В середине 1960-х годов Стив Райх радикально обновил музыкальный ландшафт, вернувшись к основному звучанию, которое стало называться минимализмом. Эти ранние работы, характеризующиеся неумолимым пульсом и статичной гармонией, были сосредоточены на процессе постепенного изменения ритма. На протяжении всей своей карьеры Райх продолжал оживлять музыкальный мир, используя широкий спектр классических, популярных, сакральных и незападных фразеологизмов. Его работы отражают неуклонную эволюцию оригинального музыкального мышления.
В тех же 60-х еще малоизвестный молодой музыкант согласился играть в коллективе композитора Терри Райли. Стиву поручили играть одну из партий в сочинении "In C". Стиву показалось, что произведению не хватает остинатности (ostinato). В музыкальном мире так обозначают особый приём, в котором многократно повторяется одна и та же музыкальная тема, гармонический оборот или звук. Такой приём игры изначально был характерен для басовых партий - "basso ostinato", и был закреплен в музыке композитором Бахом(1685-1750). Хотя, самое раннее появление такого принципа игры закладывается еще в произведениях Монтеверди(1567-1643). А вот уже в музыке ХХ века, остинато в голосах сопрано стал прописывать композитор Глинка(1804-1857). Его остинатная техника потом получила название "глинкинские вариации". Приём ostinato слышен также в отдельных произведениях Шостаковича и Щедрина.
Вернёмся к нашему Стиву. Что сделал он: в уже существующее произведение "In C" он посоветовал добавить Терри Райли ту самую остинатность, которую он назвал "пульсация верхушками". Да, он применил эту технику в партии фортепиано, в верхнем регистре. Что в итоге слышится как лейтмотив на протяжении всего почти часового произведения.
Исполнение "In C" в Санкт-Петербургской консерватории.
Вся закономерность этого произведения заключается в том, что партитура каждого музыканта умещается в одну строчку и состоит из 53 частей. Но здесь музыкантам дана свобода чувств, и количество повторений зависит только от желания самого музыканта. Вот почему, при каждом исполнении произведение звучит разнообразно.
Сдвиг по фазе
Это не психические отклонения молодого Стива. Райх начинает свой композиторский путь с экспериментов. Он не принимал решения "стать композитором", он любил эксперименты. Помните бобины с магнитной плёнкой? Так вот. Стив ставил на эти магнитофоны одинаковую запись и делал запуск устройств одновременно. Исследование и практика показали, что одна и та же запись отличается по скорости сама с собой. Вот такой принцип записи зародил систему, которая получила название "постепенный фазовый сдвиг"(gradual phase shifting). Или же, словами Стива - "сдвиг по фазе".
Эту систему он применил в композициях Come Out и It’s Gonna Rain. Полученное он переносил на живое исполнение. В следствии чего на свет появилось одно из лучших произведений в минимализме - Piano Phase. Это произведение для двух фортепиано. Суть исполнения заключается в следующем: пианисты одновременно играют один и тот же мотив из 12 нот. Играют быстро и монотонно. Далее, первый - ускоряет темп, второй - держится в первоначальном темпе. Музыка сдвигается на 1/8 ноту. Произведение звучит ровно, но уже в двух-голосии. Затем, второй ускоряет темп, первый - остаётся на месте. Опять звучит унисон. Затем - очередное ускорение темпа в одной из партий. Процесс повторяется. К какому-то времени пианисты снова начанают играть в унисон. Произведение исполняется крайне сложно.
Эта композиция вошла в альбом "Early Works".
Музыка как постепенный процесс
Партия "Пульсация верхушками" в произведении "In C" Терри Райли дало толчок в развитии авторского минимализма. Райх понимал, что такую музыку надо уметь и исполнять, и понимать. Поэтому в творчестве он развивался не только как композитор, но и как пианист-практик и во многих записях принимал участие сам.
Сочинения о музыке документируют творческий путь этого вдумчивого, новаторского композитора. Его 64 коротких произведения включают эссе Райха 1968 года "Музыка как постепенный процесс", широко признанное одним из самых влиятельных произведений теории музыки во второй половине 20-го века.
Ранние работы Райха с лентой и сдвигом фазы, описаны в эссе Paul Hillier и демонстрируют их развитие в более поздние работы с речевой мелодией и инструментальной музыкой. В других эссе Пауль рассказывает о знакомстве Стива с незападной музыкой - африканскими барабанами, балийским гамеланом, музыкально-речитативным чтением книг на иврите - и о влиянии этой музыки как структуры, а не как звуков. В трудах Райха представлены реакции и оценки работ его современников (Джона Кейджа, Лучано Берио, Мортона Фельдмана, Дьердя Лигети) и более старых авторов (Курта Вайля, Шенберга). Каждое крупное произведение в карьере композитора также исследуется с помощью заметок, написанных для выступлений и записей.
#музыка #композиторы #стиврайх #минимализм #сша