Многие из нас наверняка смотрели фильм «Непрощённый».
Фильм повествует о событие, произошедшее 1 Июля 2002 года. Два самолёта (Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» и грузовой самолёт Boeing 757-200PF авиакомпании DHL) столкнулись в небе над Германией. Выжить никому не удалось.
Виной данного происшествия стал диспетчер, давший ошибочную инструкцию снижаться, что противоречило инструкциям системы TCAS(система предупреждения столкновения в воздухе), поговорим немного о ней.
Кратко говоря, суть работы данной системы заключается в том, что когда конкурирующий самолёт заходит в защитную зону другого самолёта, выдаются инструкции:снижайся или набирай(высоту).
Так почему же случилась эта катастрофа? Дело в том, что до этого случая приоритет в командах на маневрирование в воздушном пространстве лежал на диспетчера. TCAS Ту-154 дала команду на набор высоты, в то время как TCAS Боинга приказала экипажу снижаться. Самолёты бы разошлись, если бы диспетчер не дал команду на снижение экипажу Ту-154.
Итог: два самолёта начали снижаться друг к другу и…
После данной катастрофы, было решено передать приоритет в маневрировании данной системе.
Возможно у читателя возник вопрос, а что если один из пилотов самолёта не будет соблюдать требования TCAS?
Разработчики и это предусмотрели. TCAS самостоятельно проанализирует ситуацию и поменяет требования на противоположные, да и ещё и порекомендует держать определённую вертикальную скорость набора/снижения, чтобы уж наверняка…)