снова появилась настоящая региональная дочерняя компания MexicanaClick, которая должна была конкурировать с авиакомпаниями из быстро развивающегося сегмента недорогих рейсов, предлагая внутренние мексиканские маршруты по низким тарифам. Она была оснащена самолетами Fokker 100 и Boeing 717, а ее дочерняя компания MexicanaLink эксплуатировала самолеты Bombardier CRJ-200. «Мексикана» росла, как и сеть маршрутов, количество пассажиров и количество перевозимых грузов. Она также получила несколько наград, таких как «Лучшая авиакомпания Латинской Америки» Skytrax в 2006 году и «Лучший бизнес в Центральной и Латинской Америке» в 2007 году. Это сделало её привлекательным кандидатом на второе место среди крупных альянсов, альянса Oneworld, основанного вокруг American Airlines и British Airways. В 2009 году Мексикана присоединяется к этому альянсу, и вместе со своим новым партнером Iberia, выполняет регулярные полеты в Мадрид на двух самолетах Airbus A330-200.
В это время Mexicana совершает роковую ошибку, закупив свой новый парк самолетов Airbus исключительно по лизинговым контрактам. Несмотря на то, что изначально такой контракт значительноэкономит затраты на приобретение, этот тип финансирования требует огромной и постоянной ликвидности, поскольку лизинговые платежи на сумму в миллионы должны выплачиваться месяц за месяцем. Кроме того, лизованый самолет не являлся активом на балансе. Таким образом, малейшее нарушение операционного дохода могло привести к чрезмерной задолженности в балансе. Что и произошло с Mexicana в результате мирового финансового кризиса 2008 года. После того, как ряд лизинговых компаний США и Канады уже забрали свои самолеты, Mexicana была вынуждена объявить себя неплатежеспособной в начале августа 2010 года. В процессе этой процедуры авиакомпания должна была быть реструктурирована и одновременно реорганизована под защиту кредиторов. Завязалась ожесточенная борьба за выживание, и хотя о якобы успешной продаже компании мексиканскому консорциуму предпринимателей было объявлено 23 августа 2013 года, всего через четыре дня полеты были полностью приостановлены.
Новые владельцы быстро осознали потребность в дополнительных инвестициях. Но процесс поисказ инвесторов занял необычайно много времени, в течение которого авиакомпания буквально умирала. Только в ноябре 2010 г. было неожиданно объявлено, что найден дополнительный инвестор в лице американской компании PC Capital, и что полеты начнутся в 2011 г. всего с шестью самолетами. Однако этого так и не произошло, поскольку ни мексиканские, ни американские власти не дали этому ход из-за нерешенных финансовых проблем. В том же году последний самолет был исключен из списка флота, оставив от Mexicana только скелет. Наконец, в апреле 2014 года, после очередных безуспешных попыток реанимировать авиакомпанию, федеральный суд Мексики окончательно признал авиакомпанию непригодной для реструктуризации, в результате чего ее пришлось ликвидировать. «Как в стране, так и в авиакомпании» - выражение, столь часто используемое для описания общей судьбы авиации. В данном случае это была Mexicana, как авиакомпания и Мексика, как государство — одно уже потерпело крах, а другое, как «несостоявшееся государство», тоже рискует стать жертвой перманентного экономического кризиса и разгула преступности. Дела в Мексике действительно обстоят не очень хорошо, но это не ново, и мексиканцы каким-то образом доказали, что жизнь продолжается. «Земле ацтеков» с ее великой историей и множеством культурных ценностей можно пожелать только всего наилучшего.