Капиталистический прибамбас

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

Представьте, что вам надо поставить фундамент для дома на своем дачном участке. Вы завезли все необходимое и начинаете готовить бетон. Делать эту работу вручную – адский труд. Перевернув лопатой за день тонны песка, гравия и цемента, вы задумываетесь о необходимости приобретения бетономешалки.

И вот, наконец, вам удалось разжиться этим чудом техники. Работать стало намного удобнее и быстрее. Налицо прогресс и сплошная польза.

Но рассмотрим другую ситуацию. Допустим, группа наемных работников на некоем участке тоже строит дом, и, в первую очередь, естественно, возводит фундамент. Рабочие эти, предположим, опытные и могут вручную выполнить всю работу – полностью возвести строение от котлована до флюгера. Но их орудия труда примитивные – например, при строительстве фундамента те же лопаты. Дело идет тяжело и медленно, работодатель волнуется. И производит расчеты: при работах определенного объема покупка и эксплуатация хорошей профессиональной бетономешалки обойдется гораздо дешевле, чем использование труда определенного количества мужиков с лопатами.

Сказано – сделано! Агрегат пыхтит, строительная смесь готовится в необходимых объемах, работа идет веселее. Опять прогресс и польза – однако, уже не для всех. Несколько бедолаг, ранее занимавшихся замесом бетона вручную, нервно курят за забором стройки, их рассчитали и отправили восвояси.

Что же произошло? Почему появление на стройплощадке полезной и удобной для работы машины вдруг привело к ухудшению условий жизни некоторых людей?

Не стоит винить саму бетономешалку. Когда-то в эпоху промышленной революции начала 19 века рабочие, чья жизнь ухудшалась при появлении новых машин, пытались воевать со станками. Восстания луддитов (так называли этих машиноборцев) быстро были подавлены войсками. Но и сами рабочие потом осознали, что виноваты вовсе не машины. Бетономешалка, как и любое другое средство производства – лишь инструмент, созданный людьми для людей. А людей окружает созданный ими самими мир вещей. И вещи эти несут отпечаток тех отношений, которые царят в обществе.

Сейчас вот у нас на дворе капитализм, который имеет своими неотъемлемыми чертами следующее: распространена частная собственность на средства производства и само производство является товарным.

Это означает, что какой-либо дядечка вполне может владеть как одной бетономешалкой, так и десятками тысяч бетономешалок или вообще любыми средствами производства: заводами, фабриками, типографиями и т.п. То, что выпускают его бетономешалки и другие полезные инструменты создается не для личного потребления владельца, а для продажи, то есть как товары. Ну и, вполне естественно, что дядечка этот нанимает людей для работы на всех имеющихся у него приспособлениях, производящих товары (покупает рабочую силу как товар!)

В нашем примере наниматель рабочих решил стать богаче, все просчитал, приобрел бетономешалку, которая ускорит производство и уволил тех рабочих, которые бетономешалку с грехом пополам заменяли. Но у тех-то, уволенных, достаток как раз и был связан с этой работой! А теперь они оказались на дне, без занятости и, следовательно, без денег.

И в их беде виновата не сама бетономешалка, а капиталистическое её использование.

Получается, что господствующий ныне капиталистический способ производства наложил на полезную и удобную бетономешалку дополнительную функцию. Она должна не только помогать людям в строительстве, но она должна ещё и участвовать в производстве прибыли для ее владельца. Если первая функция всем полезна, то вторая полезна только тем людям, которые прибыль извлекают.

Конечно же, речь не только о бетономешалке, и даже не только о станках и других средствах производства. Абсолютно на все, что есть вокруг нас, капитализм примерил эту вторую уродливую функцию. И если данное нечто совместимо с этой дополнительной функцией – то оно превозносится и преумножается. Если же нечто не способно пристегнуть к себе несвойственное второе назначение – то это нечто будет отброшено, как ненужное.

Вот этой второй функции каждого полезного предмета и даже каждой дельной человеческой мысли условно можно дать название «капиталистический прибамбас».

Получается, в текущих исторических реалиях, во всех вещах и технологиях, важны не их полезные свойства сами по себе, а, в первую очередь, капиталистическое использование этих вещей и технологий.

