Найти тему
ВаняПопов

Вологодские Белов-Центр и музей-квартиру надо "оптимизировать"...

Василий Белов даёт прикурить Евгению Евтушенко в прямом смысле этих слов.               Фото: интернет. 1970-е годы.
Василий Белов даёт прикурить Евгению Евтушенко в прямом смысле этих слов. Фото: интернет. 1970-е годы.

Написал "оптимизировать", испугался: вдруг на самом деле поймут буквально и - оптимизируют. Без куска хлеба останутся библиотекари и служащие музея. Словечко стало синонимом уничтожения всего, что под руку подвернётся. Ага, завод? Кому он нужен? Никому, кроме его рабочих? Оптимизировать... Скотская ферма? Одна вонь, оптимизировать, давно пора...

Оптимизировали заводы и больницы, фабрики и библиотеки. Народ сбежался в города, и тут задача, как бы ему оптимизировать устройство мозгов, чтобы к начальству льнул с трепетом и с восторгом... Мозги оптимизируются ускоренными, ударными темпами, - люди рады. А то, бывало, работяга падёт в лужу: "Ничего не желаю, ничего не хочу!" Что с ним сделаешь? Ничего. Гегемон!..

Времена пошли не те. Гегемон теперь - телевизор. За ним тянутся и библиотеки, музеи, - деваться некуда, кусок хлеба нужен...

Пискнул телефон, пришло сообщение:

Центр писателя В.И. Белова сегодня (8 августа – А.А.) в 9:20 ЧТО ПОЧИТАТЬ. СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРЫ. ГУЗЕЛЬ ЯХИНА.

Гузель Яхина – российская писательница, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, премий «Ясная Поляна» и «Большая книга». <…>

В журнале «Сибирские огни» в 2014 году вышли главы её первого романа «Зулейха открывает глаза», который изначально создавался как учебная работа для Московской школы кино. Действие книги разворачивается в 1930-е-1940-е годы, главная героиня – татарская женщина, которой приходится пережить коллективизацию и сталинские лагеря. (Здесь и далее курсив мой – А.А.)

Книга вышла в свет благодаря литературному агентству и оказалась успешной: её несколько раз перепечатывали, увеличивая тираж, произведение было отмечено Национальной литературной премией «Большая книга», премиями «Ясная поляна» и «Книга года».

В 2018 году Гузель Яхина стала автором «Тотального диктанта». Три текста для разных часовых поясов, названные «Утро», «День» и «Вечер», вошли в роман «Дети мои», который рассказывает о судьбе российского немца, школьного учителя, живущего в раннем СССР. Эта работа писательницы была удостоена в декабре 2019 года премии «Большая книга».

В марте 2021 года был опубликован третий роман Яхиной, «Эшелон на Самарканд», – о детях голодающего Поволжья в 1921 году.

Книги Гузель Яхиной вы можете взять на абонементе в нашем Центре.

«Кто возвеличивает большой круглый ноль по имени Гузель Яхина?

На прошлой неделе состоялось очередное вручение литературной премии «Большая книга». Призовой фонд: три миллиона рублей – первый приз, полтора миллиона – второй и один миллион – третий. <…> третье место присуждено Гузели Яхиной за роман «Дети мои». Это читать невозможно. Автор не владеет словом, не умеет писать!

Однако публике упорно преподносят произведения Яхиной в качестве высших достижений литературы. Её ничтожные поделки переводятся на десятки языков. <…> «Большая книга» из года в год игнорирует действительно одарённых писателей <…> и возвеличивает большой круглый ноль по имени Гузель Яхина. Трудолюбивая, как все графоманы, Яхина вряд ли виновата, что её косноязычные сочинения легли в основу чьего-то хитроумного проекта…» Аргументы Недели. 19 декабря 2019.

«Гузель Яхина пришла на интервью к Владимиру Познеру.

Передача интересна тем, что она показывает, как живуча антисоветская мифология, и сколь нелюбопытны медийные лица современной России. <..> Резюме программы: любой советский герой – он, конечно, герой, но и преступник. Революция сожрала всех советских героев, включая Дзержинского, чей инфаркт – «от переживаний», поэтому, по мнению Гузель Яхиной, он тоже жертва cоветского режима...» Егор Яковлев. Цифровая история. 23 марта 2021.

Смотрите, как там проворно работают! Не успела книга выйти, уже и кино сняли!

Надо иметь в виду один хитрый момент. Современная литература, современное кино, современный театр – тёмная материя. Отнимите слово «современная», останется пепел – посыпать несчастную голову, нет бы посмеяться и покаяться, куда там, хорохорятся: пусть не литература, зато – «современная». Напоминает их гонор соевое молоко или колбасу из туалетной бумаги. Ничего не поймут, пока не постучишь по голове…

«Евгений Спицын дал историческую оценку телесериалу «Зулейха открывает глаза»:

«Я по телевизору не стал смотреть этот фильм, он меня абсолютно не заинтересовал <…> Я бы не стал его смотреть в принципе, если бы не вопросы уважаемых зрителей и слушателей. Мне в личку постоянно приходят просьбы прокомментировать этот фильм» <…>

Евгений Юрьевич подчеркнул, что он проделал колоссальное над собой усилие, взял себя в руки, чтобы не выкинуть видеоустройство в окно, и посмотрел этот бред. «Все эти сюжетные линии, которые представлены – это вообще, простите за выражение, порнография. Фильм оставил самое тягостное впечатление. Особенно бездарная игра актёров...<…> То есть нет никаких ярких, действительно выдающихся актёрских ролей...

