Сегодня, 9 августа по всему миру отмечается День книголюбов. А любовь к книгам, как известно, закладывается обычно с детства. Поэтому наша редакция решила вспомнить, какие книги мы любили в детстве.
Надежда Шайтанова, главный редактор
Читать начала я с 4 лет, поэтому у меня было очень богатое чтением детство. Совсем в маленьком возрасте любила очень Чуковского, Носова. Еще несколько книг остались в памяти просто визуально, но хоть убей не помню название - что-то про двух братьев-близнецов… Русские сказки, конечно. Сказки народов мира. Немного не по возрасту, но уже лет в шесть читала “Повторение пройденного” Крюковой и мне нравилось. Чуть позже Драгунский, Успенский, Андерсен.
С первого класса папа записал меня в библиотеку, оттуда, помню, приносила такие большие красочные книги из серии про Незнайку - особенно нравились “Незнайка на Луне” и в “Солнечном городе”. Потом был “Последний из могикан”, после которого я приходила на даче на берег Ингоды и представляла себя индейцем на реке Гудзон. А “Робинзона Крузо” я прочитала, когда сидела дома одна,и, помню, мне было дико страшно, потому что дошла до места про каннибалов, и я перестала читать - настолько перепугалась.
Чуть постарше я была без ума от книжки “Земленыр или Каскад приключений”. Только потом уже узнала, что там, оказывается, про нашу забайкальскую Чару. Еще (хотя дети обычно не любят классику) лет в 10 зачитывалась Гоголем, Чеховым, Зощенко. Любила романы Осеевой про Динку. Конечно, Астрид Линдгрен - “Ронни - дочь разбойника”, “Мы все из Бюллербю” - самые любимые. Любила читать Григория Горина и автобиографию Юрия Никулина.
Еще откуда-то в памяти книга “Девочка и мальчик” немецкого писателя Гюнтера Герлиха, там про первые зарождающиеся отношения между подростками. Любила эту книгу не только за любовную линию, но и за атмосферу какого-то другого мира, “заграницы”, было интересно “а как у них”?
Когда приходила в гости к бабушке, у нее были разные энциклопедии, и одну я залистала до дыр - энциклопедию мирового кино. Там были кадры из всех кинематографов мира - от индонезийского до кенийского. До сих пор помню эти картинки.
И, конечно, какое детство без журналов “Мурзилка”, “Веселые картинки”, “Костер” и “Пионер”. Мама мне их выписывала. В каком-то из них одно время печатали страшные рассказы Успенского про “красную руку, зеленые пальцы, в общем такой сборник детских лагерных страшилок. И был там один рассказ про “красное пятно”, как оно появлялось в домах и наутро находили людей мертвыми. Так вот, после этого я обнаружила у себя на обоях пятно (натертое от спины) и просто устроила родителям истерику, отказавшись спать на свой кровати.
А еще у мамы была подписка на журнал “Здоровье” так как она медик, и там всегда публиковали рассказы про мальчика, которого звали Стобед. Очень в детстве тоже их любила.
Анастасия Михайлова, журналист, СММ-специалист
Я с детства любила книжку-сборник русских народных сказок. Бабушка мне их читала. Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Василиса Премудрая, которая всегда выручала, Иванушка-дурачок - это сказки моего детства. Мои кумиры и герои. Я переживала за Иванушку, который отправлялся в дремучий лес, спрашивала у бабушки, а правда ли так бывает, что лягушка может превратиться в прекрасную девушку? Потом немного позже я открыла для себя Конька-горбунка Ершова. Ммм.... это вообще отдельная любовь моего детства.
Когда я стала немного постарше, мама купила мне книжку про 12 подвигов Геракла и мифы древней Греции, я обожала их читать, я зачитывалась этими рассказами, возможно, они повлияли на то, что я по образованию историк.
Когда я пошла в школу, я узнала, что у девочек в кумирах были Русалочка, принцессы Диснеевские. А у меня в кумирах была "хардовая" Василиса Премудрая, которая все проблемы за мужика решит и не ждет чуда. Но мне нравятся мои герои и я их ни тогда, ни сейчас не предаю. Они ведь крутые!