Итак, дадим определение. Капиталистический прибамбас – это то, что позволяет вещь не только использовать по прямому назначению, а еще и капиталистически использовать. Например, капиталистическое использование бетономешалки приводит к увольнению рабочих в нашем последнем примере – ее прибамбас заключается в том, что она не просто полезная машина, а что она полезная машина эпохи капитализма, позволяющая получать прибыль.

Давайте посмотрим вокруг.

Вы держите в руках простую шариковую ручку. Вы уверены, что она приносит вам только пользу и какой бы строй вокруг нас не развивался, капитализм там или что-то другое, если только вы захотите сделать запись на бумаге, эта ручка вам послужит. Но давайте вникнем в детали. Ручки часто ломаются, они оказываются очень хрупкими, хотя на вид выглядят довольно прочно. Никто для вас не будет делать ручку на века. Сломается эта, купите новую. Стержень с пастой может быть либо очень коротким, либо залит содержимым не доверху, а иногда и вообще лишь наполовину. Вы всегда при покупке авторучки смотрите на стержень?

Бывает, что ручка изготавливается из прозрачного пластика и тогда ее не надо разбирать, чтобы посмотреть на количество пасты. Но такие ручки обычно оказываются самыми хрупкими.

Стержни с пастой бывают отличающихся стандартов, различной длинны, толщины, с неподходящими для других ручек наконечниками. Это сделано для того, чтобы вы не заморачивались на поиске пасты, а покупали новые ручки.

Как была бы удобна прочная долгопишущая ручка с толстым стандартным стержнем, который всегда можно найти в наличии в любом магазине. Но нет, если вы постоянно пишете от руки, то с постоянством же и меняете ручки. Через ваши руки прошли уже сотни, а с собой вы носите несколько запасных. И это все потому, что в ущерб основной функции ручек (возможности делать записи) у них у всех имеется функция вторая, которая обязывает их постоянно выходить из строя для того, чтобы вы совершили новую покупку и принесли прибыль производителям ручек. В итоге каждая ручка эпохи капитализма должна иметь свой капиталистический прибамбас.

Есть категория дорогих ручек и какие-то из них могут быть вполне надежными и долгопишущими. Но тогда у них есть другой капиталистический прибамбас – стильность, которая якобы помогает вам выглядеть дорого в глазах ваших коллег и партнеров. За эту стильность вы заплатите столько, что могли бы купить сотни простых ручек.

Почти всё, что нас окружает в быту, соответствует данной логике. Пылесосы, холодильники, принтеры, лампочки и т.д. – во все предметы специально заложен минимальный ресурс прочности, чтобы потребители постоянно совершали новые покупки. Хрупкость и недолговечность – специально разработанный «тайный ингредиент» бытовой техники текущей эпохи.

Бывают в нашем окружении такие уродливые с точки зрения потребления людьми предметы и явления, которые только и можно использовать в условиях капитализма. Быть капиталистическим прибамбасом – их основная функция. Для чего еще может быть полезен аппарат для считывания штрих-кодов? Или реклама как заполняющее все вокруг нас явление? Заметьте, почти все, что вы покупаете в магазине, вы могли бы купить дешевле, если бы каждая ваша покупка не обладала ещё одним своим капиталистическим прибамбасом – яркой упаковкой и рекламой.

Существуют такие полезные предметы, к которым капиталистический прибамбас присобачен как неестественный нарост или горб. Таксофон – это полезный телефон плюс приспособление для приема монет. Такое же по назначению дополнительное устройство приклеено к аппарату газированной воды, к игровому автомату. Внутри трамваев и городских автобусов раньше был капиталистический прибамбас в виде компостеров для билетиков. Часто в виде прибамбаса по не приспособленному для такого перемещения салону ходит взад-вперед кондуктор и выбивает мелочь из прячущих взгляд пассажиров. В некоторых автобусах даже приделан турникет, своим наличием превращающий транспортное средство в неудобный для посадки девайс по собиранию денег.

А современные компьютерные технологии вообще трудно совместить с капиталистическими прибамбасами, но тем уродливее эти прибамбасы к ним прицепляют. Любой текст и любую программу можно было бы без особых усилий растиражировать в любом количестве и использовать на тысячах других компьютерах совершенно бесплатно, если бы не существовало тормозящих развитие программ и законов копирайта и защиты от копирования. Люди тысячи лет переписывали книги от руки, затем боролись с ретроградами за возможность использования печатных станков, покупали книги, оплачивая бумагу и печать и вот, наконец, дожили до возможности копировать бесплатно (почти бесплатно: компьютер стоит денег и электричество тоже не даровое), чтобы теперь им специально создавали преграды, лишающие возможности без всяких прибамбасов пользоваться плодами цивилизации!