Поэтому фильм на меня произвёл самое негативное впечатление во всех смыслах. Это очередная антисоветская порнография.

Для чего это делается? Это совершенно очевидно! Историк считает, что такие фильмы снимают с одной понятной для думающих людей целью: «Властям предержащим любой светлый образ советской страны, советской эпохи – как нож к горлу, как красная тряпка для быка! <…> надо представить Cтрану Cоветов сплошным кровавым мордором, в котором полстраны – сидело, а полстраны – охраняло...

Это в чистом виде политический, социальный заказ! <…> Заказ для того, чтобы у молодого поколения, которое не жило в Советском Союзе и не знает, что такое Советский Союз, сформировалось соответствующее отношение к этой эпохе, к этому периоду, к этому государству, к идеям этого государства»... Оригинал: zen.yandex.ru 22.04.2020.

Я пощёлкал курсором по ссылке, выскочили сакраментальные 404: такой страницы больше нет! Хотелось поинтересоваться, кто старался облегчить мой труд и перевести реплику историка на бумагу с видеоплёнки. Речь на бумаге – штука вечная, а плёнку могут убрать с глаз долой. Есть несколько видеореплик Е.Ю. Спицына насчёт Зулейхи, вот самая короткая, 5 минут… https://my.mail.ru/mail/ssinelshchikova_/video/320/12326.html

И снова – Спицын. Один из немногих, кто остаётся при своём мнении. Остальные поют с голоса Главного Историка. Или с голоса тех, кто замахнётся на них оглоблей…

«…Сайт «Российская символика», призванный «помочь ориентироваться в многообразии окружающих геральдических знаков», обратил на себя внимание профессиональных историков.<…>

отдельный подраздел <…> подрастающему поколению даёт очень «интересный» экскурс, где большевики и Советский Союз представлены не иначе как зло планетарного масштаба и убийцы, ввергнувшие страну в пучины хаоса. <…>

приведём лишь самые значимые цитаты, которые, вероятно, по мнению составителей, дети должны знать и запоминать (со всеми орфографическими и пунктуационными ошибками):

«Почти сто лет назад, снова пришла в нашу землю великая беда. В то время правил нашей страной царь Николай II. Был он государь добрый, не хотел верить, что есть на свете злые люди, что хотят они делать подлости, что готовы на жестокость и предательство. А люди такие были. Назывались они – революционеры или большевики. Ничто им было не дорого – ни страна наша, ни народ наш».

«Никого не щадили революционеры, убивали и детей, и женщин, и стариков, губили целые города, целые края, целые народы. Всех, кто сопротивлялся, кто хоть в чем-то им повиноваться не хотел, всех до единого истребили большевики. И воцарилась над нашей страной жуткая власть большевитская – власть беспощадная, власть кровавая».

На этот «исторический» экскурс для детей обратил внимание историк-практик, автор единого «народного» учебника по истории России Евгений Спицын.

– Это просто безобразие! Во-первых, безобразие в том, что этот текст адресован детям. То есть подобные вещи в таком стиле, в такой манере изложения писать для детей – это, что называется, приехали. Я имею в виду саму стилистику, не касаясь содержания, – обороты речи, слова, ярлыки и прочее.

Во-вторых, безобразие в содержании. Это вообще ни в какие рамки не лезет, если на государственном портале, посвящённом государственной символике, содержатся такие тексты. У меня сразу возникает желание перед всеми историками, которые такие вещи говорят или печатают, просто поставить вопрос об их профпригодности, лишать их учёных степеней, званий и дипломов. Потому что они прекрасно знают, что это не так, но, тем не менее, об этом говорят во всеуслышание. Значит, они в данном случае выполняют чей-то социальный заказ, причём заказ, явно направленный против интересов страны и её народа.

И, в-третьих, надо иметь в виду, что у нас, к сожалению, сейчас значительная часть нашей так называемой политической и научной «элиты» на отрицании всего советского скатилась не просто к антисоветчине, а к самой настоящей «власовщине». Они вообще, что называется, потеряли берега и даже, наверное, не понимают того, что они в своём неприятии советской власти взяли на вооружение самые мерзкие методы НТСовцев. То есть наследников «власовщины», которые активно опекались и финансировались нашими заокеанскими "партнёрами".

И, к сожалению, эта «власовщина» уже проникла во все наши органы государственной власти и управления, во все академические институты, это становится даже неким брендом. И всё открыто идёт под лозунгом о так называемом «примирении». Примирении с кем? С предателями? С кем примиряться-то? Ведь Власов – это предатель. Наследники Власова – такие же предатели. НТСовцы – это предатели, которые стояли на службе интересов наших геополитических и идейных противников, прежде всего, США. А теперь они оказались на коне, теперь они правят бал.

У нас на всех каналах, на всевозможных площадках треплются о том, что надо вернуть воспитание. Воспитание какое? Это вы называете воспитанием? Вы что, на этом хотите воспитывать патриотов страны?

И такие процессы идут по всем векторам – уничтожение исторической памяти народа и прививание ему ложных представлений о своей стране и её истории. Чем это может обернуться – посмотрите на соседнюю Украину. То, что сейчас там творится, ведь не из ниоткуда появилось, это долгие годы вполне целенаправленно готовилось через историю как предметную дисциплину в школах и в вузах. Создавались соответствующие учебники, воспитывались соответствующие кадры.

