Секрет успешного бизнеса даже в конкурентной и сложной нише — это постоянное развитие. Вся история компании, которая специализируется на производстве деревянных дверей и окон, доказывает тот факт, что постоянное развитие и совершенствование является ключом к успеху.
Когда открывали свой бизнес, мы мало что знали о тонкостях производства деревянных окон и дверей, однако смогли стать экспертами в этой сфере, построив обширную сеть розничных продаж.
В настоящее время компания поставляет качественные окна и двери в Россию, экспортирует свою продукцию в Германию, Францию, Казахстан, Узбекистан. История совершенствования и развития Wooder продолжается, в том числе с введением пожизненной гарантии, которую предложили для всех клиентов.
Как всё начиналось? В далеком 2004 году Александр и его деловой партнер Игорь искали перспективное направление в бизнесе. К тому времени они уже занимались транспортными услугами и оптовой торговлей.
«Встреча с одноклассником Сергеем, который в то время работал начальником цеха производства деревянных окон, позволила узнать много нового о таком перспективном направлении бизнеса», — рассказывает Александр.
Основной концепцией будущей компании Wooder стала разработка продукта, с которым можно было бы жить долгие годы. Производство окон открывает широкий простор для развития и инноваций.
В Борисовском районе уже действовало несколько похожих производств, нужно лишь было предложить сотрудникам лучшие условия и более высокую зарплату. При этом, задачей бизнеса стало построить эффективную компанию, которая бы приносила хорошую прибыль и предлагала качественный продукт.
Миссией компании стало ежедневное развитие. Чтобы добиться успеха, необходимо было постоянно улучшать все бизнес процессы, выводить на рынок новые продукты и оригинальные решения. За несколько лет компания изменилась до неузнаваемости. При этом, можно выделить три основных этапа, полностью поменявших подходы к бизнесу:
- Инновационное бережное производство.
- Организация розничной сети.
- Предложение пожизненной гарантии.
В чем суть оконного бизнеса
Нужно понимать, что оконный бизнес — это сверх конкурентная ниша. Даже в маленьком городе имеются свои производители окон из древесины. Можно открыть любую газету или интернет-портал, проблем с поиском предложения окон и дверей гарантированно не возникнет. В одной только Беларуси имеется 15 крупных производителей окон, при этом, на рынке также представлена продукция от европейских и российских конкурентов.
Ключевым преимуществом стала доступная стоимость предложения. Окна от Wooder оказались минимум на 40% дешевле аналогичных моделей от европейских брендов. При этом, качество такой продукции было сопоставимо.
Основным рынком сбыта стала Россия, а точнее Подмосковье. Несмотря на высокую конкуренцию в этой сфере, компания Wooder поставляла продукцию в страны Евросоюза, Казахстан и другие государства.
Первый этап — бережное производство как инновация
Приблизительно в 2010 году было начато изучение технологии бережного производства. Александр признается, что ранее о таком направлении ведения производства он не слышал, но ему на глаза попалась книга «Дао Тойота», в которой были сформированы основные понятия такого подхода.
В те времена, да и сегодня бережное производство на многих предприятиях является чем-то новым. Тогда как внедрив у себя в производстве подобный подход, Wooder удалось получить еще одно конкурентное преимущество.
Основная идея концепции бережного производства — это устранение всех возможных потерь. Исключаются лишние этапы производства, ненужные перемещения товаров, сокращается время ожидания, устраняется перепроизводство.
Один из подходов этой концепции — это доставка на склад и поступление всех материалов в производство точно вовремя. Еще один концептуальный подход получил название вытягивающего производства, то есть, сроки изготовления и объем изготовляемой продукции определяются потребностями последующих этапов.
Бережное производство подразумевает принцип 5S, то есть, правильную организацию рабочего пространства, в котором исключены ненужные предметы, что в свою очередь приучает к дисциплине и порядку.
На предприятии было организовано прохождение по цехам изготавливаемой продукции по принципу вытягивания. То есть, сначала совершалась продажа, и лишь после этого планировалось и осуществлялось производство. После заключения контракта можно было точно планировать сроки, когда нужно изготовить и поставить окна или двери на объект заказчика. В компании Wooder декомпозировали процесс производства, выстроив его в обратную сторону.
В прошлом именно перепроизводство генерировало основные потери на предприятии. Считалось, что работник должен на своем рабочем месте обязательно что-то делать и что-либо производить. Однако, согласно концепции бережливого производства, на предприятии должны учитывать так называемые «узкие места». Другими словами, все производственные участки не могут производить больше, чем может принять «узкое место».
Таким «узким местом» в цехах Wooder стала сборка окон и дверей, и именно под этот технический процесс выстроена работа всех остальных участков.
Была проведена компьютеризация участков, что существенно улучшило рабочее пространство. Все задания от технологов оперативно поступают специалистам, работающим непосредственно на станках. В настоящее время внедряется технология безбумажного производства, что в свою очередь позволит отказаться от конструкторской информации в печатном виде. К каждому заказу в Wooder готовят техническую документацию, которая в настоящее время идет в печатном виде, но в скором времени будет полностью электронной.
Подстраивание под «узкое место» привело к необходимости нанимать специалистов широкой специализации. Так как работник не всю смену выполняет одни и те же операции, ему можно поручать делать другую работу, для чего необходимо повышать квалификацию сотрудников.
