Продолжаю тему про московские балконы. Первая статья вызвала интерес у читателей и друзья попросили меня продолжить тему.
Мы бежим по улицам города на учёбу, на работу, по делам. Смотрим себе под ноги или по сторонам. И очень редко поднимаем голову вверх, чтобы увидеть всё здание и все архитектурные формы на нём. А старые дома стоит рассматривать. Они имеют богатую историю и построены так, чтобы радовать глаз владельца дома и всех прохожих.
Предлагаю вместе проехать по маршруту автобуса м3 от Никитских ворот до Бауманской улицы. Я постараюсь показать все те дома с красивыми балконами, которые привлекают моё внимание, когда я проезжаю мимо них.
Доходный дом в стиле модерн на красной линии улицы (Б. Никитская, 24) построен в 1905-1906 гг. (арх. В. М. Нилус). Корпус слева - один из первых крупных доходных домов Москвы. Он стоит здесь с 1841 года. Внутри примечательна особо крутая чугунная лестница. В 1877 году, когда дом принадлежал П. Н. Батюшкову (брату известного поэта), здесь снимал квартиру только что женившийся П. И. Чайковкий. Выбор жилья, по всей видимости, определила близость к месту службы композитора – напротив расположена Консерватория. В начале 1850-х гг. здесь жил армянский писатель, революционный деятель Микаэл Налбандян, а в 1880 г.- социолог профессор М. М. Ковалевский, физик А. П. Соколов. В 1905 году тут помещалась редакция большевистской легальной газеты «Вперед» (М. И. Васильев-Южин, И. Ф. Дубровинский, Е. М. Ярославский. М. А. Сильвин. В. Л. Шанцер). Здесь принимали подписку и распределяли газету по районам.
Корпус справа также таит в себе много интересного. Его нижние этажи, украшенные пилястровым портиком с фронтоном, сложены в 1790-х гг. Домом владел полковник Ринкевич, а позже - страстный театрал генерал П. А. Поздняков, устроивший здесь крепостной театр, о котором есть упоминание в «Горе от ума». Вступив в Москву, Наполеон открыл в доме Позднякова французский театр. Вероятно, у следующего владельца, князя Н. Б. Юсупова, бывал А. С. Пушкин.
Длинные балконы украшают здание, хотя рисунок балконных ограждений довольно простой, но балконы привлекают внимание.
Гостиница «Националь» — московский отель, расположенный на Моховой улице, 15/1.Построен в 1900-1902 годах по проекту архитектора Александра Иванова. На момент открытия считался одним из самых престижных в Москве. Здание было выполнено в стиле модерн с декоративными элементами неоренессанса и неоклассицизма. Фасад отделали природными камнями, керамическими плитками и лепниной. Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», созданное художниками Сергеем Чехониным и Александром Головиным на керамическом заводе предпринимателя Саввы Мамонтова «Абрамцево».
В начале 1918 года после переноса столицы РСФСР в Москву гостиница «Националь» была национализирована и переименована в 1-й Дом Советов. В бывших номерах временно поселились советские чиновники наркоматов. До переезда в Кремль в люксе № 107 на третьем этаже жили председатель Совнаркома Владимир Ленин и Надежда Крупская. Летом 1924-го в Москве состоялся V конгресс Коминтерна. Приглашённые зарубежные социалисты разместились в бывшем «Национале». 2 августа они с балкона приветствовали демонстрантов, которые прошли мимо с транспарантами «Спасение мира от новых войн в диктатуре пролетариата»
В 1932 году гостиницу возродили под прежним названием. Этот 5-звездочный отель – превосходный образец имперской архитектуры в историческом центре Москвы. Из отеля открывается вид на легендарную Красную площадь, а всего в нескольких шагах находятся Кремль, Большой театр, собор Василия Блаженного и Старый Арбат. Здание «Националь» представляет собой уникальный памятник российской истории и культуры, что выделяет этот отель Москвы. За более чем столетнюю историю «Националь» пережил процветание и опустошение, войну и революцию, разделив все несчастья и потрясения, выпавшие на долю России в последнем, богатом на события столетии.
