Известно, что война значительно стимулирует развитие военной техники, а большая война – стимулирует очень сильно. Именно такая большая война вспыхнула в США между промышленным севером и рабовладельческим югом и совпала по времени с появлением первых броненосцев. Гражданская война в США (1861–1865) сыграла огромную роль в становлении американской нации. Все, что происходило до этого в науке, промышленности и искусстве, было лишь подражанием европейской культуре. Построенный броненосный флот Соединенных Штатов, с уникальными кораблями и артиллерией, стал одним из первых воплощением их оригинальной национальной идеи.
События сложились так, что практически весь флот остался у северян, поэтому порты южан оказались блокированными их кораблями. Для более четкой организация блокады северяне разделили все побережье на четыре зоны, в каждой из которых дежурило по одной эскадре. Остро нуждаясь в оружии и боеприпасах, доставляемых из Англии и Франции, южане стали искать способы прорыва блокады. Днем рождения собственно конфедеративного флота стало 20 июня 1861 года, когда правительство Конфедерации переехало в Ричмонд. На должность военно-морского секретаря был назначен энергичный 48-летний Стивен Рассел Мэллори (Stephen R. Mallory; 1812–1873), бывший председатель комиссии по военно-морским делам в Сенате США (сенатор от штата Флорида). Юрист по образованию, он неплохо, для не профессионального моряка, разбирался в морских делах, а главное имел дружеские отношения со многими офицерами флота. Он сразу понял, что соперничать с северянами в количестве кораблей обычных типов, конечно же, не реально, ибо почти все верфи были на севере, и это побудило его обратить свои взор на новые идеи в кораблестроении. «Превосходство в численности можно компенсировать неуязвимостью, – писал Мэллори, – надо бороться железом против дерева».
Бюджет военно-морского ведомства Конфедерации был, мягко говоря, небольшим, но и в таких жестких условиях Мэллори смог развернуть активную деятельность. Летом 1861 года в захваченном 20 апреля южанами Норфолке начались работы по переоборудованию поврежденного пожаром парового фрегата «Мерримак» (USS Merrimak; водоизмещение 3200 т, основные размерения 84 х 11,7 х 7,4 м, вооружение 40 орудий) в броненосец. К началу гражданской войны он с минимум команды на борту стоял в отстое в Норфолке, ожидая основной экипаж для перехода в Филадельфию. Пытаясь спасти ценный корабль и вывести его из Норфолка, механики фрегата сумели запустить машину, но южане блокировали фарватер затопленными баржами, отчего возможности убрать «Мерримак» с базы, размещенной на территории мятежного штата, не нашлось. Тогда комендант военного порта решил его уничтожить и отдал приказ сбросить орудия в воду, а сам фрегат сжечь на месте стоянки.
Вообще-то Норфолк был взят южанами «на халяву». Никакого преимущества в силах отряд, вышедший к этой морской крепости северян, перед обороняющимися не имел. Кроме того, в распоряжении защитников базы была мощная береговая артиллерия и пушки кораблей флота. Однако командование северян охватила элементарная паника, и оно приняло решение эвакуировать войска, а базу взорвать и сжечь. Последнее было сделано настолько бездарно, что в руки противника попали почти все колоссальные военные запасы флота и береговые батареи. Эти 348 орудий крупного калибра, коих южане не имели совсем, позволили им вооружить несколько десятков речных фортов. Еще в Норфолке нашлись запчасти к судовым машинам, запасы дефицитного на Юге железа и других ценностей. Но главной добычей были все-таки корабли, которые тоже толком сжечь не смогли. Тысячу раз был прав царь Давид, когда говорил: «Страх это отсутствие помощи от разума».