Аида Филенко, журналист, администратор сайта
Я рано научилась читать. Собственно, интерес к чтению и подтолкнул меня к тому, чтобы научиться читать. Родителям иногда было некогда читать мне, а мне хотелось. Читала я много и разное. Вообще, моя первая любимая книга - “Энциклопедический словарь юного биолога” где-то 1986 года. В ней было и много картинок, потому я “читала” её буквально с пелёнок. Оттого книга сейчас немного потрёпана. Позже я её не только рассматривала, но и действительно читала. Мне нравилось.
Мне вообще нравились научные и научно-популярные книги. Поэтому ещё одной моей любимой книгой детства была "Гончие Бафута" натуралиста Джеральда Даррела. Это рассказ о его приключениях в Африке и жизни в одном из племён во время поездки за животными для зоопарка. Произведение написано с юмором, тут можно и посмеяться, и узнать о разных животных, и с африканской культурой познакомиться.
Ещё мне нравилась книга “Легенды и мифы древней Греции” Николая Куна. Это сборник мифов, легенд Древней Греции и отрывков произведений древнегреческих авторов. Кроме чтения мифов мне нравилось ещё рисовать их героев, в частности, богинь, представлять, как бы они выглядели, как были одеты… Позже я стала интересоваться и мифологией других народов.
И ещё одна моя любимая книга - “Белый вождь” Майн Рида. Индейцы и белые офицеры, красивые девушки, красивые пейзажи, приключения, любовь, долг, героизм, дружба, честь. Эти слова рождаются у меня в голове, когда я вспоминаю об этой книге. Это красивая история о любви смелого, благородного охотника на бизонов и местной красавицы. Но преградами их любви встают различие сословий, зависть и ненависть врагов. Я прочитала её лет в 7-8 и позже перечитывала пару раз. Приключения - тоже один из любимых жанров.
Ну а из детских книг я отмечу “Дядя Фёдор, пёс и кот” Эдуарда Успенского и “Эмиль из лённеберги” Астрид Линдгрен.
Первая - книга о весёлой троице, поселившейся в деревне Простоквашино. Я знала её наизусть, но перечитывала снова и снова, каждый раз ухахатываюсь над ней. Очень светлая и смешная история.
“Карлсон, Пеппи и другие” - это был сборник произведений Астрид Линдгрен. В нём самым любимым произведением был “Эмиль из Лëннеберги”. Я не очень любила Пеппи (грубоватую и невоспитанную, как мне казалось) и Карлсона (тоже непутевого, хоть и выдуманного Малышом). Эмиль мне нравился. Он добрый, умный, отзывчивый, любознательный и очень активный. В общем, нормальный деревенский пацан. А его шалости беззлобные и смешные.
Полина Прокофьева, журналист
Книжек в моём детстве было много! Любила, когда мама перед сном читала мне разные повести и сказки. Она делала это по-особенному, так, что я будто погружалась в вымышленный мир. Среди любимчиков была повесть Зои Журавлёвой «Путька» про дворняжку и его хозяйку - шестилетнюю девочку. История обыденная про беззаботное детство, про дружбу и домашнего любимца. Спокойствие, умиротворение и уют исходят от этой книжки. Когда я подросла, я перечитывала эту повесть снова и снова и рассказывала о ней одноклассникам.
Наряду с «Путькой» я любила историю про поросёнка Чуню. А ещё у меня была большая-большая книга с произведениями мировой художественной литературы, адаптированными для детского восприятия. «Гулливер», «Сон в летнюю ночь», «Синдбад-мореход», «Робинзон Крузо», «Синяя Борода» - все эти истории были знакомы мне с детства. Все они сопровождались красочными картинками, которые погружали меня в атмосферу сказки.
Нравилось читать и истории про животных, проникать в их неизведанный мир. В этом мне помогали сказки Виталия Бианки, описывающие повадки животных, птиц и особенности природы.