Давненько мы с вами не обличали и не критиковали народные дурости, которые настолько прочно вошли в массы, что ну просто не продохнуть. Мы все каждый день сталкиваемся с приметами, суевериями, негласными «правилами», заповедями. Призываю вас мыслить глубже и критично.
Сегодня речь пойдет об одной из моих любимейших фраз – «О мёртвых либо хорошо, либо никак». Уникальный абсурд. Давайте разбираться почему. Писать я буду исключительно своё мнение. Никого не осуждаю и не пытаюсь изменить.
Начнем с истоков. Как фраза звучала изначально. «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Изречение принадлежит древнегреческому политику и поэту Хилону из Спарты (VI век до нашей эры), а привёл его историк Диоген Лаэртский (III век нашей эры) в своих сочинениях «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».
В оригинальном варианте фраза звучит действительно как мудрость, а не как страх разгневать усопшего вместе с Богом. Естественно, в народе любая информация перевирается и каждый человек трактует её через призму собственного понимания. Так вот сейчас, если кто слова Хилона не слышал до моей статьи, запомните их и смело оспаривайте надоедливого собеседника.
Снова привожу в пример свою бабушку. Она – кладезь неадекватных установок и глупых суеверий. С неё можно книги писать. Но это как-нибудь попозже. Эту байку про мёртвых я впервые услышала именно от бабушки. Верующий и очень религиозный человек. Она верит в это сама и убеждает других.
Сначала я действительно прислушивалась к ней. Думала: «Ну действительно, умер человек, каким бы ни был, но уже ничего не вернуть. Надо хоть в последний путь с добрыми словами проводить». Сейчас я понимаю, что это полнейший бред.
Вопрос к знатокам: если человек при жизни был дьявольским отродьем, мешком с гoвном, воплощением наглости, мерзости и пошлости, почему я должна говорить о нём только хорошее? После смерти он причисляется к лику святых? Или списываются все его грехи? Как он их тогда отрабатывает? А может быть возвращаются компенсации от него пострадавшим в виде денег, здоровья и времени?
Нет, нет и нет! Никаких из вышеперечисленных чудес не происходит. Остаётся всё: обида, ущерб, боль, потраченные силы и жуткие воспоминания. А если человек при жизни за это ещё никак и не ответил, то всё это может удвоиться от несправедливости.
Возвращаясь к исковерканной фразе Хилона и моей бабуле. Недавно в нашей семье умер родственник. Мягко сказать – плохой человек. По факту сказать – алкоголик, тунеядец, глупец, плохой муж, отвратительный отец, никакущий работник, никчёмный сын, брат, зять и исполнитель других семейно-социальных ролей. Все за него, конечно же, помолились, но только вспомнить ничего хорошего не смогли. Горькая жалость.
На мои комментарии по этой впечатляющей трагедии в виде «Мне всё равно, что он есть, что его нет этого ублюдкa», бабушку чуть не хватил удар. «Да как так можно?», «Человек отошёл в мир иной», «Поимей совесть, бесстыжая», «Тебе это АУкнется».
Снова поток вопросов. Почему так нельзя, если это правда? А ведь в оригинальной фразе чётко сказано «Ничего, кроме правды». И что, что он умер? Что-то изменилось? Я забыла то, что было? Как мне это вернётся, если он умер, в Бога я не верю, в карму и бумеранг тоже, а жить стараюсь более менее человечно? На все вопросы молчание. Или мой любимый ответ: «Ой, не знаю...так надо и всё!». Короче говоря, ситуация как с верой и религией. Никто ничего не аргументирует, просто слушайся, иначе наказание. Кнут и пряник в чистом виде. Всё, как любит наш народ.
Почему это происходит:
1. Вера в Бога. Страх быть наказанным. Страх попасть в ад. Страх потерять близких. Страх утратить уже имеющееся в жизни и саму жизнь.
2. Вера в сверхъестественное. Страх, что умерший будет сниться, издеваться в сонных параличах, или Бога попросит наслать кару.
3. Отождествление с ситуацией. Я ставлю себя на место этого человека. «А когда я умру, обо мне тоже будут говорить, что я наглая твaрь, как я сейчас говорю/думаю про покойника?». Страх быть отверженным людьми и на предсмертном одре оказаться одиноким.
4. Переносная реакция. Посмеяться или осудить умершего сейчас – всё равно что наслать проклятье на своих детей, любимых. Чтобы с моими близкими и со мной всё было хорошо – надо молчать. Эффект бумеранга так «работает».
5. Страх осуждения. «Сказать о покойнике плохо? Да что обо мне люди подумают? Начнут обсуждать, перестанут звать куда-либо, прекратят общение».
Ключевые причины таковы. В каждом пункте заложен страх смерти. Так что лучше промолчать. Ну и что, что он при жизни бил жену и детей насиловaл? Ну и что. И подумаешь, что он воровал, врал постоянно и наживался на других. Так ничего, бывает. Главное, что я весь в белом, выбираю ничего не замечать или замалчивать. Как-то всё это уживается у блюстителей глупой «заповеди».
Теперь, что я об этом думаю. Я в это не верю. Не верю категорически. Я верю в свои силы. И в здравый смысл. Не считаю, что покойник что-то мне сделает за правду, которую я доношу. А я говорю именно о правде. Не так, что этот человек был мне просто не симпатичен, отказал мне в чём-то или у нас с ним старые счёты. А по факту: как он вёл себя с людьми, что приносил в этот мир, как жил. И, пожалуйста, не надо утешительного подобия честного суда: «на небесах его накажут». Во-первых, не факт. Во-вторых, я этого не увижу. В третьих, мне вообще-то уже всё равно, надо было при жизни быть нормальным человеком.
Вот как-то так. Быстренько я отметила, что хотела. Пишите, что думаете вы, друзья мои. Согласны ли вы со мной или нет? Боитесь ли вы говорить о мёртвых плохо? Прошу конструктивно (примечание: «ты тупая дура» – это не конкретика) и без оскорблений (давайте уважать друг друга). Всем 💜