Найти тему
Культурный котик

Нужно ли дочитывать неинтересные книги. Опять бросаешь?

Я читаю много и быстро, но в последние годы у меня появилась нехорошая привычка - бросать книги недочитанными. Вот прям может двадцать страниц до конца оставаться, а я закрою книгу и никогда больше к ней не вернусь. Это действительно множество недочитанных произведений, процентов 80% из того, что я читаю, в итоге остается незавершенным.

Сегодня я хотела бы поговорить об этой литературной проблеме и поделиться своими выводами о том, почему мы не дочитываем книги, и нужно ли это делать вопреки своему желанию.

Фото автора канала с книгой
Фото автора канала с книгой

Я - человек с быстрым умом, легко переключающийся между разными типами информациями и заглатывающий невероятные объемы, как пеликан. Сначала я страстно и жадно бросаюсь на новую книжку, за день прочитываю страниц 250-300, а потом разочарованно осознаю, что она меня: а) не удивила; б) не протащила от начала и до конца; в) не дала по сути ничего нового моему уму и мировосприятию.

Соответственно полезность произведения для меня находится на околонулевом уровне. Чаще всего такое происходит с беллетристикой ( у меня просто горы недочитанных жанровых романов, их я уже читаю исключительно в электронном виде, потому что знаю, скорее всего, мне не зайдет), но и с некоторыми интеллектуальными вещами тоже. Особенно, если это биография какого-нибудь интересного мне исторического деятеля или знаменитости, просто от еще одного автора. Тут я могу сравнить с предыдущим опытом, понять, что автор не дотягивает или не рассказывает ничего нового, поэтому я со спокойной совестью откладываю такой труд.

Что я дочитываю всегда, даже если мне кажется, что польза от такого чтения стремится к нулю, и приходится делать над собой усилия? Во-первых, это классика, потому что ее попросту нужно знать, и столько экспертов, признавших книгу, могут, конечно, ошибаться, но в ней наверняка что-то есть. Возможно, нечто такое, что я с первого раза не улавливаю или же пока не понимаю в силу ограниченности моего восприятия. В таком случае я усиленно налегаю на критику и филологические исследования, которые как раз и создаются для того, чтобы объяснить смысл и ценность произведения. Иногда у меня все равно не лежит душа даже к классике по итогу, но я хотя бы начинаю понимать, что нашли в ней другие люди, профессионально разбирающиеся в теме.

Во-вторых, книги по философии. Их тоже не прочтешь с наскока и за один вечер. Нужно сидеть, вникать, подчеркивать, вспоминать отсылки из других трудов и усиленно копаться в памяти. Это может быть муторно, но в данном случае чтение не для удовольствия - это полноценная интеллектуальная работа, которая как раз обогащает ум и может скорректировать мировосприятие. Я в этом плане всегда открыта, мне кажется, костенеть и выбирать одно мировоззрение неправильно, их может быть несколько, они могут противоречить или же дополнять друг друга. Истина всегда не одна, чем больше ты осознаешь и поймешь, тем лучше для тебя же. Это моя деформация, я хочу все понять и осознать. Это невозможно, как и прочитать все стоящие книги, но стремиться все равно можно и нужно, ведь нет предела совершенству.

Для себя я разделила книги на два типа: для отдыха и для работы ума. Те, которые я отношу к легкому чтиву, я читаю для развлечения, по типу: "я сегодня устала, ну давайте, удивите меня, слабо?" Если произведение меня не удивляет и не увлекает, я без зазрения совести его бросаю: в мире столько книг, которые нужно успеть прочесть, а время - слишком драгоценный ресурс. При этом я далеко не всеядный читатель и изначально выбираю книги довольно придирчиво, но жанровая литература все равно строится по определенным лекалам, и, если легко можно понять, как книга устроена, и к чему все идет, то стоит ли ее дочитывать? Это ощущение вторичности возникает с опытом, когда ты понимаешь, что это все уже было сотни раз, и тебе становится просто неинтересно. В таком случае я не вижу смысла дочитывать.

А вы часто не дочитываете книги, корите себя за это или нет?

Подписывайтесь на канал, если хотите больше статей о литературе и культуре.