Эксперт журнала «Госзакупки.ру» подготовил обзор свежего дела, в котором заказчика обвинили в дроблении закупок на сумму 11 млн руб. Заказчик заключал контракты с разными поставщиками и все на сумму до 600 тыс. руб., но предмет контракта всегда был одинаковым — поставка продуктов питания. Читайте, почему заказчик не смог доказать невозможность провести единые конкурентные торги сразу на весь год и почему его обвинили в нарушении конкуренции.
Какие нарушения нашли контролеры при проверке
УФАС провела внеплановую проверку заказчика. По результатам проверки контрольный орган выявил нарушения. Так, в 2021 году заказчик заключил 22 контракта с едпоставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на одноименные виды товаров — продукты питания. Все контракты заказчик заключал в пределах 600 тыс. руб. у разных поставщиков, то есть формально и математически закон не нарушил.
В законе нет прямого запрета заключать сразу несколько контрактов на сумму до 600 тыс. руб. Но главное в таких закупках — соблюдать принципы экономии, разумности и эффективности. Поэтому, если заказчик решил разделить закупку, он должен просчитать эффективность процедуры закупки у едпоставщика. А если заказчик изначально знает потребности в продукции в течение года и нет препятствий к тому, чтобы провести конкурентную процедуру, контролеры заказчика оштрафуют.
В этом деле контрольный орган пришел к выводу, что заключение контрактов с разными поставщиками на одноименные виды товаров подтверждает наличие конкурентного рынка. По сути все контракты образуют единую сделку, которую искусственно раздробили 22 раза. Контролеры установили, что предметы контрактов составляют однородный объект закупки — продукты питания. Общая стоимость совершенных сделок — 11 млн руб., что превышает допустимый размер закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Действия заказчика были направлены на ограничение конкуренции и создают преимущество одному поставщику.
Почему заказчика обвинили в дроблении и как наказали
Контролеры установили, что в контрактах, которые заключил заказчик с едпоставщиком, не прописали существенные условия поставок. В контрактах не было спецификаций и обоснования цены. Заказчик пояснил, что спецификации нет, а цена контракта обусловлена допустимой суммой — 600 тыс. руб. Якобы заказчик перед составлением заявки по телефону запрашивал у поставщиков цены на продукты и так определил самую низкую. Контракт он заключал с поставщиком, который присылал наиболее выгодную заявку.
Заказчик не направлял официальных запросов коммерческих предложений, чтобы обосновать НМЦК. Соответственно и документального подтверждения цен у заказчика нет. Контракты на поставку продуктов питания не содержат существенных условий, которые были бы предусмотрены гражданским законодательством. Так контролеры пришли к выводу, что заказчик нарушил часть 2 статьи 7.29 КоАП. Должностное лицо заказчика оштрафовали на 50 тыс. руб.
Как и где обжаловать штраф, если считаете наказание незаконным
Обжаловать штраф можно в административном порядке и в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Юридические лица обжалуют штрафы контрольных органов в арбитраже, а должностные лица — в судах общей юрисдикции. Если решение о наложении штрафа принял судья, можно оспорить решение и обратиться в вышестоящий суд. Когда обжалуете административное наказание, пошлину вы не платите.
Суд не всегда встанет на сторону заказчика. Но всегда есть шанс, что судья снизит сумму штрафа либо признает нарушение малозначительным. Когда рассматривают такие дела, суды учитывают смягчающие и отягчающие обстоятельства. Учтите, что избежать наказания не получится, если вы повторно совершите такое же нарушение в период административного наказания.
Документ: решение Псковского УФАС от 16.05.2022 по делу № 03/44-22
#фасрф #госзакупки #44-фз #госконтракт