Это было по тем временам довольно крупное паровое судно, у которого, по счастью, уцелела машина, хотя корпус выгорел до ватерлинии и затонул. Слабая промышленная база южан позволяла им создать только самую простую бронированную плавучую батарею. По чертежам, сделанным конструктором Джоном Л. Портером*, который еще до войны разработал проект казематного корабля, верхняя часть корпуса была срезана почти по ватерлинию. После чего на нем соорудили длинный каземат с толстыми наклонными стенками, где разместили две 7-дюймовые (178-мм), две 6,4-дюймовые (163-мм) нарезные и шесть 229-мм гладкоствольные пушки. Косяки орудийных портов возвышались над водой только на 1,5 метра. Бронебойные (стальные) ядра в боекомплект не входили. Хотя завод «Tredegar Iron Works» мог изготавливать такие боеприпасы, но «Мерримак» снабдили только чугунными ядрами и бомбами, поскольку предполагалось, что броненосец встретится в бою лишь с деревянными кораблями. Этот просчет сыграл роковую роль в самое ближайшее время. Конической формы рубка рулевого была смонтирована в передней части крыши каземата и являлась, фактически, продолжением его стенок. На флоте южан броненосец был переименован в «Вирджинию» (CSS Virginia), но в нашей литературе больше известен под своим первоначальным именем.
* Джон Л. Портер (John Luke Porter, 1813–1893) – американский конструктор, родился в Порсмуте, штат Вирджиния в семье кораблестроителя. Работал в ВМС США в качестве гражданского служащего в 1840-х годах, и военного конструктора с 1859 года. После перехода на сторону южан и ухода в мае 1861 года из военно-морского флота США, начал работать на верфи Gosport (Норфолк) . Он сыграл важную роль в процессе превращения затопленного парового фрегата Merrimack в броненосец. После того, как конфедераты оставили Норфолк в мае 1862 года, Портер стал военно-морским конструктором в Ричмонде, штат Вирджиния, а затем в Уилмингтоне, штат Северная Каролина. Он дослужился до Главного военно-морского конструктора Конфедерации в январе 1864 года и проработал в этом качестве до конца гражданской войны, проектировал и строил военные корабли для флота Южан. После войны Портер успешно работал в гражданском судостроение.
Силовая установка «Вирджинии» осталась такой же, как была на «Мерримаке» – четыре котла и две горизонтальные возвратно-поступательные паровые машины, работающие на единственный двухлопастной винт. Полная мощность силовой установки «на бумаге» составляла 1200 лошадиных сил, но она практически выработала свой ресурс. «Мерримак» перед сожжением был помещен на верфь как раз для замены изношенного двигателя, но работы начать не успели. Слабая конфедеративная промышленность не могла заменить двигатели, и в результате, силовая установка «Вирджинии» работала очень ненадежно, теряла мощность и не могла двигать перетяжеленный корпус корабля быстрее 5-6 узлов (менее половины от максимальной скорости «Мерримака») даже в идеальных условиях. Мачт, а значит и парусов, не было.
Двойные деревянные стенки (100 ммдуб и 500 ммсосна) каземата обшили двумя перекрещивающимися слоями железных полос толщиной по 51 мм*, прокованных из железнодорожных рельсов. Общая толщина броневой защиты, таким образом, составляла 102 мм, но на практике, сопротивляемость двух слоев железа была ниже, чем у сплошной плиты равной толщины. В июне 1861 года Дж. Брук, работавший в тесном контакте с Секретарем Флота южан С. Мэллори, с одобрения последнего предложил эскиз броненосца «Virginia». В предварительном проекте предполагалось использовать 76-мм броню на деревянной подкладке толщиной 0,6 м. Однако после орудийных испытаний на острове Джеймстаун толщину брони пришлось увеличить до 102 мм. Наиболее распространенные в тот период 203-мм и 229-мм морские гладкоствольные орудия не могли пробить ее даже с небольшой дистанции. Однако, к тому моменту, когда «Вирджиния» вступила в строй, на вооружение флота северян начали поступать новые 280-мм и 381-мм орудия Дальгрена и Родмана.
