Старец Кирилл (Бородин), опытный пастырь, исполненный Божьей благодати заметил, что один мужчина, приходящий на исповедь, исповедуется по кругу в одном и том же. Меняются лишь слова и эмоции. При этом человек питает надежду на Бога, но бездушие, поверхность в нем и его духовной жизни.
Старец подсказал мужчине, что не так.
Как это было?
Мужчина тот, понимая важность духовной жизни, стал ходить в церковь на богослужения, принимать Таинства. Причем достаточно часто исповедовался и причащался, начитавшись и наслушавшись о них. Думая, что Бог через это очищает его душу и помогает ему. Значит, чем больше – тем лучше, решил он,посчитав это главным.
Священники, видя его старания и активность, всякий раз творили разрешительную молитву над ним и допускали его к причастию.
Ходит человек на службы, участвует в Таинствах. Ну, молодец. Глубже не зрели. Да, и он не спрашивал.
Так как исповедовался он достаточно часто и понимал, что к причастию можно подойти только исповедавшись – то перестал замечать, что исповедуется в одном и том же, по кругу. Просто слова и эмоции были разными. Не сказать, что вел он жизнь аморальную и тем была оправдана частота его исповеди. Может что-то не понимал и совершал шаблонно?
Старец Кирилл.
Повезло ему, и Божья Воля была на то, что попал мужчина на исповедь к старцу Кириллу (Бородину), который формально не подходил ни к духовной жизни, ни к Таинствам,, любил людей и Бога, желал помочь людям, как ближним своим.
Увидел такое повторяющееся покаяние, и поняв, по разумению от Бога, духовное состояние этого человека, старец Кирилл спросил того.
Мужчина ответил, что совершает исповедь так, как ему приходит из самонаблюдения.
Старец заметил ему, что исповедание подает Бог и в молитвах перед исповедью и причастием надо просить у Бога это. Пост в дни подготовки причастию тому же служит: чтобы Бог, именно Бог, Христос Спаситель наш, открыл видение грехов и помыслов своих. В этом соль исповеди.
Мужчина осознал, что делал не так. Будто током его пробило в тот момент.
Совет старца Кирилла.
Старец Кирилл заметил ему, что не имеет нужды исповедоваться дважды или трижды в одном и том же грехе. Ведь исповедь служит не тому, чтобы мы каждый раз вспоминали одни и те же грехи и держали память на них. Тогда мы не Бога будем открывать в сердце своем, не Им наполняться (а это, именно это, важно), а всегда приземляться в тьму греховную и не выходить из нее. Действуя так, мы будем сами себя лишать любви и благодати Божьей.
Мужчина задумался, поняв справедливость слов старца. Его ошибка увиделась им как на ладони. Спаси Господи, старца.
Старец Кирилл продолжил, сказав, что помнить грех, совершенный надо только для одного, чтобы его не повторять. Помнить поверхностно, бесчувственно. Если грех исповедан человеком и прощен Богом, то так и происходит.
Старец заметил, что человек, который испытал на себе, что значит держать в сердце какой - либо не исповеданный и непрощенный грех и лишаться благодати Божьей, никогда не захочет больше грешить. Память того, какое разрушение и не благодать несла ему эта заноза греха – остановит его повторять его снова.
Недоумение мужчины.
Мужчина сказал старцу честно о своем недоумении, мол он считал, что частые исповедь и причастие самое важное в духовной жизни и потому так поступал.
Ответ старца Кирилла
- В духовной жизни важна ее полнота – заметил ему старец Кирилл – Более важны в ней вера и упование на Бога, мир в сердце с Богом и ближними, стяжание любви Божьей. Нельзя всю духовную жизнь сводить только к частой исповеди, поверхностной и повторяющейся, и тем умалять ее.
Старец расширил горизонты представления мужчины о духовной жизни, сказав, что вдумчивое и осмысленное чтение Евангелия, Библии, святых, наблюдение Божьих дел в жизни своей, благодарение за них, дела добра для ближних, творимые бескорыстно и щедро – вот на что надо обращать главное внимание в своей духовной жизни.
Мы исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таинств, заметил старец, чтобы была благодать в жизни духовной для вот этих главных дел. Считай, как лечимся покаянием, чтобы затем жить здравыми, духовно здравыми.
Какова мера такого лечения и глубина? – задумчиво обратил свой вопрос старец Кирилл мужчине на осмысление тому.
Мужчина глубоко задумался.
Мелькнуло: сколь же богомудр сей старец! Храни его Бог. Как же глубоко увидел его и донес ему о нем самом. Сколь драгоценно это!
Послесловие.
Слова старца Кирилла изменили отношение мужчины к духовной жизни, ему открылось главное в ней. Мужчина внял словам старца, увидев узость и умаление своей духовной жизни в таком своем поведении и отношении. Духовная жизнь его, и жизнь в целом, наполнились добродетельно, а исповедь стала глубокой, спасительной, исцеляющей.