Найти тему
AFTERSHOCK

Внезапно. Норвежское правительство не исключает введения нормирования электроэнергии зимой из-за неожиданного энергокризиса

Автор - Инженер2010 #

Норвегия во многих отношениях счастливая страна. Её богатые нефтегазовые ресурсы пользуются большим спросом после полномасштабного вторжения России на Украину. Многочисленные реки и водохранилища вдоль и поперек огромной страны позволяют более 90 процентов её потребностей в электроэнергии покрывать за счет собственной гидроэнергетики.

Но в знак того, насколько сильно энергетический кризис сотрясает Европу, Норвегия внезапно столкнулась со своими собственными проблемами с электричеством, которые затрагивают всё: от политики и международных отношений до бизнеса.

Необычайно сухая зима и весна привели к тому, что во многих водохранилищах на юге Норвегии исторически низкий уровень воды для этого времени года, что привело к тому, что правительство в Осло пообещало ограничить экспорт электроэнергии до тех пор, пока они не будут пополнены.

Это может стать головной болью для стран от Германии и Нидерландов до Британии, которые на протяжении многих лет импортировали значительное количество электроэнергии из Норвегии по кабелям, даже до того, как Россия вызвала панику по поводу того, что может произойти этой зимой.

Наиболее яркой демонстрацией проблем является зияющая разница в ценах между северной и центральной Норвегией, где находится почти половина производства гидроэлектроэнергии в стране, и южной Норвегией, где проложены все экспортные кабели.

В среду электричество в трех южных районах Норвегии будет стоить от 263 до 327 евро/МВтч, но на севере и в центре страны цены будут на уровне чуть выше 1 евро/МВтч, согласно данным на сутки вперед с рынка электроэнергии Nord Pool.

Эта модель просуществовала достаточно долго, чтобы некоторые компании стали голосовать ногами: Kryptovault, норвежский майнер биткойнов, переносит свою деятельность с юга за полярный круг, чтобы сократить счета за электроэнергию.

Основная причина 160-​кратной разницы в ценах – отсутствие пропускной способности между севером и югом. Аналогичная ситуация и в соседней Швеции, но она приводит к абсурдным ситуациям. В начале этого лета норвежская национальная телерадиовещательная компания NRK с разницей в несколько часов показывала сюжеты об энергетических компаниях на севере страны, жалующихся на то, что цены настолько низки, что они не могут позволить себе инвестировать в новые мощности, и о промышленных компаниях на юге, жалующихся на то, что цены настолько высоки, что они не могут не позволить себе сохранить производство.

Этот вопрос занял центральное место в политической повестке дня в Осло, поскольку правительство предупреждает, что не может исключить введение нормирования электроэнергии этой зимой, даже если оно в настоящее время считает такое развитие событий маловероятным.

Левоцентристскому правительству предстоит соблюсти непростой баланс: оно изо всех сил старается представить себя в Брюсселе надежным поставщиком энергии, стремится продать как можно больше нефти и газа; но стало почти невозможным оправдывать продажу электроэнергии за границу по заоблачным ценам, когда многим норвежцам приходится платить столько же.

Сильви Листхауг, лидер правой популистской партии «Прогресс», призвал построить в Норвегии газовые электростанции и заявил, что «будет скандал», если «Норвегии - энергетической стране» потребуется введение нормирования электроэнергии. Другие политики призвали отказаться от дорогостоящих планов по электрификации норвежских морских нефтяных платформ, работающих на газовых турбинах.

Правительство отреагировало с осторожностью. Будет увеличена одна из самых щедрых мер поддержки потребителей среди европейский стран, а это означает, что государство будет оплачивать 90 процентов счетов за электроэнергию сверх определенного уровня цен. Однако сложнее разработать схему, которая могла бы помочь бизнесу, при этом, не поощряя просто увеличение потребления.

Остаётся неясным, как, вероятнее всего, будет происходить большой зеленый переход в промышленности Норвегии, если уже есть проблемы с поставками. Норвегия намного опережает остальной мир в таких областях, как внедрение электромобилей: восемь из каждых 10 проданных новых автомобилей производят нулевые выбросы. Но у страны есть также амбициозные планы в отношении экологически чистых батарей, средств доставки, и водорода, зависящих от обильной и дешёвой гидроэнергетики.

Сочетать все это с продолжающимся экспортом в Европу — непростая задача. Правительство взяло неделю на то, чтобы придумать механизм, позволяющий ему остановить экспорт, когда уровень воды в водохранилищах находится ниже среднего сезонного значения, то, что в настоящее время имеет место в большей части южной Норвегии.

В основном это по-​прежнему проблемы счастливой страны, но предупреждающие знаки, появляющиеся в Норвегии, подчеркивают, насколько тяжелой может быть эта зима по всей Европе.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).