Найти тему

Страх смерти как основа тревожных расстройств

Уже не первый раз, в работе с клиентами по запросу осложненного горевания, когда горевание затянулось на долгие годы, мы выходим на их собственный страх перед смертью.

Столкновение с личной утратой, известие о смерти знакомого заставляет нас задуматься о собственной конечности. 

Пocлe пyбликaции пpoизвeдeния "Пo кoм звoнит кoлoкoл" Эpнecтa Xeмингyэя в 1940 г., стала крылатой фраза поэта Джона Донна, тяжело переживавшего утрату жены, "Нe cпpaшивaй, пo кoм звoнит кoлoкoл, oн звoнит и пo тeбe". Это означает, что никто из нас не в силах остановить время и время неумолимо ведёт к тому, чего мы так страшимся. 

-2

Страх смерти заставляет кого-то бежать от мыслей о ней в активную занятость, зависимости, кто-то становится поглощен прохождением медицинских обследований и т.д.

Ирвин Ялом в своей книге "Экзистенциальная психотерапия" пишет, что невротик вытесняет свой страх перед смертью и смещает его на различные подвернувшиеся ситуации или объекты - начинает бояться грязи и микробов, ездить в общественном транспорте, создавать семью и т.д.

В результате такого смещения страх смерти превращается в нечто, чем можно хоть как-то управлять и тогда появляется надежда, что если проблема будет побеждена, то и страх уйдёт. И вот тогда, наконец, получится пожить счастливой жизнью. 

-3

Однако решение находится не в бегстве от страха смерти, а во встрече с этим страхом, в примирении с ним. Когда человек принимает мысль о своей конечности, тогда он перестаёт утопать в сожалении о прошлом или бояться будущего, тогда он понимает, что важно ценить настоящее, ведь другой такой возможности не будет. Время не повернуть вспять. Нельзя откладывать жизнь на потом. 

В предыдущей статье я описывала свой инсайт, связанный с яблоками. Это как раз про отложенную жизнь, отложенные удовольствия, когда ждёшь какого-то особого дня, чтобы поесть из красивой посуды, надеть красивое платье, собрать свежие плоды, а не паданки. Сюда же относится и "синдром самозванца": вот получу ещё больше сертификатов, тогда смогу назвать себя специалистом. 

-4

Когда тревога и страх переходят в фазу депрессии, то в пребывании в этой депрессии есть вторичная выгода - состояние безразличия, в том числе и к смерти. 

Ялом привёл пример своего пациента, страдавшего от компульсивного сексуального поведения, переспавшего с сотней женщин. Ему сложно было выдерживать одиночество, но и долго быть рядом с одним человеком он не мог. Он не воспринимал женщин как личность, а видел лишь разнообразие тел для сексуального удовлетворения. 

Ялом попросил его один день провести в одиночестве и записывать свои мысли и чувства. В результате такого времяпрепровождения пациента накрыл ужас. Особенно ночью страх смерти проявился как никогда. Возможность побыть наедине с собой, не прикрываясь от страха смерти щитом бесконечных встреч и кутежей, привело к тому, что мужчина начал ставить перед собой такие экзистенциальные вопросы: "А в чём цель моего бытия, для чего я пришёл в этот мир? Для чего человеку нужен человек? Только ли для занятий сексом?" 

Подобное заземление и процесс осмыслений способствуют личностному росту, психологической зрелости, обогащают внутренний мир человека. 

В доказательство Ялом приводит исследование, в котором отражена следующая взаимосвязь: чем меньше человек удовлетворён качеством своей жизни, тем интенсивнее его страх смерти. 

Он делает акцент на том, что в процессе психотерапии задача терапевта помочь человеку обнаружить аспекты жизни, благодаря которым он сможет ощутить её полноту. Это не обязательно жизненный комфорт, деньги, хорошее здоровье, семья. Такими аспектами могут быть духовный рост за счёт новых осознаний и преодоления себя, помощь другим и т.д.

-5

Большое внимание в книге уделено вопросу личной ответственности. 

Быть ответственным - значит быть "неоспоримым автором события или вещи". Быть ответственным - это значит осознавать свои выборы, в какой-то мере творение самим собой своего "Я", своих чувств и даже жизненных неприятностей. 

Личностный рост, интеграция начинаются тогда, когда человек берёт ответственность за то, что делает с собой. 

Ялом приводит примеры своих терапевтических интервенций.

Он попросил пациентку 10 раз произнести: "я буду страдать до тех пор, пока мать не изменит ко мне своё отношение в тот период, когда мне было 10 лет", таким образом давая осознать, как надолго она застряла в своей детской обиде. 

Вернул пациентке ответственность на её претензию "Мы скачем от одной теме к другой", переформулировав это так: "Я прибегаю к спутанности мыслей, чтобы не заплакать". 

-6

Принимая свою часть ответственности, человек из пассивного объекта превращается в активного субъекта, способного влиять на свою жизнь, наполнять её новыми смыслами. 

Страх перед смертью невозможно убрать, потому что это базовое чувство. При этом, можно его минимизировать, благодаря упражнениям по десенсибилизации страха в терапии и повышению качества жизни, в первую очередь духовной.