Листы брони крепили болтами, которых тоже не было. Их пришлось делать из всякого хлама, который правдами и неправдами собрали по всей стране. На крыше каземата были расположены 4 люка. Так как борта корабля постоянно находились под водой, они подвергались значительно меньшей угрозе, и были обшиты единственным слоем железных полос 51-мм толщины. Броневая рубка была защищена так же, как и каземат. Палуба вне каземата – 25 мм. Каземат был слишком узок, чтобы можно было размещать орудия левого и правого бортов друг напротив друга, поэтому пришлось расположить их в шахматном порядке. В подводной части форштевня укрепили таран – 700-килограммовый бивень. Таран был отлит из чугуна, имел длину 3 фута (0,9 метра). Водоизмещение корабля возросло до 4100 т, длина – 86 м, ширина – 17,5 м, осадка – 6,4 м.
В целом, «Вирджиния» не представляла какого-либо особого интереса с технической точки зрения и не породила сколь либо заметного подражания в масштабе мирового кораблестроения. Своей известностью данный корабль обязан главным образом связанным с ним уникальным обстоятельствам — как первый броненосец, вступивший в бой с однотипным кораблем. По сравнению с европейскими броненосцами того времени этот проект был очевидным шагом назад к 1855 году.
Конечно, фрегат с осадкой более 7 метров мало подходил для переоборудования в броненосец береговой обороны, предназначенный в основном для ведения боевых действий на мелководных фарватерах близлежащих прибрежных вод, но выбирать не приходилось. Постройка «Мэрримака» была официально начата 11 июля 1861 года. Помимо технических трудностей возникли и кадровые проблемы. Во флот Конфедерации пошли служить примерно пятая часть офицеров довоенного Флота Соединенных Штатов (727 офицеров – максимальное число служивших одновременно за все время войны). Одним из них был лейтенант Джон М. Брук*. Именно он руководил постройкой «Вирджинии». Когда Портер и Брук вместе работали над постройкой корабля, они поссорились, и Портер отошел от дел. Затем между ними началась долгая тяжба насчет авторства проекта. Полагаю, что неясность в вопросе, кто именно является отцом «Вирджинии», вызвана тем, что у успеха много отцов, а неудача – всегда сирота. Учитывая, что позднее Портер спроектировал большинство броненосцев Конфедерации, а Брук не сделал ничего нового на этом поприще, простейшая логика отдает «пальму первенства» профессиональному корабелу.
* Джон М. Брук (John Mercer Brooke, 1826–1906) – родился в форте Brooke (современная Тампа), Флорида. Его отец был генералом армии США. Закончил Военно-морскую академию и стал лейтенантом во флоте Соединенных Штатов в 1855 г. Участвовал в гидрографических исследованиях в Тихом океане. В 1861 г. Брук ушел из американского флота, чтобы присоединиться к Конфедератам. Он был привлечен к перестройке фрегата «Мерримак» в броненосец «Вирджиния». В 1863 г. получил чин коммандера, был выдвинут на должность руководителя Бюро Артиллерии и Гидрографии, и состоял в ней до конца войны. После войны он стал профессором в Военном институте штата Вирджиния. В 1899 г. ушел на пенсию и уехал в Лексингтон.
Для строительства потребовалось отнюдь не сразу поступившие 732 тонны железа, причем значительная часть его была получена из рельсов, изьятых из запасов железных дорог. Проще получилось с пушками – их захватили вместе с норфолковским арсеналом. Но тут не избежали сборной солянки – новые нарезные орудия уживались с дальгреновскими гладкоствольными. В проекте нашла реализацию концепция казематного броненосца прибрежного действия, достаточно устаревшей по меркам того времени. Работы по постройке шли днем и ночью и были завершены вечером 7 марта 1862 года. Впрочем, «форсаж» был совсем не полный – если бы для строительства «Вирджинии» были бы действительно задействованы все возможности, то ее можно было бы ввести в строй много раньше. На одно только ожидание бомб и 18 000 фунтов пороха ушло непомерно много времени и усилий.
