Найти тему
Культурный Хаос

Орсон Уэллс: неуловимая шедевральность зла

«Печать зла» Орсона Уэллса — история падения провинциального полицейского, поставившего себя выше справедливости.

Орсон Уэллс всегда славился способностью снимать фильмы, которые вызывали бурю скандалов, непонимание продюсеров и критиков, а затем получавших признание. Он был режиссером, который не хотел и не мог вписаться в стандартную голливудскую концепцию. Где бы он ни работал — на сцене театра или в киностудии — он пытался идти каким-то своим, только одному ему известным путем.

«Печать зла» изначально рассматривалась продюсерами, как лента категории «B», не претендующая на получение высоких наград.

Один из исполнителей главной роли, Чарлтон Хестон, вспоминал, что изначально Уэллса хотели пригласить в картину только в качестве актера, способного сыграть «жирного, противного полицейского». Тем не менее, в разговоре с продюсерами картины, Хестон как бы невзначай предложил Уэллса и в качестве режиссера. Реакция продюсеров была такой, словно Хестон «предложил на роль режиссера собственную маму». Слава о трудном и неуживчивом характере Уэллса достигла к тому моменту неимоверных размеров.

По окончании работ, Уэллс показал черновой вариант фильма, который совершенно не удовлетворил заказчиков. Они нещадно перемонтировали картину, что вызвало бурю негодования со стороны режиссера. Тем не менее, в таком виде фильм и увидели зрители в 1958 году.

Я заканчиваю эту записку с глубочайшей надеждой, что вы прислушаетесь к моим рекомендациям и внесете изменения в картину, в которую я вложил столько тяжелых часов труда. Орсон Уэллс.

Так завершалось 58-страничное служебное послание, которое разъяренный режиссер написал продюсерам после того, как увидел их вариант картины.

И только через сорок лет после выхода на экран, фильм был тщательно восстановлен согласно изначальному плану Уэллса, уже после его смерти. Сейчас он является, наравне с «Гражданином Кейном», не только одной из вершин гения режиссера, но и входит в тройку лучших фильмов в истории кино.

Куда же без любовной истории?.. Джанет Ли и Чарлтон Хестон. «Печать зла». Реж.: Орсон Уэллс (1958)
Куда же без любовной истории?.. Джанет Ли и Чарлтон Хестон. «Печать зла». Реж.: Орсон Уэллс (1958)

Это один из классических фильмов жанра «нуар» и, наверное, последнее киновоплощение этого жанра. Завязка типична для детективного сюжета: совершается преступление, расследование которого поручается местному копу Хэнку Куинлену (Уэллс) — властному полицейскому, который особо не церемонится с педантичным соблюдением юридических норм. Более того, по ходу картины выясняется, что Куинлен имеет намного более серьезные проблемы с законом. В борьбу с ним вступает «хороший» сотрудник мексиканской полиции (Хестон). На конфликте двух начал и развивается действие фильма.

Гениальной эту картина сделали актерская игра Уэллса и огромное количество монтажных и режиссерских трюков, которые не вошли в первый вариант монтажа, но во всей красе показали себя спустя четыре десятилетия.

Стоит отметить уже самый первый план фильма. Он длится более трех минут, а по ходу внутрикадрового монтажа перед нами постепенно разворачивается экспозиция всей картины. Звук смонтирован так, что, когда мы медленно передвигаемся по шумной ночной улице, ритм одной мелодии резко переходит в другую и наоборот — позднее этот прием станет универсальным в языке кино, когда режиссеру нужно будет показать хаотическую многоликость и многозвучность беспорядочного городского трафика.+

Орсон Уэллс в роли Хэнка Кунлена. «Печать зла». Реж.: Орсон Уэллс (1958)
Орсон Уэллс в роли Хэнка Кунлена. «Печать зла». Реж.: Орсон Уэллс (1958)

Что касается актерской игры Уэллса — то именно она внесла в сюжет новое измерение и превратила фильм из категории проходных в одну из гениальнейших картин в истории. Удивительно, насколько одновременно уродливо, безобразно, омерзительно и при этом гармонично и вызывая какое-то простое человеческое сочувствие может выглядеть на экране Уэллс, казалось бы, в такой несложной роли.

Стоит отметить также небольшую, но, тем не менее, запоминающуюся роль Марлен Дитрих, а также игру Акима Тамирова в трагикомическом амплуа предводителя шайки мексиканских мафиози.

Остается лишь добавить, что если вам пришлась по вкусу «Печать зла», могу порекомендовать еще одну картину с участием Уэллса «Третий человек» (++) 1949 года выпуска.