И заметьте, в 2004 г., когда началась первая «оранжевая революция», всё это не обернулось гражданской войной, хотя противоречия между разными регионами Украины были и тогда. Тогда ещё не подросла ударная сила госпереворота. А через 10 лет она как раз и подросла. Этой ударной силой переворота и стали ребятишки, которые при Ющенко учились в школе, а при Януковиче они уже с «промытыми мозгами» ринулись в бой. Теперь, смотря на подобные порталы и такое толкование истории, я боюсь, что с такой политикой доиграются и у нас… http://www.nakanune.ru/articles/112749

Евгений Спицын. Сайт «Российский писатель». 4 апреля 2017 года.

«С такой политикой доиграются и у нас…» То есть, в России… А ничего, и в ус не дуют, играют с такой политикой и в Вологде. Как в шашки играют…

Обратите внимание на даты публикаций, откуда я навыдёргивал цитат, убийственных, казалось бы, для Г. Яхиной и для тех, кто курирует её в верхах.

Цитаты из 2017-2021 годов, а до вологодского Центра Белова про Зулейху только что дошло, в 2022 году открылись глаза? Нет, не было команды насчёт Зулейхи! Но библиотека без игры в политику не сидела, пропагандировала в те годы Акунина, Улицкую, – Белов в гробу переворачивался…

Читаю свои записки тех лет:

«Пискнул недремлющий телефон, пришло сообщение «ВКонтакте»:

«Центр писателя В.И. Белова. 20 ноя в 8:00. КНИГА ВЫХОДНОГО ДНЯ

В 2006 году Людмила Улицкая со сборником рассказов «Люди нашего царя» вошла в список финалистов премии «Большая книга» и стала одним из победителей интернет-голосования.

Писатель работает с частным случаем: жизнь дает какой-то повод – и потом рождается сюжет. И однажды автор обнаруживает, что "разбит на тысячи кусков и у каждого куска свой глаз, нос, ухо – в каждом осколке своя картинка". Герои этой книги собраны под одной обложкой единственно волей сочинителя: писательские дочки, обременённые своим происхождением, и девочки из послевоенных бараков, красавицы, которые несут свою красоту как непосильную ношу, и мечтательный слесарь, увлёкшийся ни много ни мало учением Штайнера, и чудак Лёня, отец всем детям любимой им женщины… Книгу можно взять на нашем абонементе.

Нравится 9 Показать список оценивших 1 Показать список поделившихся 431». Единственный из списка оценивших – я. Один из четырёх сотен «поделившихся» написал: «…., как вам не стыдно! Старик бы вас клюшкой...» Писульку мою убрали, а число «оценивших» осталось.

Вот какие хитрованские, конъюнктурные библиотюкарши кормятся в беловском Центре на улице Щетинина! Жить-то чем-то надо! И окормляют наивных почитателей Белова...

Писал им летом, когда так же рекламировали Улицкую и вдобавок к ней Акунина, мол, вы, библиотюкарши, в объёмах исполнения политзаказа слишком услужливы... Не поверили, обиделись!

Как ни сунусь за справочкой, на экране компьютера выскочит: соваться не моги на сайт «Центра писателя В.И. Белова», ибо тамошние библиотюкарши затюкали тебя в чёрный список: можешь выражать несогласие с самим Беловым (я и ругался с ним не раз, было дело), но не смей – для твоей же пользы – собачить, хотя бы и не матерно лаять, литераторов типа Улицкой и Акунина...

Теперь уж зима, из работниц «Центра писателя В.И. Белова» хоть снежных баб лепи: рекламу Улицкой и Акунина – антагонистов Белова – погнали на следующий, на штрафной круг.

Иной раз приходило в голову: полно, привязался к одной библиотеке! В городе их – десятки, а те не работают ли по такому же антисоветскому шаблону?! Сходи, запишись во все библиотеки…

Боюсь, что библиотекарши исполняют писаные и неписаные, негласные приказы из Москвы. Если без понукания, по простоте душевной служат, почему не листают газет и журналов, где таким неразборчивым читателям подсказывают иногда, кто есть who?

«...глава общественного совета при Минкульте России Юрий Поляков назвал писательницу Улицкую представителем <…> направления, к которому относятся писатели, со скептицизмом воспринимающие Россию. По его словам, Людмила Улицкая (лауреат премии «Русский Букер», член попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера») всегда отличалась врождённой русофобией». <…>

Улицкая прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что она делает. <…> Её уже обливали зелёнкой. <…> Она заявила, что в России и на Украине есть "европейские" люди, но их мало. Эти "высокоразвитые люди" являются европейцами "по своему сознанию", поведала писательница. А сознание большинства "архаично". <…> Писательница уже себя наказала. Она живёт в придуманном мире: в ужасной стране, среди кошмарных людей. Её можно только пожалеть». https://goo.gl/CcxYpq

Можно «только пожалеть» и читателей, которые примут на веру совет, исходящий из «Центра писателя В.И. Белова».

Где же, мол, книгочеям, если остались такие, найти более авторитетное учреждение! Читателям и невдомёк, что совет исходит не от самого Василия Ивановича, он словно и жив, поскольку в сознании вологжан присутствует ежедневно... Скоро памятник ему поставят, библиотеке имя его присвоят, а литература сделается бело-гвардейской...

Да и Белов, по правде сказать, иногда вон какие советы давал, – только ахнуть да руками развести! Где по неграмотности бухтинку отливал, где по простоте натуры нелепое словцо ронял. Зюганову советовал убрать из названия партии упоминание о коммунизме, Шукшину – посадить на царский трон Разина, Ельцину предлагал побеседовать о сионизме... Хорошую литературу, разумеется, Василий Иванович Белов понимал и уважал, и о ней мы с ним разговаривали, но вот нет его, ничего не скажет, палкой не пригрозит, да и не поняли бы ни черта: теперь процентов девяносто читателей – на молодёжном чирикании – безбашенные, на литературном языке – всадники без головы...