Броненосец конфедератов представлял собой предельно функциональный корабль, лишенный даже того относительного комфорта, который имелся у команд деревянных кораблей. Реально он являл собой плавучий каземат с паровой машиной. Интерьер этого каземата мало, чем отличался от интерьера каземата любого сухопутного форта. Орудийная палуба занимала большую часть каземата. Как на большинстве парусных и паровых кораблей того времени, матросы броненосца спали между орудий. Столы устанавливались только на время приема пищи. Ниже орудийной находилась якорная палуба с офицерскими помещениями, каютой капитана, лазаретом и камбузом.
Работы, будто назло офицерам корабля, продвигались очень медленно. Хотя экипаж из 320 человек был давно набран. Все они были добровольцами и, несомненно, храбрыми ребятами, но вот специальную подготовку имел лишь каждый четвертый моряк, и конечно они уступали своим оппонентам-янки, имевшим массу квалифицированных специалистов. На Юге, где морская торговля была неразвита, а следовательно, не было и профессиональных матросов, эта проблема стала почти неразрешимой. Впрочем, у конфедератов обычно не возникало проблем с набором опытных команд для рейдеров, таких, как «Алабама», «Флорида» и «Шенандоа». Большую часть из них составляли иностранные моряки (в первую очередь англичане), а также… матросы с захваченных призовых судов. На крейсерах Конфедерации весьма солидное жалование и призовые выплачивались золотом, и попавшие в переплет матросы торгового флота Севера обычно недолго колебались в выборе между пленом и привольной службой за очень хорошие деньги – «просто бизнес, ничего личного».
Дилетантизм большинства рядовых в известной мере компенсировался высокой грамотностью офицеров, назначенных на корабль. Командиром «Вирджинии» стал опытный моряк, кэптин (капитан 1 ранга) Фрэнклин Бьюканен*, считавшийся лучшим в рядах немногочисленного корпуса офицеров флота мятежников. Под стать себе он подобрал помощников по морской и артиллерийской части. В общем, броненосец по праву стал средоточием надежд Конфедерации, направленных на уничтожение блокадной удавки, накинутой северянами ей на шею.
*Френклин Бьюкенен (Franklin Buchanan, 1800–1874). Родился в 1800 году в Балтиморе, штат Мэриленд, в семье богатого плантатора, поступил в возрасте 15 лет в американский военно-морской флот мичманом, в 1825 годустановится лейтенантом, в 1841 — коммандером. Командовал различными шлюпами и фрегатами. В 1845—1847 годахбыл первым директором Военно-морской академии в Аннаполисе. Участник американо-мексиканской войны. С 1855 года — кэптин; вплоть до начала Гражданской войны в США — руководитель военной верфи Вашингтон. С началом войны Ф. Бьюкенен участвует в морских операциях на стороне южан. Командовал первым броненосцемКонфедерации «Вирджиния» 8-9 марта 1862 года в битве при Хэмптон-Роудс, в которой был ранен. В августе 1862 года Ф. Бьюкенену единственному среди южан было присвоено звание контр-адмирала, и он был направлен в Мобил, Алабама. Патронировал строительство броненосца «Теннеси», с которым участвовал в обороне Мобила от войск и флота федералистов и в сражении у Мобил Бей5 августа 1864 года. Был в этом сражении ранен и взят в плен. После окончания войны Ф. Бьюкенен жил в Мэриленде, затем переехал в Мобил в штате Алабама. В 1870 годувернулся в родной штат. Скончался в фамильном поместье Уай Хаус (Wye House) в округе Тэлбот.
