Найти тему

Не читают, пишут с ошибками и не хотят учиться: 3 главных боли современных родителей

Оглавление

Менеджер проектов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Алина Бушина о том, что больше всего тревожит мам и пап школьников, и как помочь детям стать лучше.

Изображение: Shakuro Graphics / Dribbble
Изображение: Shakuro Graphics / Dribbble

Проблема 1. У ребёнка хромает грамотность

Во время переписки с детьми многие родители испытывают культурный шок. Школьники пишут «спс» вместо «спасибо», ставят три круглых скобки вместо точек и отправляют стикеры в ответ на витиеватые предложения с метафорами и эпитетами.

Можно было бы закрыть на это глаза, ведь переписка — это нечто неформальное, почти как устная разговорная речь. Со временем, мол, выучат правила, ну или в крайнем случае будут пользоваться автокорректором орфографии. Но проблема гораздо глубже.

Проблема в том, что изменилось само понятие грамотности. Раньше грамотным называли человека, умеющего читать и писать тексты. Сегодня грамотность — это способность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Уже сейчас допуском к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку является устный экзамен, в который входит выразительное чтение вслух, ведение аргументированного монолога и диалога на заданную тему. Гаджеты и автокорректоры здесь не помогут.

Проблема 2. Низкая мотивация к учёбе

Практически каждому родителю хотя бы раз приходилось слышать от ребёнка заявление «Не хочу учиться!». Хорошо, если это просто продиктованный усталостью каприз. Плохо, что зачастую нежелание ребёнка учиться носит системный характер и имеет глубокие корни.

Причины низкой учебной мотивации очень разнообразны. Например, ребёнок может испытывать дискомфорт на каком-либо уроке и всячески от него отлынивать, а родители, не разобравшись, обвиняют его в лености. Бывает, что взрослые подменяют интересы ребёнка своими собственными, полагая, что детям должно нравиться то, что нравилось в детстве им. Ещё побуждение к учёбе сводится к нулю, когда в жизни школьника отсутствует какая-либо организация, режим и обязательства.

Психологи считают, что внешняя мотивация не работает, и читать нотации в духе «Ты учишься не для меня, а для себя» бессмысленно. Проблема в том, что сложно подобрать ключик к сердцу ребёнка. По статистике, лишь 10–15% детей имеют стойкую внутреннюю познавательную мотивацию.

Проблема 3. Ребёнок мало читает

Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам, и многие родители всерьёз обеспокоены нелюбовью поколения Z к чтению. Психологи видят причину проблемы в распространении клипового мышления. Это восприятие мира через короткие яркие образы.

Молодёжь много времени проводит в социальных сетях, постоянно переписывается в мессенджерах и смотрит много видеороликов. Детям, привыкшим к мелькающим лентам на экранах и ярким картинкам, бывает трудно сосредоточиться на серьёзных текстах, особенно длинных.

А ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Художественная литература — это часть жизни образованного человека.

Больше полезных статей читайте в журнале «Сила Лиса».