Как вам понравится такое сообщение в ВК?

"Центр писателя В.И. Белова. 10 июня 2022 года.

В преддверии Дня России в наш Центр на мероприятие «Россия — Родина моя» пришли подопечные Вологодского психоневрологического интерната №1. Они узнали об истории праздника, о культуре русского народа, познакомились с историей слов «Россия», «Русь», вспомнили символы нашего государства (флаг, герб, гимн). С удовольствием отвечали на вопросы викторины, собирали пословицы о Родине, отгадывали загадки. В конце встречи каждый сделал праздничную открытку для своих друзей".

Накануне Дня Недоумения и Скорби библиотекарям удалось заманить в гости лишь неврологических пациентов!.. Анекдот шикарный! Умри, Денис, лучше не напишешь... (из анекдотов о Д. Фонвизине).

Сам ты сумасшедший, скажут! Какие недоумение и скорбь? 12 июня! Это же государственный праздник - День независимости России... Государство вдруг слиняет, как слиняло в 1991 году, что тогда скажете?

Кроме Центра Белова в Вологде функционирует Музей-квартира В.И. Белова, деятельность музея немногим отличается от библиотечной. Книжек на дом не выдают, а больше ничего не могу добавить, потому что и на сайт музея доступ мне закрыт: раз-другой обозвал сотрудниц антисоветчицами, всё, шабаш! Рад бы примеры привести, ан, не копировать мне с этого сайта ни словечка...

Обойдём их с тыла! Вот из прошлых лет пример, как поклонники Белова окормляют публику. Цитирую из журнала «Вологодский ЛАД» (№1. 2018 год):

«В 2017 году, в год 85-летия со дня рождения классика современной отечественной литературы Василия Ивановича Белова, в Вологде состоялась областная читательская конференция для школьников и студентов «Лад и разлад в трилогии В. Белова «Час шестый». Её подготовили и провели областная универсальная научная библиотека имени И.В. Бабушкина и музей-квартира В.И. Белова.

Школьникам и студентам Вологодчины предлагалось поразмышлять о судьбах русского крестьянства в эпоху коллективизации и судьбе русской деревни, о ладе и разладе в произведении Белова, о фольклорных мотивах и о смысле самого названия хроники. Проект стартовал в апреле 2017 года. К октябрю студенты и старшеклассники из Вологды, Грязовецкого, Шекснинского и Вологодского районов представили более 20 творческих и научно-исследовательских работ.

Работы оценивали эксперты: доктор филологических наук, профессор Вологодского университета В.Н. Бараков, писатель и журналист Г.А. Сазонов, заместитель директора по воспитательной работе средней школы Вологды № 33 Л.Н. Суханова и кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы вологодской средней школы № 15 Л.В. Широкова. Читательская конференция, которая подвела итоги проекта, состоялась 27 октября в областной библиотеке имени И.В. Бабушкина. <…>

Диплом I степени вручён Евгении Беловой, ученице средней школы № 2 города Грязовца. Дипломом II степени награждена Полина Иванова, девятиклассница Огарковской средней школы (Вологодский район). На третьем месте – Валерия Дебелая из шестого класса грязовецкой средней школы №2. <…>

Основной целью проекта являлось привлечение внимания молодого поколения к одному из наиболее трагичных произведений В.И. Белова – трилогии о коллективизации «Час шестый», одной из важнейших книг для понимания истории России начала XX века. Масштабное произведение о переломных и во многом роковых событиях в истории русской деревни, нашего общества в целом вызвал глубокий интерес у молодых вологжан. <…> Исследовательские работы, эссе и сочинения участников проекта явились попытками молодых людей осмыслить сложное, глубокое произведение русского писателя, в котором слышится его смелый голос о трагической судьбе деревни, надломе «национального образа мира», связанном с разрушением внутреннего лада, начавшимся в эпоху коллективизации. Ольга Анфимова, директор музея-квартиры В. И. Белова.

«Как всё это случилось? Эссе (Полины Ивановой - А.А.).

…Чем эпоха интереснее для историков, тем для современников печальнее», – это мудрое высказывание поэта Николая Глазкова пришлось мне по душе, потому что оно сродни моим размышлениям о том, какой след оставили Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции, а также коллективизация в судьбе нашей многострадальной Родины в целом и родной Вологодчины в частности. Эпоха войн и революций для историков, описывающих эти события, несомненно, представляла огромный интерес, потому что во время революции рушились устои большой многонациональной страны, где был царь-батюшка, где русские офицеры, солдаты и матросы сражались за веру, царя и Отечество, где высоко ценился труд учителя, доктора, инженера. В начале двадцатого века наша Родина находилась на подъёме, в лучшей поре своего развития».

Сравните с дидактическим (по сути, пародийным) текстом на сайте «Российская символика»: стилистика та же, идеи те же…

В.И. Белов в своё время успел дать наставление таким легкомысленным сочинительницам. Надо бы школярам в начале каждого часа учить вместо молитв эти слова:

«Советская власть – была нормальная власть, даже сталинская власть, и народ к ней приспособился. А потом началась ненормальная власть, которой народ просто не нужен. Советская власть была создана и Лениным, и Сталиным, и даже Троцким, всеми большевиками, и государство, надо признать, было создано мощное. Может быть, самое мощное за всю русскую историю. И вот его уже нет и не будет. Нет и советской власти. Я понимаю, что и я приложил руку к её уничтожению своими писаниями, своими радикальными призывами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. И все мои друзья-писатели. Вроде и прав был в своих словах, но государство-то разрушили. И беда пришла ещё большая...»