Переоборудование фрегата в броненосец, затеянное южанами, не ускользнуло от внимания разведки северян, благодаря сведениям, полученным от рабыни Мэри Лувестр (Mary Louvestre; 1812 – ?), хозяином которой был судовой поставщик из Норфолка Симеон Луверст (Simeon Louvestre), купивший ее на небольшой ферме за 1200 долларов и давший женщине свою фамилию. Мэри, которую с подросткового возраста учили шить, была очень хорошей портнихой и ее буквально «заваливали» заказами, поэтому хозяин не ограничивал ей свободу передвижения по городу. Пользуясь навыками работы с выкройками, Мэри тайно скопировала чертежи «Вирджинии», под видом посещения прежних хозяев, сбежала в Вашингтон с этими копиями и убедила северян в их подлинности. Ей в награду предложили не только свободу, но и хорошую работу, однако Мэри предпочла вернуться и ждать освобождения в Норфолке.
В Вашингтоне реально оценили опасность, и в августе 1861 года в Конгрессе был решен вопрос о выделении $1,5 млн. на создание собственных броненосцев. Комиссия выбрала из 16 поступивших на конкурс проектов три. Первые два – заурядные корабли с бортовой артиллерией, мало отличающиеся от строящихся в это время в Европе. Зато третий был поистине революционным. Американский изобретатель Джон Эриксон* предложил корабль, у которого паруса не предполагались вообще. Корпус, обшитый броней, находился почти целиком под водой. Благодаря чему котлы и машины оказывались ниже ватерлинии и были надежно защищены от вражеских ядер слоем воды. Борт возвышался над поверхностью всего на 50–60 сантиметров. На совершенно гладкой палубе размещались только вращающаяся бронированная башня с двумя тяжелыми пушками, дымовая труба и небольшая боевая рубка.
*Джон Эриксон (John Ericsson, 1803–1889) – один из самых талантливых и трудоспособных инженеров своего времени. Родился в Wermland, Швеци, в семье горнозаводчика, свое первое изобретение он сделал в одиннадцать лет: это была оригинальная модель лесопилки. В 17 лет он поступил в отряд топогрофов, который должен был составить карту севера Швеции, и лично сделал топографию более 80 км. Получил хорошее инженерное образование, служил в армии. Будучи уже в чине лейтенанта, вышел в отставку и отправился в Англию, чтобы применить там свое изобретение (1826). В 1839 году он переселился в Соединенные Штаты и с тех пор жил в Нью-Йорке. Паровой пожарный насос, гидростатические весы, станок для насечки напильников, дистиллятор, поворотные орудийные башни для военно-мореного флота, броненосец «Монитор», локомотив «Новелти» – вот далеко не полный перечень его работ. «Я работаю 355 дней в году», – любил говорить Эриксон. И этому можно добавить: он работал по 12–14 часов в сутки, прожил 86 лет и умер прямо за чертежной доской.
В 1854 году во время Крымской войны американец шведского происхождения Д. Эриксон, который 1839 году переселился в Соединенные Штаты и с тех пор жил в Нью-Йорке, обратился к Наполеону III (Louis-Napoléon Bonaparte; 1808–1873) с проектом броненосца. Увы, французского императора ничему не научил опыт его великого дяди Наполеона I (Napoleon I Bonaparte; 1769—1821), который раньше прогнал Фультона. (Robert Fulton; 1765—1815). Предложение американца принято не было. Как сказано в русской пословице: «Яблоко от яблони недалеко падает». В сентябре 1861 года в США Эриксон случайно показал отвергнутые французами чертежи члену комиссии Конгресса К. Бушнеллю*. Тот буквально выпросил их, с тем, чтобы показать в департаменте флота. Руководители департамента решились на риск: ни один проект не позволял сконцентрировать такую броневую защиту и такую огневую мощь на совсем небольшом корабле. Но, скорее всего, главную роль сыграло обещание конструктора построить броненосец за 100 дней!
