Дополненная реальность, или AR, накладывает виртуальную среду на реальную и создаёт новое пространство. Такая подгонка миров друг к другу сегодня считается самой прогрессивной, не выбивает человека из настоящей реальности, но даёт новый обзор.
Не сказать, чтобы подходы AR-технологий категорические разделились по мировым зонам, встретить ноу-хау можно везде, но где-то заход технологий как ракета, где-то как старый пылесос. 😌
Начнём с родного отечества
Что нам нужно: Мобильный телефон или другой гаджет + скачанное приложение Артефакт + к примеру, Пушкинский музей
Принцип работы: В приложении есть камера, наводите её на картину (без qr-кода, спецоснащения, блютуз-маятников и прочих приспособлений 21 века). Приложение считывает "активные точки" объекта, на которых экскурсовод чаще всего останавливается во время рассказа (улыбка героя, радуга на заднем фоне, мазок художника), - и выдает вам информацию о них.
Плюс: Персонализация. Мы наводим экран мобильного устройства на интересующий нас экспонат и проходим мимо того, что нам безразлично. Например, я не смотрю на выставках натюрморты и выделяю в живописи лишь парочку фруктово-овощных картин, которые реально заслуживают внимания, благодаря либо омару, либо черепу. На них можно направить смартфон и узнать всю подноготную. Остальные - мимо.
Ощутимый минус: Больше похоже на Википедию. 😕 Познавательный момент на вершине, визуальная увлекательность больше для фанатов живописи.
Более продвинутый
Что нужно: Билет в музей. VR- и AR-платформы подключены в крупнейших музея мира. Кливлендский музей искусств, Смитсоновский музей американского искусства, Национальный музей естественной истории в Париже, Музей естественных наук Бельгии, Британский музей и много других.
Принцип работы: При входе в музей вам дадут планшет, его надо будет навести на qr-код объекта. Вариант позанятнее, так как картинка оживет и появится анимация.
AR-элементы проектируется под каждую экспозицию, и даже самая скучная экспозиция может прослыть фурорной выставкой благодаря AR-приложению.
Если речь о картинах, то развлекательный эффект дополненной реальности проявляется в оживших персонажах полотен либо их шуточном перевоплощении. Можно посмотреть, как картина создавалась, начиная с первых штрихов. Если речь об артефактах, то с помощью AR-технологии они приобретают изначальный вид в 3D. Если это объемный предмет (ваза, чашка, статуя), то ты можешь ее «покрутить-повертеть» в приложении (съемка 360 градусов).
Плюс: Визуально увлекательнее. 👏Экспонат оживает, двигается, видна хронология его изменений – есть, на что поглазеть и заодно получить информацию в интересном формате.
Минус: Нет эффекта погружения, и вы таскаете этот планшет, держите на весу и смотрите в маленький экран, а хотелось бы перспективы – бесшовного соединения реальностей.
Самый мощный
Азия его осваивает на скоростях света, и у них технологии с искусством только что не близнецы.
Что нужно: AR-очки
Принцип работы: Приходите в музей со своими AR-очками, скачиваете специальную программу, чтобы видеть не только движения объектов, но наблюдать ту самую бесшовность пространства. Видеть, как скелет динозавра обрастает плотью, кожей или чешуёй, как прилетает птичка и садится на него, слышать его рычание. Такой себе 3D-мультик по мотивам инсталляции.
Ощутимый минус: Достаточно дорого (но не запредельно😉, учитывая, что AR-очки можно использовать помимо этого культурпросвет-мероприятия).
Плюс: AR-очки – универсальный гаджет и, приобретая его, покупаете массу других возможностей и приятностей. Так что, это не отдельный поход в музей, – это ассортимент услуг в кармане или в сумочке.
Сегодня сюжетные инсталляции уже не кажутся фантазией: если вы решите посетить зал доисторических животных, они будут ходить или проплывать мимом вас. Аналогично с путешествиями в Антарктику - они доступны за стоимость входного билета и подойдут даже тем, кто боится холода.
Так что без AR в искусстве уже будет скучновато, какой бы вариант мы не выбрали. Не имеет особого значения, какой перед нами экспонат: фрагмент древнего кувшина или череп рептилии. Посетителя увлечёт осмотр не зуба мамонта на постаменте в экспозиции, а трёхмерный образ самого мастодонта в визуальной проекции, начиная со скелета и заканчивая покрытием шерстью.