В.И. Белов – В.Г. Бондаренко. «Наш современник». № 10, 2002.

Нет бы школьнице Полине Ивановой вспомнить, что колхозом «Родина», близ Вологды, в Огаркове, где юная сочинительница проживает, руководил многие годы Михаил Григорьевич Лобытов, дважды Герой Социалистического Труда. Я был знаком с ним, его размышления записывал на магнитофон для областного радио, в стилистике Полины дважды герой не выражался...

Куда там, антисоветский – спущенный из Москвы – шаблон в голове школьницы Полины Ивановой работает как часики:

«И наше крестьянство было сильно трудом и терпением своим, традициями семейными, привязанностью к земле-матушке, которую нельзя покинуть, ведь никто другой не сбережёт её, не сохранит...

Россия была оплотом православия, вера в народе была сильна, по воскресеньям люди ходили в церковь, молились, исповедовались, причащались. Причём дорогу к храму знали все: и представители русской интеллигенции, и крестьянство, и рабочие. Эти рабочие и крестьяне, которые до революции были, в основном, законопослушны, потому что, как говорится, под Богом ходили, царя-батюшку почитали как отца родного, служили верой и правдой и ему, и Отечеству. И вдруг подняли бунт, «бессмысленный и беспощадный», запели «Интернационал», взяли в руки оружие и повернули его против царского режима с лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!»

(Текст позорит самого автора! Что это как не пародия на излагаемый образ мыслей? – А.А.)

"Только одно, - продолжала Полина Иванова, - непонятно: как тот, «кто был ничем», вдруг стал «всем», причём за такой короткий срок?! Немыслимо! Спустя столетие после этих исторических событий мы можем лучше понять их причину, их суть, их последствия, не только читая труды историков, но и изучая художественные произведения на эту тему, просматривая и обсуждая документальные и художественные фильмы, знакомясь с произведениями изобразительного искусства. Именно разные виды искусства и исторические документы помогают нашим современникам ответить на вопрос «Как всё это случилось?»

Случились две революции, Гражданская война, а век двадцатый стал «веком-волкодавом», потому что унёс жизни миллионов русских людей, смелых, мужественных, трудолюбивых, умеющих постоять за своё Отечество. <…>

В романах «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестый» Белов правдиво и точно описывает жизнь вологодских крестьян в двадцатые-тридцатые годы прошлого века <…>, которых власть ещё не успела поделить на кулаков, середняков и бедняков. Все эти люди живут дружно, во всём помогая друг другу. <…> автор показывает разрушение крестьянской семьи, её устоев, а всё это произошло потому, что народ потерял веру в Бога, его лишили этого. <…>

Нет в людях веры и милосердия, а есть слепое следование идеям Советской власти, которая даёт дорогу тем, кто «был ничем». Белов объясняет это и в эпизоде, когда люди по приказу свыше пытаются сбросить крест с колокольни и у них ничего не получается. Нельзя народу без веры в Бога, нельзя церковному куполу без креста. Вот тогда и начнётся мракобесие, которое описывает автор в заключительной части трилогии. <…>Сейчас, в современной нам России, всё вернулось на круги своя: восстановлены монастыри и храмы, работают воскресные школы, в воинских частях и в местах лишения свободы построены церкви, на праздничных богослужениях присутствуют президент страны и премьер-министр, наша русская армия и флот сильны и могущественны, большим уважением и почётом окружены люди труда.

Но той России начала двадцатого века, которая напоминает о себе в трудах историков и произведениях литературы, нет и никогда уже не будет.

Полина Иванова, ученица Огарковской средней школы (Вологодский район). Научный руководитель – Ольга Александровна Зеленина, преподаватель русского языка и литературы". (Журнал «Вологодский ЛАД». №1, 2018 год).

Не всё вернулось, и царя пока нет, но последнее, про почёт людям труда, особенно восхищает... Где же тут наука? Одурманивание малолетних!

Скажут, ну, что ты к школьнице привязался? Спрос - с наставников. Сам Белов был антисоветчиком первоклассным! Куда до него Гузели Яхиной! Каштанка супротив человека (А.П. Чехов)! Тексты Белова – подарок устроителям и «перестройки», и буржуазной революции 1991-1993 годов, как яичко ко Христову дню...

Надо помнить, что в комнатах музея-квартиры Белова до Василия Ивановича проживал первый секретарь Вологодского обкома КПСС Анатолий Семёнович Дрыгин. Не все помнят!

Член Союза писателей России (имярек), пока не пенсионер, потому ничего и не знает, на своей странице «ВКонтакте» привёл упоминание о приезде в его палестины компании известных писателей, в том числе Виктора Петровича Астафьева; забубённым антисоветчиком Астафьева не назвал, не ведает этого обстоятельства. С писателями был, мол, и Дрыгин. Да кто такой тот Дрыгин, чтобы упоминать его рядом с известными людьми? Так воскликнул имярек… Я написал имяреку, что те известные ему люди не более чем пыль на дорожных сапогах Дрыгина!.. И комментаторы накидали имяреку тумаков, что-то его и не видать...

