Найти тему
ЦДРИ АФИША

КЛУБ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ К ПЯТИЛЕТИЮ

КЛУБ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ К ПЯТИЛЕТИЮ

За пять лет своей работы Клуб мастеров искусств вырос в крупнейшую культурно-просветительную организацию, заметно влияющую на художественную жизнь Москвы и периферии.

Большое количество докладов, диспутов и лекций охватило много интересных творческих тем.

За небольшой период своей работы клуб отыскал и развил разнообразные формы специфической клубной работы среди работников искусств. Уменье нащупать наиболее актуальную тему, привлечение крупнейших деятелей искусства для сообщения о своей творческой работе и демонстрации своего мастерства, стремление найти наиболее оригинальные формы для осуществления намеченных мероприятий, — все это способствовало тому, что клуб к настоящему времени превратился в неотъемлемую часть актерского бытия и в крупнейший фактор культурно-просветительской работы среди работников искусств. В общем подъеме активности и творческого роста работников искусств роль Клуба мастеров искусств не может быть недооценена.

Это, конечно, не значит, что в работе клуба не было отдельных недостатков и что к настоящему моменту деятельность клуба полностью отвечает всем задачам политико-воспитательной работы, которые на современном этапе выдвигаются перед работниками искусств.

Содержание работы клуба складывается из следующих основных элементов:

1. Повышение политического уровня работников искусств.
2. Разработка и пропаганда текущих творческих проблем советского искусства.
3. Передача опыта старых мастеров искусства молодому поколению.
4. Популяризация основных моментов профсоюзной работы союза Рабис.
5. Организация отдыха работников искусств.

Не все эти элементы равноценны. Каждый из них имеет свое самостоятельное значение в работе клуба и не может быть забыт или игнорирован. Необходимо признать, что в содержании работы клуба эти элементы представлены неравномерно, а некоторые из них развиты совершенно недостаточно.

-2

Наиболее широкое выявление получили разработка и пропаганда творческих проблем и передача опыта старых мастеров молодому поколению.

В этих двух областях клубом проделана большая и разносторонняя работа, которая по сути дела привлекла симпатии работников искусств к своему клубу.

Творческие вечера, посвященные отдельным явлениям в искусстве, или отдельным мастерам, очень крепко вошли в наш быт. В отдельных случаях эти вечера имели огромный успех, оставив большой след в сознании аудитории. Но не всегда эти вечера устраивались достаточно доброкачественно. Не говоря о ряде организационных и технических неполадок, сопровождавших отдельные номера, необходимо отметить, что в ряде случаев часть иллюстративно-развлекательная преобладала над идейным содержанием таких, творческих вечеров.

Так называемые вступительные слова к творческому вечеру не всегда стояли на уровне глубокого теоретического анализа и серьезной характеристики данного творческого явления или мастера.

Подбор отрывков из произведений зачастую преследовал цель показать наиболее выигрышные в зрелищном отношении куски, а не иллюстрировать определенный тезис, выдвинутый в докладе.

Аудитория творческих вечеров зачастую приходит смотреть зрелище, а не углубляться в теоретические основы творческого процесса.

Об этих недостатках необходимо сказать со всей резкостью, ибо сама форма творческих вечеров оказалась настолько положительной, что профанировать эту великолепную форму культурно-просветительной работы было бы недостойно такого серьезного учреждения, как Клуб мастеров искусств.

Но нельзя ограничиваться только той формой, которая сейчас закрепилась в работе клуба. Необходимо найти еще целый ряд форм, которые углубляют усвоение опыта старших поколений. Молодежь наших вузов и молодое поколение актерства должны видеть не только то, что делает крупный мастер, но и усвоить, как он это делает.

До сих пор это делалось в форме докладов о том, «как я работаю над образом». Это хорошо, но недостаточно.

Мысль клубного руководства должна работать в направлении дальнейших поисков форм, углубляющих эту область работы.

Деятельность клуба в области повышения политического уровня работников искусств и к настоящему времени еще явно недоработано.

