Найти в Дзене
Факторы смысла

Почему революция пожирает своих детей?


Знаете, кто произнес эти слова про "пожирание детей"? - Это Жорж Дантон, которого самого казнили в 1794 году. Читаем в Википедии про Дантона:

"По дороге к эшафоту Дантон подбадривал себя словами: «Вперёд, Дантон, ты не должен знать слабости!» А проезжая мимо дома, где жил Робеспьер, Дантон выкрикнул пророческие слова: «Максимильен, я жду тебя, ты последуешь за мной!»."


Фото с сайта kontinuumtower.ru.
Фото с сайта kontinuumtower.ru.

Какие психологические механизмы позволяют объяснить эту трагическую закономерность? - Этот вопрос я задавал себе сам не раз, пока читал и углублял свой спецкурс "Психология конкуренции". И пока у меня наметились такие выводы, которыми мне бы хотелось с Вами поделиться, дорогие подписчики и друзья.

1) Для насильственного свержения предыдущего строя путем физического уничтожения его ключевых фигур (королей, президентов, министров, богатейших спонсоров прежнего режима) нужна машина революционного террора и репрессий. Она функционирует не только по законам, связанным с "политической целесообразностью" и "идеологическим единством" (в рядах революционеров), но и по законам Бессознательной Личной Конкуренции (БЛК) между лидерами революции.

Это фото, как и коллаж на обложке статьи? автор нашел в галерее картинок на Яндексе, куда она попала с сайта zen.yandex.ru.
Это фото, как и коллаж на обложке статьи? автор нашел в галерее картинок на Яндексе, куда она попала с сайта zen.yandex.ru.



2) В ходе революции слишком много людей (а не только члены "царской семьи") теряют очень многое, так что для подавления их сопротивления требуется Иерархическая Машина Подавления (ИМП), которая в русской революции 20 века, например, получила название в соответствии с классовой теорией марксизма "Диктатура пролетариата".

3) Машина подавления ИМП дает сбои, если в ней не соблюдается строгая иерархическая система господства-подчинения, на вершине которой должен находиться один Единоличный Лидер - Вождь Революции. Пока нет строгой иерархической системы продолжается слишком высокая внутренняя энтропия внутри этой машины как особого "социального организма". Машина ИМП стабилизируется в тот момент, когда на ее вершине остается только один Пламенный Революционер - настоящий безжалостный Вождь, отец нации или всех народов (император по смыслу).

4) Претенденты на роль Вождя Революции не могут потерпеть существование других претендентов и вступают в ожесточенную схватку друг с другом... под любым предлогом ("предлог всегда найдется").


5) Вождю нужны преданные исполнители, предельно преданные. И эта предельная преданность выявляется в ходе исполнения "смертных приговоров" по отношению к другим претендентам.

6) Психологическая теория личной конкуренции является объяснительным средством, которое дополняет социологические и политологические историко-философские концепции.

* * *

В момент прямой конфронтации конкуренция выходит из сферы бессознательного в область осознанной борьбы - осознанного конфликта под лозунгами "против правого уклона", "против левого уклона", "против остатков умирающих эксплуататорских классов" и т.п.). Но подспудной причиной конфликта является на самом деле личная конкуренция - за личную безраздельную власть.

Тут вспоминается такая горько-ироничная частушка от Юза Алешковского (поэты и писатели интуитивно давно уже постигли суть бессознательных мотивов личной конкуренции):

"Вчера мы хоронили двух марксистов,
Тела одели красным кумачом.
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чем."


* * *

Более развернуто все эти тезисы я обосновываю в рамках своего нового дистанционного курса "Психология и общая теория конкуренции". Уже в августе мы планируем в нашем центре ИнЦГТ начать запись желающих прослушать этот курс. Первый пробный цикл начнется в октябре.

Думаю, что видео-лекция на тему "Исторические примеры" должна, видимо, быть бесплатной и общедоступной - предшествовать последующей серии из девяти платных слайд-лекций, а также модуля из практических занятий и семинаров.

Может возникнуть тут же вопрос: "А исторические примеры чего или для чего?". - Это примеры личной конкуренции, которые полезны для обоснование предмета новой психологической дисциплины - Психологии Конкурентного Поведения".