Найти тему
AR.MOSCOW

Русский Версаль: усадьба Кузьминки

Конец Липовой аллеи и господский дом, картина И. Н. Рауха, 1840 г.
Конец Липовой аллеи и господский дом, картина И. Н. Рауха, 1840 г.

“Русский версаль”, имение князей Голицыных, самая большая по количеству объектов усадьба на территории Москвы, усадебный комплекс Влахернское-Кузьминки - это всё об усадьбе Кузьминки. На сегодняшний день этот памятник архитектуры и садово-паркового искусства с более чем 300-летней историей входит в состав музея-заповедника "Кузьминки-Люблино". Кузьминки посещали русские императоры Петр I, Николай I, Александр II, императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), здесь принимали иностранные делегации, устраивались ежегодные гуляния в день Влахернской иконы Божьей Матери.

Историю Кузьминок вы можете узнать в нашем материале об одноименном районе:

Сегодня же остановимся подробнее на архитектуре.

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX в., при сыне Михаила Голицына Сергее Михайловиче. Именно он стал инициатором масштабной реконструкции, которая превратила его любимую подмосковную усадьбу в выдающийся образец архитектурного и ландшафтно-паркового искусства. Голицын пригласил первоклассных архитекторов, скульпторов и художников: И. Жеребцова, А. Воронихина, Р. Казакова, И. Еготова, К. Росси, Д. Жилярди, А. Григорьева, М. Быковского, П. Клодта.

Въезд в усадьбу «Чугунные ворота». Начало Влахернского проспекта, 1900-1914 гг.
Въезд в усадьбу «Чугунные ворота». Начало Влахернского проспекта, 1900-1914 гг.

Въезд в усадьбу открывают «Чугунные ворота», которые были отлиты под руководством Доменико Жилярди. По его же проекту главная въездная Липовая аллея на всем протяжении была украшена чугунными тумбами с двойными цепями. Чугун в то время был модным материалом, поэтому в парке Кузьминок его можно было встретить повсеместно: около 200 чугунных «диванчиков», разнообразные ограды и решетки, декоративные торшеры, скульптуры львов и грифонов, конные статуи, быки.

Центральная липовая аллея делит парк на регулярную и пейзажную части. Парк создавался целым штатом садовников (около 40 человек) под руководством Йогана Шнейдера и Андрея Гоха. Регулярная часть парка именовалась «Французским садом». Она представляет собой круглую площадку с 12-ю расходящимися прямыми лучами-аллеями, площадью более 20 га. Пейзажная часть, или “Английский парк” предназначен для пешеходных прогулок и являет собой сеть извилистых тропинок с видовыми площадками.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. Подлинное деревянное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было построено новое здание, имитирующее дворец в стиле классицизма, по проекту С. Торопова. Зато сохранились боковые флигели, в которых сейчас размещаются музейные экспозиции.

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня), предположительно автором проекта здания мог быть А.Н. Воронихин, а завершил строительство Д.И. Жилярди. Портик украшен пальмообразными колоннами, на фронтоне с северной стороны изображена львиная голова с двумя сфингами по бокам, на архитраве — крылатый египетский диск. Интересна форма окон, суживающихся кверху. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В помещениях Конного двора находились конюшни, склады для хранения фуража, стояли сани и кареты. В угловых павильонах ограды располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. Его украшает глубокая ниша-экседра — излюбленный приём архитектора, встречающийся во многих его творениях, — с колоннами, над которыми была установлена скульптурная группа Аполлона в окружении муз. По краям Музыкального павильона в 1846 г. разместили скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, в начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

В конце Тополевой аллеи на берегу Верхнего пруда в усадьбе располагается Молочная ферма или Скотный двор, это самостоятельный ансамбль в стиле «неоготики». Первоначально возле входа стояли скульптуры двух быков, отлитые по моделям П.К. Клодта. В центре - главный двухэтажный корпус «Молочный павильон» с большим полуциркульным окном на втором этаже, он имел богатую внутреннюю отделку мрамором, живописью, ценными породами дерева, сюда гостей приводили отведать свежайшие голицынские молоко, творог и сметану. Рядом с «Молочным павильоном» в п-образной постройке содержалось породистые йоркширские коровы. Животные были чистые и ухоженные, посетители могли кормить их из рук, а при желании, даже подоить, используя серебряные ведерки и мягкие пуфики. Современники говорили, что молоко обходилось Голицыну дороже шампанского.

На берегу пруда также находится Померанцевая оранжерея, которая представляет собой выдающийся образец русского ампира первой четверти XIX в. Состоит из трех частей: центральной с высокими потолками для самых крупных деревьев и двух боковых. Во внутренней отделке центральной части здания использованы древнеегипетские мотивы. Потолок зала украшали изображения древнеегипетских иероглифов и символов. Потолочная люстра с двенадцатью подсвечниками в виде цветов лотоса по окружности и шестью подсвечниками в центре повторяла общую стилистику зала. Это единственное здание усадьбы, где сохранились первоначальные интерьеры.

От Оранжереи к пруду когда-то спускалась знаменитая голицынская розовая плантация. Черенки роз привозили в Кузьминки из петергофских царских садов.

За «Померанцевой оранжереей» на берегу пруда расположена Круглая пристань, созданная в 1805-1830 гг. Она состояла из 2-х круглых площадок, расположенных в два яруса амфитеатром над водой и была украшена балюстрадой, мраморными львами, декоративными лепными вазами. Верхняя площадка служила причалом для одномачтовой яхты, а нижний ярус предназначался для посадки и высадки пассажиров прогулочных лодок, ярусы пристани соединялись полукруглыми лестницами. В 1830-х годах при ремонте пристани, каменные львы были заменены на чугунных «египетских».

На территории усадьбы было еще много других построек: птичий двор, больница, церковь с ризницей, мельница, кузница, прачечная, ванный домик или мыльня, несколько мостов, памятников и даже гроты.

Конечно на протяжении своего существования усадьба ветшала, разрушалась и перестраивалась вновь, но несмотря на все потери и утраты, этот красивейший ансамбль сохранил уникальность своей структуры и планировочную целостность.

Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

#armos #история #архитектура #москва #усадьба #кузьминки