Крупнейшим мероприятием в этой области был цикл докладов по истории партии. К сожалению, такого рода мероприятия не получили достаточного развития. Это — крупнейший недостаток в работе клуба. Ознакомление работников искусств с вопросами текущей политики не нашло еще в работе клуба ни достаточного места, ни соответствующих форм.

Совершенно не отражены в работе клуба элементы непосредственной профсоюзной работы. Это тем более непростительно, что при всем своем своеобразии Клуб мастеров искусств — профсоюзный клуб.

Несколько лучше обстоит с делом организации отдыха работников искусств, но и здесь предстоит еще большая работа.

Мы совершенно сознательно остановились на основных недочетах в работе клуба для того, чтобы его пятилетний опыт был правильно проанализирован, для того, чтобы клуб мог вступить в свою вторую пятилетку с полным осознанием своих недочетов и с полной готовностью в своей дальнейшей работе эти недочеты устранить.

-3

Опыт Клуба мастеров искусств влияет не только на Москву, но и на всю периферию. Клубы, возникающие в областных и краевых центрах, целиком перенимают опыт московского клуба.

Огромное количество стенограммных материалов, которыми располагает клуб в результате различного пода диспутов, докладов и творческих вечеров, должно сделаться достоянием широкой массы работников искусств. Это положение клуба, как ведущей культурно-просветительной организации союза Рабис, налагает на него весьма ответственные обязательства. Каждое мероприятие, проводимое клубом, должно быть образцовым и показательным.

Лучше провести меньшее количество мероприятий, чем допускать в клуб мастеров мероприятия среднего качества, «проходные» и неудавшиеся.

Вся работа клуба должна носить серьезный характер. Стремление повысить качество должно сделать работу клуба еще более серьезной и глубокой. Именно в этом направлении должен произойти самый крупный сдвиг в работе клуба. От иллюстративной развлекательности к теоретическому осмыслению творческих явлений — вот путь к которому должно пойти дальнейшее развитие клуба.

Но это, конечно, не значит, что от этого в клубе должно сделаться суше и скучнее, что клубная аудитория должна сидеть с жатыми губами и нахмуренным челом. И работникам искусств нужны отдых и развлечение.

В первые годы своей работы клуб устраивал веселые вечера, на которых весело и остроумно доставалось «всем сестрам по серьгам». Пародии на отдельные постановки отдельных актеров, карикатуры, шаржи — все это имело в клубе большой успех. За последнее время эта работа почти замерла. Ее нужно оживить всячески, но, конечно, с одним условием. Все то, что делает образцовый Клуб мастеров искусств, должно быть политически выдержано, оригинально и остроумно.

Больше всего здесь нужно опасаться соскользнуть на дешевое остроумие, пустопорожнее содержание и мещанское зубоскальство.

Пятилетний опыт работы Клуба мастеров является само по себе прекрасным свидетельством общественно-политического роста работников искусств и значительного повышения творческой активности и стремление к теоретическому осмысливанию своей творческой работы является великолепным показателем просто идейности и требовательности к своему искусству со стороны широких масс работников искусств.

Задачи, стоящие перед советским искусством, требуют от работников искусств еще большей идейности и еще более высокохудожественной квалификации.

Пожелаем нашему клубу дальнейшего роста и превращения в подлинный центр общественно-политической и творческой перековки широких масс работников искусств.

Я.О. БОЯРСКИЙ.

Рис. К. Елисеева «Клубу Мастеров Искусств»
Клуб без карт, с серьезными художественными задачами. Сорок пять лет назад я затевал его и провалился.
Понадобилось прожить полвека, чтобы это стало возможным. Хвала Вам!
К.С. Станиславский (27 марта 1935г.)

ОДНОДНЕВНАЯ ГАЗЕТА
КЛУБА МАСТЕРОВ ИСКУССТВ К ПЯТИЛЕТИЮ
1935 г.

#ЦДРИ #история #архив #музейцдри #изархивацдри #Москва #клубмастеровискусств #пресса #статья #газета