*Корнелиус С. Бушнелл (Cornelius Scranton Bushnell; 1829–1896) – известный американский предприниматель, железнодорожный магнат, судостроитель и политик. Родился в Мэдисон, штат Коннектикут. В возрасте 15 лет, он решил стать моряком и много плавал на прибрежных судах. В течение полутора лет, Бушнелл был капитаном 60-тонной шхуны. Позже преуспел в бакалейном бизнесе вместе со своим братом. Затем занялся постройкой железных дорог. В 1861 году был избран президентом Нью-Лондонской железной дороги. Как опытный строитель и организатор был привлечен Конгрессом к руководству постройкой броненосных кораблей. После окончания гражданской войны, Бушнелл вернулся в железнодорожную отрасль, и был одним из организаторов Union Pacific Railroad.
В конце концов, Эриксону предложили строить корабль за свой счет, обязуясь выплатить всю стоимость ($ 275 000) в шесть приемов по мере окончания определенных этапов работ. Монтаж корабля, названного «Монитор»* (USS Monitor), шел вполне успешно. Однако разного рода скептики и недоброжелатели устроили в прессе настоящую травлю изобретателя, находя в проекте все новые и новые недостатки. Не смотря на это, 30 января 1862 года корабль спустили на воду, а 19 февраля в его башне установили два 280-мм орудия системы Дальгрена**.
*В числе прочих значений этого термина, имевшихся в американизированном английском языке, слово переводилось как «ментор», или «наставник». Очевидно, имелось в виду, что корабль с таким именем научит мятежников уважать флот северян.
** Джон Адольфус Бернард Дальгрен (John Adolphus Bernard Dahlgren; 1809–1870) — американскийморской офицер, контр-адмирал, участник гражданской войны в СШАна стороне Союза, внес вклад в развитие военно-морской тактики и разработал несколько видов корабельных орудий. Джон Дальгрен родился в Филадельфии в семье шведского консула Бернарда Ульриха Дальгрена. В 1826 году он начал службу на флоте, в 1834-м, благодаря отличному знанию математики, был переведен в береговую службу. Из-за ухудшения зрения в 1838—1842 годах временно оставил службу. В 1847 году Дальгрен возглавил отдел вооружения флота и занялся модернизацией артиллерийской техники, работая на Вашингтонской судоверфи. Когда в 1861 году началась гражданская война, Дальгрен, имевший звание коммандера, был одним из немногих офицеров на верфи, не перешедших на сторону южан,поэтому назначен командующим судоверфью указом президента Линкольна. В 1862 году он получил звание кэптина, а в феврале 1863 года — контр-адмирала. В 1863 году Дальгрен возглавил морскую блокаду Югасо стороны Атлантики. После окончания войны и до самой смерти Дальгрен продолжал командовать Вашингтонской судоверфью. Интересно отметить, что младший брат Джона Дальгрена, Чарльз, участвовал в гражданской войне на стороне Конфедерации, имел звание бригадного генерала. Все гражданские войны одинаковы – при любом раскладе это трагедия для страны и ее граждан.
Наконец, 25 февраля был назначен командир – лейтенант Джон Л. Уорден*. На постройку и сдачу корабля ушло всего 118 дней: 6 марта 1862 года «Монитор» покинул Нью-Йорк. Команда была укомплектована только добровольцами. Поскольку от желающих буквально не было отбоя, то удалось провести очень тщательный отбор. По воспоминаниям Уордена: «Это был лучший экипаж и всех, какими я имел честь командовать за всю службу».
