Найти тему

Откуда взялся браслет: история украшения. Часть 1

Оглавление

Браслет — это одно из первых украшений, придуманных человеком. Сами посудите: древнейшему из сохранившихся браслетов 40 тысяч лет! Пожалуй, таким возрастом не похвастаются ни серьги, ни кольцо, ни другие привычные нам украшения.

Давайте углубимся в историю браслета и посмотрим, чем еще она уникальна.

Браслет как защита от нечисти и ранений

Антропологи считают, что изначально браслеты играли роль мистических амулетов. Также они имели практическое назначение — мужчины надевали широкие браслеты, чтобы защитить запястья в бою.

Браслеты в экипировке воинов. Художник: Игорь Ожиганов.
Браслеты в экипировке воинов. Художник: Игорь Ожиганов.

Первое время в качестве материалов использовали широкие полосы толстой кожи, а также простые камешки и раковины. Позже, когда люди научились обрабатывать металлы, появились и более дорогие альтернативы. Зажиточные воины стали украшать себя роскошными предметами из булатной стали и бронзы практически ювелирного качества.

В Средние века такие браслеты окончательно потеряли практическую роль. Византийские императоры, короли и князья стали носить широкие золотые браслеты, украшенные драгоценными камнями, как часть церемониального платья. Таким образом они демонстрировали высокий статус.

Слева — миниатюра, изображающая, как ангелы опускают корону на голову императора Василия II. В его триумфальном облачении присутствуют золотые браслеты. Справа — портрет короля Франции — Роберта II Благочестивого. Его руку также украшает золотой браслет.
Слева — миниатюра, изображающая, как ангелы опускают корону на голову императора Василия II. В его триумфальном облачении присутствуют золотые браслеты. Справа — портрет короля Франции — Роберта II Благочестивого. Его руку также украшает золотой браслет.

Для женщины браслет совмещал роли талисмана и атрибута благосостояния. Так, в Древней Индии это украшение носили вместо обручального кольца, а специальные черные браслеты надевала каждая беременная индианка, чтобы защитить ребенка и обеспечить легкие роды.

Бедуинские женщины также традиционно носили много браслетов на обеих руках. Часто золотые или серебряные — в зависимости от финансового статуса семьи. Существует легенда, что муж мог в любой момент изгнать жену из племени бедуинов и отправить ее на улицу, в чем есть. Якобы поэтому они и носили сразу все свои украшения не снимая.

Слева — портрет индианки в традиционных украшениях. В том числе на ней тонкие черные и золотые браслеты. Справа фотография женщин из бедуинского племени. На каждой руке у них минимум по одному браслету.
Слева — портрет индианки в традиционных украшениях. В том числе на ней тонкие черные и золотые браслеты. Справа фотография женщин из бедуинского племени. На каждой руке у них минимум по одному браслету.

Были в старину и культуры, где традиционный наряд включал одежду с длинными рукавами. Там женщины не носили браслетов, но вместо этого украшали манжеты вышивкой, жемчугом и лоскутами парчи.

От барокко и до начала XX века

После некоторого затишья примерно в XVII столетии браслеты снова вошли в моду среди аристократов. Тогда стало появляться больше платьев с укороченными рукавами, и женщинам захотелось чем-то украсить обнаженную кожу.

Картины художников XVII столетия. На портрете слева отчетливо видны два браслета: нежно-голубой и белый. У женщины на картине справа обе руки украшены жемчужными браслетами.
Картины художников XVII столетия. На портрете слева отчетливо видны два браслета: нежно-голубой и белый. У женщины на картине справа обе руки украшены жемчужными браслетами.

В XVIII столетие в Европе и в России распространился стиль ампир: стало модно носить платья с высокой талией и украшения в греческом стиле. Популярны были и браслеты в виде змеек, опоясывающих руку — они напоминали облачение царицы Клеопатры.

Украшения из жемчуга уже тогда считались классикой, что подтверждает портрет слева. Справа картина Брюллова, на которой изображена княгиня Елена Павловна в браслете-змейке.
Украшения из жемчуга уже тогда считались классикой, что подтверждает портрет слева. Справа картина Брюллова, на которой изображена княгиня Елена Павловна в браслете-змейке.

В XIX веке стало модно носить украшения целыми комплектами — парюрами, где материалы и исполнение совпадали. В парюру обычно входили серьги, колье, диадема, брошь и, конечно же, браслет. Иногда в одном комплекте можно было встретить и несколько браслетов, как, например, в малахитовой парюре шведской королевы Дезире.

На этом остановимся, а уже совсем скоро я расскажу, какие ювелирные и мировые тенденции повлияли на внешний вид браслетов в XX и XXI веке.

Вторую часть можно прочитать здесь.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации! А также переходите на сайт и выбирайте украшения, достойные настоящей аристократки.

#ювелирноеискусство #дизайнерскиеукрашения #драгоценности #браслеты #ювелирныеукрашения