Имяреку читнуть бы очерк «Уха» А. Брагина, как министр культуры СССР, кандидат в члены Политбюро Пётр Нилович Демичев в гостях у вологжан разнежился на природе, снял ботинки, снял носки, тут-то Кузовлев и взял с Демичева слово – прочесть рукопись беловских «Канунов». Уловил момент! Дрыгин сморгнул, он, мол, тут ни причём! Анатолий Семёнович – не только великий хозяйственник, то был вологодский Медичи, покровитель литераторов, художников. Демичеву был ясен и Кузовлев: прозаик-почвенник, хлопотал за собрата, за Белова. Вологодские хитрецы, партийные туз и валет, знали коды чиновничьей паутины: пошли бы снизу вверх, на всех ступеньках увидели бы недоумение: дайте читнуть одним глазком, что там, по-за «Канунам», кандидату в члены Политбюро и не осмелились бы вручить рукопись... Демичев прочёл в считанные дни, дал добро, обещал поддержку! Ах, Пётр Нилович! Знал бы, что будет написано в следующих романах Белова, – дал бы добро? А Дрыгин дал бы добро? А Кузовлев? Всех на хромой кобылке объехал автор-антисоветчик...

Брагин пояснил: основа очерка – притча первого секретаря Шекснинского райкома партии Дмитрия Михайловича Кузовлева, более известного тогда в качестве писателя-"деревенщика"; Брагин напомнил, что Василий Иванович Белов с 1976 года (лет через пять после ухи, - обернувшейся золотым дождём, - на которую его и не звали, чтобы не испортил игры) был членом обкома КПСС. «Подчеркну: не по фарисейству [был], а по вере», – уверяет автор очерка... А. Брагин. «Вологодский ЛАД», № 1, 2017.

Гимны во славу Дрыгина-мецената подхватывает знаменитый вологодский бытописатель, давнишний пенсионер, потому всё и знает:

«Из всех любителей выпить в Вологде в те годы особенно славились писатели и художники. Первые пили шумно, грубо, зримо. Вторые молча и тихо по мастерским.<…> [С очередным] руководителем писательской организации Александром Грязевым мы будто на себе испытывали вологодскую ехидную присказку: «Были в Маскве, шли па даске и упали в грезь». Василий Иванович Белов <…> любил в молодости и позже кутнуть. Какой же вологжанин не любит быстрых загулов! Сам хозяин области Анатолий Семёнович Дрыгин сиживал за рюмкой с поэтами и прозаиками. Регулярно их зазывал к себе, расспрашивал о творчестве, о житье-бытье, а потом переходил к столу, наливая всем по полной. <…> Василий Иванович играл тогда ещё на гармошке, Александр Грязев мастерски плясал, Романов с Коротаевым стихи читали, а пели с Дрыгиным хором, все вместе. Никто не напивался, всё проходило по-семейному. Мир и покой воцарялись на время в вологодской прозе и поэзии…» Вадим Дементьев. Из книги «Вологда и вологжане».

Рассуждения об антисоветских романах Василия Белова выводят на совсем горькую тему. Увлечение антисоветизмом стало едва ли не поголовным, вроде разведения собак, и безо всякой надобности – через слово – напоминания в бытовой суете: говорящий числит себя православным! Дать бы ему в лобешник, но чем-то иным собеседник огорчить не успел...

Таковы и первые книги воспоминаний о Белове (А. Грешневиков. «Сто сорок писем Василия Белова». 2018. «Василий Белов. Воспоминания современников». 2018), где всяк автор стремится зацепиться хотя бы страничкой, хотя бы одной репликой остаться в памяти читателя. Анатолий Николаевич Грешневиков – ярославский депутат Госдумы, член «Справедливой России», увы, книги его выдают в нём всего лишь «простого читателя»...

Камня на камне от книг Грешневикова еt сetera не оставила в газете «Советская Россия» философ Светлана Георгиевна Замлелова:

«Особая тема обеих книг – это коллективизация. И Анатолий Грешневиков, и авторы других воспоминаний очень уверенно и как о чём-то само собой разумеющемся рассуждают о вреде коллективизации, уничтожившей-де некий «крестьянский лад». <…> из книг А. Грешневикова создаётся впечатление, что коллективизацию большевики затеяли просто так – чтобы уничтожить «крестьянский лад» <…>, никаких государственных целей у коллективизации не было и что только на закате советской власти честные люди смогли наконец-то объяснить всей стране, какой это вздор и как надо хозяйствовать на самом деле. <…>

недоумение вызывает одновременная критика коллективизации и роспуска колхозов. <…>

А уж обвинения «деревенщиков» в антисоветизме – и вовсе, по убеждению А. Грешневикова, «тупость и глупость». Но тут же сам он приводит слова Белова, утверждавшего, что быть коммунистом – грех <…> Что же получается? Человек не любит коммунистов, открыто и активно против них выступает, осуждает (будучи годом-двумя ранее членом горбачёвского ЦК КПСС – А.А.) политику КПСС, призывает отказаться от советского государства и строя <…>

Ну, подумаешь, Белов полагает, что русские люди, подобно Христу, были распяты советской властью, – отсюда и название его произведения «Час шестый». А так вообще-то он, конечно, не антисоветчик... <…>

Почвенники призывают возвратиться к неким истокам, к русскому укладу; уверяют, что без веры в Бога невозможно произвести ничего путного <…> отрицают советскую власть и коммунистов как явление вредное для России и антирусское по своей сути.

По мнению таких почвенников, Октябрь 1917-го – это не итог политической борьбы разных и довольно многочисленных сил, не внутренний сословный или цивилизационный конфликт, не закономерное следствие проводимой политики, а захват власти инородцами и масонами, поставившими целью истребить русский народ и уничтожить православие как слепящий их бесовские глаза свет. <…>

не видеть знака равенства между почвенничеством и антисоветизмом значит обманывать либо себя, либо других. И неизвестно ещё, что хуже.