* Джон Лоример Уорден (John Lorimer Worden, 1818–1897) – американский военно-морской офицер. Родился в Округе Вестчестер, Нью-Йорк, поступил на флот мичманом в 1834 году. В начале гражданской войны был захвачен властями Конфедерации при перевозке секретных донесений от военно-морской эскадры из базы Пенсакола, и находился в плену семь месяцев. Вскоре после освобождения (по обмену пленными), в начале 1862 года, он принял командование новым броненосцем «Монитор», строившемся в Нью-Йорке, на котором провел бой с броненосцем южан «Вирджиния» 9 марта 1862 года. Во время боя был временно ослеплен разлетевшимися при взрыве бомбы осколками, но быстро оправился. За этот бой получил благодарность Конгресса США. В октябре 1862 года он принял командование монитором «Montauk» в Южной Атлантике. Принимал активное участие в блокаде побережья южан и потоплении крейсера «Нэшвилл». С середины 1863 года и до конца войны ему было поручено курировать строительство новых броненосцев. В 1869 году стал комендантом Военно-морскойакадемии. Командовал отрядом кораблей во время визита американского флота в Европу. Ушел в отставку в звании контр-адмирала в 1886 году.
Корабль имел водоизмещение 987 т, длину 52,5 м, ширину 12,7 м, осадку 3,2 м. Борт возвышался над поверхностью воды всего на 59 см. Кроме башни на палубе стояла маленькая и тесная рубка, а ближе к корме находились две дымовые трубы, которые требовалось демонтировать перед вступлением в бой. Два коробчатых огнетрубных котла и паровая машина мощностью 320 л.с. позволяли развивать скорость до 8 узлов. Ряд технических усовершенствований по механизации корабля позволили снизить количество экипажа до 59 человек. Бронирование: бортовой пояс 4 слоя железа общей толщиной 102 мм; башня 8 слоев – 203 мм; рубка 9 слоев – 229 мм; палуба 1 слой – 25,4 мм.
Главным новшеством, внедренным на «Мониторе», была орудийная башня, которая впервые давала возможность ставить на относительно небольших судах орудия самого большого калибра, пользуясь тем, что вся тяжесть размещалась на средине корабля, а не на его бортах. Башенная установка системы Эриксона представляла собой круглую железную платформу (своеобразный стол) диаметром 6 метров с боковыми броневыми стенками высотой около 2,7 метра и крышей. Броневые стенки состояли из 8 рядов железных листов, связанных между собой болтами. На платформе были установлены два гладкоствольных 280-мм орудия на станках особой конструкции. Орудия дульной частью помещались в амбразурах, проделанных в стенках башни. Для своего заряжания с дула, а также во время перехода их втягивали вовнутрь башни. Пушечные амбразуры в это время закрывались тяжелыми броневыми ставнями.
Башня лежала на палубе. Для поворота она целиком приподнималась над палубой при помощи рукоятки, установленной в нижней оконечности штыра, проходящего через всю башенную установку, повисала на штыре и вращалась при помощи специальной, небольшой паровой машины. После каждого выстрела за счет отдачи пушка откатывалась назад, башня отворачивалась в сторону от направления стрельбы, чтобы в амбразуру не мог попасть снаряд, а сами амбразуры закрывались ставнями. Цель при этом, естественно, терялась. Для устранения этого недостатка в башне был предусмотрен указатель, связанный с рубкой командира, установленной на штыре над башней.
Прицел состоял из мушки, установленной на крыше в середине башни, и визира, который тоже помещался на крыше. В крыше сзади прицела делалось отверстие, через которое наводчик высовывался для осуществления наводки. На первом «Мониторе» наводчик, в прямом смысле этого слова, рисковал головой, затем голову стали защищать вначале броневым полукольцом, а затем броневым колпаком с прорезью спереди. Для вращения башни команда подавалась вниз голосом. Наводка была очень грубой, но это компенсировали тем, что линию прицеливания, приблизительно, подводили немного впереди движения цели, а затем выжидали, когда они точно совместятся, именно в этот момент и гремел выстрел. Снаряды подавались из трюма с помощью системы блоков. Штыр, проходивший через середину боевого отделения, сильно мешал артиллеристам, сама башня вращалась очень медленно, а для ее подъема над палубой требовалось приложить усилие многих человек, но это был первый опыт создания таких установок и огромный шаг вперед на пути совершенствования боевых кораблей.
Автор: Юрий Каторин
Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.
#История #флот #сша #броненосцы #мониторы