На сегодняшний день 60% сотрудников Wooder считаются многопрофильными специалистами, и в компании стремятся довести этот показатель до 100%.
Была улучшена работа с поставщиками, от которых напрямую зависит технологический процесс. С теми поставщиками, которые не соответствовали жестким требованиям пришлось распрощаться. Сегодня один партнер закрывает по комплектующим примерно 90% всех запросов в компании Wooder. При этом, также прорабатываются запасные варианты на тот случай, если по каким-либо причинам основной поставщик не сможет обеспечить производство необходимыми комплектующими.
Внедрение бережливого производства позволило существенно сократить срок производственного процесса. Почти в 5 раз уменьшились складские запасы, освободились средства для развития, разгрузились склады. То есть, деньги вкладывались не в лежащие на складах запасы, а использовались для развития и расширения производства. На каждом таком участке удалось сократить перепроизводство. Исключили перекладывание изделий с места на место, т.е. повреждений изделий в процессе производства больше не бывает.
Все технологические процессы стали прозрачными, а это еще одна возможность к совершенствованию техпроцесса.
Основная сложность при внедрении бережливого производства в цехах – это работа с персоналом. В общей сложности в компании Wooder сегодня работает 130 человек, и более половины от общего числа на производстве. Многие сотрудники сопротивлялись изменениям, до них первоначально было сложно донести то, что от них требуется на работе, но и это удалось успешно решить.
Этап второй – выстраивание розничной сети продаж
В прошлом компания Wooder работала с дилерами, которые часто что называется «выкручивали руки» в вопросах цены. Усиление конкуренции и кризис 2014 года стали, фактически, последней каплей. После этого руководством компании было принято решение развивать собственную сеть продаж, общаясь по возможности напрямую с конечными клиентами. Был организован полноценный отдел продаж, в котором работа, фактически, началась с нуля.
В настоящее время в отделе продаж работают 7 менеджеров, а также 4 специалиста в колл-центре. Первоначально клиент при обращении в компанию попадает в колл-центр, а далее уже с ним начинает работать менеджер по работе с клиентами.
Менеджеры, ответственные за работу с клиентами — это технически подкованные люди, которые хорошо знают все эксплуатационные характеристики реализуемых изделий.
Одной из сложностей работы в отделе продаж — это частые командировки. Москва была и остается основным рынком сбыта, поэтому часто приходится работать непосредственно напрямую с клиентами, которые проживают в столице и Подмосковье. Наличие менеджера в московском офисе позволяет более плотно взаимодействовать с клиентами, что было бы невозможно, если бы сотрудники отдела продаж находились в Борисове и контактировали с заказчиками по телефону.
Так как искать на рынке специалистов как для производства, так и для отдела продаж было достаточно сложным делом, было принято решение, что называется, выращивать их самостоятельно. На предприятии была внедрена специальная система вознаграждения и мотивирования. Это позволило правильно оценить вклад каждого сотрудника в рабочий процесс, обеспечив при этом полный контроль за работой.
Нельзя сказать, что такая работа с персоналом шла гладко. Кто-то не выдерживал и уходил, также пришлось в чем-то подкорректировать принятую систему мотивации и поощрения сотрудников. Только так, путем проб и ошибок удалось выстроить существующую в настоящее время систему работы с персоналом, которая постоянно улучшается и совершенствуется.
Основным результатом выстраивания собственной сети продаж стала возможность посмотреть на бизнес иными глазами. Ранее мы думали, что изготавливаем деревянные окна. Сейчас же мы смотрим гораздо шире — мы предлагаем услуги и сервис. В Wooder учатся выстраивать правильные отношения с клиентом, анализируя, как им помочь и сделать так, чтобы продукция в течение долгих лет не вызывала у них каких-либо нареканий. Получаем обратную связь от клиентов, что в свою очередь позволяет понять куда двигаться и как улучшать свое предложение.
Тесное взаимодействие с клиентами и обратная связь помогла компании пересмотреть свое предложение. Удалось узнать, какой ассортимент требуется клиентам, что позволило предложить им новый продукт. Профильные системы, технологии окраски, формы стеклопакетов, качество стекол — выбор не ограничен. Такое совершенствование и постоянное изменение является ключом к успеху в этом конкурентном бизнесе.
На сегодняшний день около 40% всей продукции реализуется компанией Wooder в розницу. Развитие продолжается, открываются новые шоу-румы. Сейчас Wooder проходит сертификацию для работы на американском рынке, одновременно открыт шоу-рум в Нью-Йорке.
Этап третий. Пожизненная гарантия для клиента
Развивая розничную сеть продаж, задались вопросом, в чем наши конкурентные преимущества? И год назад мы приняли решение, обязывающее ко многому — предоставлять нашим клиентам пожизненную гарантию на изделия Wooder. Она означает, что на протяжении 50 лет мы бесплатно готовы устранять дефекты, связанные с гарантийными случаями. Это не простое решение для нас, но за ним стоит 16-летний опыт, проверенные технологии, наблюдения за рынком, глубокое понимание, как он работает и на что способна наша компания.
Дать пожизненную гарантию — это значит взять на себя особенную ответственность, но Wooder готов к этому. Поскольку покупка новых окон и дверей — это важная инвестиция в дом и каждый наш клиент должен быть уверен, что инвестирует в качество, приобретая продукцию ТМ Wooder.