Сегодня, по прошествии лет, когда окунаешься в воспоминания о 90-х, порой ясно видишь, почему со страной произошло то, что произошло; почему <…> не удалось противостоять разрушению; почему почти все правильные слова оказывались холостыми выстрелами. Очень часто всё дело <…> было в отсутствии у многих целостности, в нежелании видеть причины и следствия <…> в очарованности ложными идеями, увлечённости иллюзиями. В частности, иллюзией возвращения к истокам, реанимацией архаики. <…> люди начала XXI века пытаются стать людьми начала века XX, существуя совершенно в других условиях <…>

Так было и в 90-е, когда патриоты-почвенники провозгласили своей целью «возвращение к истокам». Но если ставить перед собой нереальные цели, стоит ли надеяться на их достижение? Драмой патриотической части позднесоветской интеллигенции стала <…> раздвоенность, сводившаяся к неприятию советской власти, с одной стороны, и нежеланию отказываться от благ, возможных только при советской власти, – с другой.

Многие как будто не хотели и до сих пор не хотят понять, что советские блага – не явления природы и что при других политических и экономических условиях все эти блага могут в одночасье стать непозволительной роскошью. Например, советских писателей весьма устраивала <…> система поддержки творчества. <…>

Но тот, кто отрицает советский строй, должен понимать, что тем самым он соглашается на строй антисоветский (а как иначе?), где очень многие удобства попросту исчезнут из обихода. Тот же Василий Иванович сначала возмущался «иудобольшевиками», потом стал возмущаться «иудоолигархами», словно бы в очередной раз не замечая закономерности происходящего, словно бы обманулись его надежды на некий град Китеж, на построение постбольшевистского царства добра и света. <…>

вспоминаются слова другого почвенника: «Вы и убили-с!» (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»). <…>

другими словами, устроить всё так, чтобы в одно и то же время – Православие, Самодержавие и Народность, а равно восьмичасовой рабочий день, пенсия 55/60, отпуск 24 рабочих дня, жильё, образование, медицина – бесплатно, а в качестве бонуса – государственный кошт для творческих личностей <…> И неизвестно, что ещё должно произойти (может быть, узаконивание двенадцатичасового рабочего дня?), чтобы до многих наконец дошло: утраченный рай назывался «социализм», его построили «безбожники»-большевики, а существовать он мог только при Советской власти». Светлана Замлелова. «Советская Россия». 12 июля 2018.

Озабоченные печальным положением Слова в современном обществе «купи-продай», литераторы начали задумываться над поисками предводителя, который среди джунглей капитализма указал бы тропинку в райские кущи, дескать, отыщется же новый горьковский Данко, у старухи Изергиль (так пишут школяры) выхватит сердце, и, освещая путь, поведёт по кремнистому косогору...

Отчаявшиеся согласны вернуться к тому положению, когда за недурную книжку давали денег столько, что можно было с семейством безбедно существовать несколько лет; «европейские люди» требуют от государства гарантированных доходов и неограниченной свободы творчества... Надеялись, что Валерий Николаевич Ганичев, комсомольский предводитель, среди бывших соратников, занявших при новом режиме господствующие высоты, сумеет найти тех, кто не потерял прежних идеалов добра и света...

Всероссийское общество любителей словесности в начале 90-х возродилось под председательством эквилибриста на проволоке антисоветчины, симпатизанта мирового правительства Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который вскоре, осенью 1993 года, подписал известный призыв 42-х писателей-предателей «раздавить гадину», то есть ...русскую словесность. Наконец, председательствовать в Обществе пригласили Патриарха Кирилла (Гундяева), помня притчу о том, как Христос пятью караваями и двумя рыбинами накормил пять тысяч своих последователей; многие литераторы пустились сочинять согласно поговорке «без бога – ни до порога», но и при такой оборотистости, оказалось, семью содержать можно лишь на воде и хлебе...

Вспомнили одутловатого по природе Сергея Вадимовича Степашина: «щёки со спины видно»! Начальник тайной полиции, председатель правительства, куда с добром! Ельцин в поисках преемника провёл Степашина по ступеням власти, увидел, что на заседании министров его абитуриент скромно расположился в сторонке: всё, конец! Иуда номер два с разочарованием изрёк: «Не так сели...» Видимо, пришёл в голову Иван Андреевич Крылов:

А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.

Президентом Степашин всё-таки стал!.. Держался около самого верха менее наполеоновских «ста дней», покатился по чиновничьей лестнице вниз до роли Президента ...российского книжного союза. Председательствовал в общественных организациях: монархистов, юристов, футболистов, театралов, – широта забот сравнима с хлопотами председателя правительства; стоя на плечах Степашина, его подопечные могут достучаться до небес...

На сайте «Российский писатель» среди прочих комментариев явился и такой: что же всемогущего Степашина не зовёт на помощь Союз писателей России, без столь солидного попечителя погибающий?

Как бы Союзу писателей России (прочие союзы как хотят) со Степашиным не погореть окончательно... Незадолго до этого я слушал радио: Сергей Вадимович отвечал поэту Андрею Дементьеву (подписанту письма 42-х) напористо, генерал-полковничьим тоном приказа, разоблачил себя убедительно: я хлопал в ладошки...

(Псевдоним) копировал из интернета, послал вятской сочинительнице Светлане Сырневой, автору предложения: писателям уйти под крыло Степашина, кинул цитатку из самого же Степашина:

Александр Алов – Светлане Сырневой. «Российский писатель». 31 января 2017.