Потрясающе удобны мобильная связь и интернет, но наличие тысяч разных прибамбасов в виде провайдеров, тарифов, лимитов, стандартов и сборов ограничивают развитие этих средств связи ради их вовлеченности в капиталистическое развитие.

Пробка в час пик на дороге – это не недостаток дороги, которую якобы не расширяют, это недостаток капиталистического использования дороги. Капиталистический прибамбас здесь – это отсутствие планирования движения и бесконтрольное возрастание количества частного транспорта. Заводы по производству легковых автомобилей – это вздутый нарост на всей сфере современного транспорта. Все современные города давно уже пребывают в постоянном кризисе дорожных магистралей именно из-за миллионов невместительных и не в меру габаритных по сравнению с автобусами и трамваями «тачек».

Съемочная группа снимает фильм, но если создаваемое произведение не оправдает экономические расходы в виде кассовых сборов, то фильм будет признан неудачным. Потому чаще всего снимают такие фильмы, которые насыщены экономически выгодной зрелищностью, а не прогрессивными идеями, воспитательным сюжетом и художественными ценностями. Капиталистический прибамбас здесь – это система кассовых сборов и те требования, которые изначально предъявлялись к снимаемому фильму, сделавшие его более кассовым и менее художественно ценным.

Каждое человеческое действие, каждая мысль и творческая находка могут быть рассмотрены с позиции коммерческой эффективности. Художник пишет картины, писатель создает романы, но если нет продажи, то каждый из них не творец, а неудачник – таков закон капитализма. Не учтённый автором и не заложенный в шедевр капиталистический прибамбас низведет в условиях капитализма это произведение искусства в разряд никому не нужного барахла. Даже если в нем содержится целый рой идей, которые могут быть нужны людям.

Вы написали книгу, пожелав поставить перед людьми серьезные неоднозначные и требующие размышлений вопросы, но издательства предпочтут взять не то, что вы создали, а какой-нибудь «ироничный детектив», потому что в него заложен добротный капиталистический прибамбас. Этот прибамбас очевидно принесет немедленную прибыль, а ваша писанина – навряд ли.

Но вообще, конечно, самое главное средство для извлечения прибыли – точнее, прибавочной стоимости – это сам рабочий человек, продающий в наем свои рабочие руки. Прибыль капиталиста – это неоплаченный труд рабочего, где рабочий это лишь средство для выгодной эксплуатации. Следовательно, капиталистический прибамбас рабочего – это его умелые руки, его точный глазомер, навыки и опыт работы. Гравий стоит А рублей, песок – В рублей, нанять рабочих стоит С рублей и завезти цемент – D рублей. Вас наймут, если эксплуатация ваших возможностей будет признана целесообразной.

Наиболее чудовищный капиталистический прибамбас – это используемое в коммерческих целях тело проститутки, вынужденной постоянно отмежевывать свой внутренний мир от своего тела, которое постоянно продается в розницу. И не менее чудовищно продаваемое сознание буржуазного журналиста, который выполняя заказ, представит черное белым, а белое черным. Лишь бы платили деньги.

Вообще весь окружающий мир в условиях капитализма предстает перед нами наполненным чудовищными наростами капиталистических прибамбасов. Эти прибамбасы когда-то в эпоху становления капитализма могли способствовать научно-техническому прогрессу. Даже мореплаватели когда-то открывали острова и континенты не для самих открытий, а для выгод грабежа и торговли.

Но сейчас всё чаще прибамбасы мешают развитию основных функций предметов, тормозят развитие. Тысячи патентов на изобретения в разных сферах производства скуплены буржуазными компаниями и лежат под сукном – компании просчитывают, что сейчас выгодно выбрасывать на рынок, а что еще может полежать, подождать годков так 50.

Капиталистические прибамбасы искривляют мир. Раньше это можно было терпеть, но теперь это становится невыносимым.

Сделав свое дело, капитализм как один большой капиталистический прибамбас сейчас является усыхающей бородавкой на теле человеческого общества, всего окружающего людей материального и духовного мира.

Таким образом, интересы развития требуют изменений, которые отправят изживший себя момент развития – капитализм – в утиль вместе со всеми прибамбасами.

Вячеслав Сычёв