«...Я назову трёх писателей, которых я читаю. Как ни странно, сейчас удивятся, это Людмила Улицкая. Я могу с нею оппонировать по поводу её критических высказываний, но... "Казус Кукоцкого", "Дневник Штайна" ... я считаю одни из лучших в моей стране, я их с удовольствием прочитал. (Привет «центру В.И. Белова» – А.А.) Быков [Дмитрий Зильбертруд]. Крайняя книга. Сложная для чтения, но тот, кто любит литературу... Безусловно потрясающая... Я впервые узнал от него о Маяковском – "13-й апостол"... Захар Прилепин [Евгений Лавлинский]. На мой взгляд, "Обитель" – вещь потрясающе сильная и мощная. Тоже сложная, но настолько психологически удивительная... Описана история той нашей страны и по сути дела – сегодняшней страны, а самое главное – богатый, удивительный русский язык, удивительный. У нас же писатели разучились говорить на русском языке...» Сергей Степашин – Андрею Дементьеву. «Радио России». 26 ноября 2016.

Как всегда, первым, разбередив раны владельца-редактора сайта Дорошенко, вышел доктор биологических наук Григорий Исаакович Блехман, публицист вдумчивый, но не всякий раз:

Григорий Блехман – Александру Алову. «Российский писатель». 1 февраля 2017.

«В данном случае это [ангажированное рассуждение Степашина] не показатель против того, чтобы сделать всё от нас зависящее, для привлечения Степашина к плотному сотрудничеству с СПР (Союзом писателей России – А.А.) Он (президент Российского книжного союза – А.А.) совершенно не обязан (?? – А.А.) отличать глубинную литературу от чтива, написанного резво и имитационно довольно талантливо.

У нас достаточно ярких имён, произведения которых могут фигурировать в процессе привлечения его к плотному сотрудничеству. Одно имя Валентина Распутина (лауреата премии Солженицына – А.А.), который хоть и ушёл в мир иной не так давно, но ещё на слуху даже у чиновников, это имя может сыграть значимую роль в восприятии СПР Степашиным, Да и показать ему, кто есть кто в процессе беседы, уверен, не составит труда (боюсь, что трудиться напрасно, проку от разговоров не будет – А.А.) потому что у нас много ярких имён, которые на слуху».

Николай Дорошенко – Александру Алову. «Российский писатель». 1 февраля 2017.

«Да, вы правы. Помню советские времена, когда примитивный партийный писатель соседствовал с таким же примитивным, но более игривым, артистичным и чуточку антипартийным в "Юности" или "Новом мире". Но была и настоящая литература в тех же журналах. И мы читали (и я читал, летами старше Дорошенки, моложе Блехмана – А.А.) литературу настоящую и многополюсную – от Трифонова до Белова.

А вот вы (подчёркнуто мною, здесь виден укор, словно я обидел Степашина, открыв публике не весь образ «жертвы», а только неприличный круг чтения – А.А.) показали в лице Степашина всего лишь жертву тоталитарного (аж глобалистского, аж всемирного) режима, которая номенклатурно "читает" только то, что созданные нашей пятой колонной при поддержке Сороса издательские магнаты ей [жертве] позволили читать.

Не удивляйтесь, если я скажу, что среди списка Степашина Улицкая действительно крупный писатель. (согласен: в той популяции литераторов – целая львица, но всё-таки зверь, и не на арене цирка – А.А) Ну, у неё всего лишь другие, для нас экзотические ценности, как, допустим, в шумерских повествованиях о Гильгамеше или в их же поэме «О всё видавшем». И она в своих экзотических цивилизационных ценностях самодостаточна. А вот остальные имена от Степашина – это уже серятина, потому что претендуют на наши русские ценности, но их не понимают точно так же, как как и экзотическая Улицкая наши ценности не понимает.

И верю, что Степашин не рыдал, читая даже Улицкую, поскольку сам он не из марсиан, а "Обитель" Прилепина он и не мог дочитать, поскольку это невозможно (никто из всех знакомых мне людей разного уровня интересов и образования не смог "Обитель" дочитать!), но вот Быкова мог Степашин прочесть даже и с восторгом, поскольку пишет Быков о Маяковском для тех, кто Маяковского читал только в школьные годы. Быков – это эдакий блистательный Хлестаков от литературы, пользующийся тем, что грамотные ни к городничим, ни к ампираторам сегодня уже не заезжают, поскольку считаются маргиналами.

Но Светлана Сырнева не была бы величайшим современным русским поэтом (подчёркнуто мною в сильном сомнении – А.А.), если бы не верила, что даже и в нынешней власти есть не только беспросветные гоголевские городничие. Я её стихотворение однажды одному из нынешних городничих прочитал, и он из своей номенклатурной пищевой цепочки голову сразу высунул, стал слушать, как уже Человек стал слушать.

Я верю в то, что Слово было у Бога, и Слово было Бог. Словом можно сотворить человека из почти кого угодно. Лишь бы найти способ Слово в нынешнюю уже почти сплошную соросовскую пищевую цепочку донести».

Редактор сайта «Российский писатель» Николай Иванович Дорошенко в репликах городу и миру о «пищевых цепочках» вспоминает частенько...

Будем надеяться на возвращение тех легендарных времён, когда лев возлежал рядом с ягнёнком, станем тосковать о днях, когда – немыслимо поверить – литераторы советские и антисоветские (иных в природе не было и нет) тянули лямку в общей артели, подносили друг дружке прикурить, как Василий Белов – Евгению Евтушенко (на фото в начале заметок), без тайного желания опалить недельной давности щетину, чиркали спичкой даже без предоплаты...

Использованы отрывки из книги: Александр Алексичев. "Между выгодой и смыслом нынче распят человек". Вологда. "Арника", 2018.