А какие же здесь красивые балконы по всему фасаду здания! Я бывал в отеле в советское время и выходил на балконы. Получаешь ощущение воздушности и открывается красивая панорама.
Гостиница «Метрополь» — гостиница в центре Москвы. Расположена по адресу: Театральный проезд, д. 2. Строилась в 1899-1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля. К концу XIX века «Метрополь» был самой большой в Москве гостиницей — 220 номеров и меблированных комнат. В 1891 году в гостинице остановился художник Илья Репин, приехавший в Москву на Французскую художественно-промышленную выставку. В мае 1896 года в гостинице разместилась большая делегация придворных чинов и военачальников, прибывшая на коронацию Николая II и Александры Фёдоровны. Здесь жили А. А. Бобринский, А. А. Будберг, М. С. Волконский, С. М. Волконский, Н. А. Врангель, К. А. Горчаков, Л. Л. Гейден, А. В. Голенищев-Кутузов, П. Н. Енгалычев, М. М. Жуковский, А. И. Зеленой, В. С. Кочубей, О. К. Кремер, А. Д. Львов, Н. Н. Ломен, К. К. Посьет, А. А. Попов, П. А. Перелешин, Д. В. Путята, Д. И. Святополк-Мирский, А. Н. Стюрлер, И. Н. Свечин, В. Н. Троцкий и другие.
Часто бывавший в гостинице Владимир Гиляровский описывал её как традиционное пристанище актёров, прибывавших в Москву для заключения с антрепренёрами договоров на предстоящий сезон.
В начале марта 1918 года, после переезда советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов». Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В.И.Ление, Л.Д.Троцкий и М.И.Калинин. На втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК; на третьем — Наркомат иностранных дел. В номерах гостиницы проживали некоторые видные большевики — Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко, Матвей Муранов, Александр Шлихтер, Сергей Гринцер и другие.
В «Метрополе» балконные ограждения очень красивые, балконы проходят по всему центральному фасаду и с боков здания. Они придают ему узорность и являются архитектурным украшением. Здесь в банкетном зале на втором этаже мы с женой отмечали свадьбу. На балконы не выходили, но каждый раз, когда я проезжаю мимо здания, то с удовольствием смотрю на него и красивые балконы.
Подъезжаем к улице Маросейка. В самом начале по адресу ул. Маросейка, 2/15 сейчас расположен отель «Маросейка». Ранее это была городская усадьба графини Варвары Петровны Разумовской (в девичестве Шереметевой). Она была построена в конце XVIII века на месте известной еще с XV века церкви Покрова в Садах. В 1778 году храм полностью обветшал и его разобрали, а обширное владение на углу улицы Маросейка и Лубянского проезда перешло к Разумовским, однако застройка купленного участка долго не производилась и первое упоминание участка, как усадьбы Разумовских, приходится на 1796 год. Дом с угловой ротондой был построен для графини Разумовской ее мужем, графом Алексеем Кирилловичем Разумовским в качестве отступного при разводе. В 1784 году на десятый год супружества своенравный и деспотичный Алексей Кириллович, большую часть времени проживавший в подмосковной усадьбе Горенки, приказал своей супруге покинуть его дом, оставив ему детей. Предоставленная сама себе, Варвара Петровна Разумовская, построила новый дом на Маросейке, закончив его строительство в 1796 году.
Во время наполеоновского нашествия, в 1812 году в усадьбе Разумовской квартировал маршал Мортье, печально знаменитый тем, что после бегства французов пытался взорвать Кремль. Писатель Л. Н. Толстой упоминает этот дом в своем знаменитом романе «Война и мир» в описании сцен захвата Москвы Наполеоном Бонапартом.
С 1826 года дом поменял нескольких знатных владельцев и подвергся многочисленным переделкам, но основные его линии сохранились до наших дней, прежде всего, великолепная угловая ротонда. После Октябрьской революции 1917 года домовладение было национализировано и поступило в ведение Управления Недвижимыми Имуществами. В 1975 году в здании был устроен наземный вестибюль станции метро «Китай-город» (в советское время «Площадь Ногина»).
На втором этаже вокруг ротонды проходит балкон. Видимо с него маршал Мортье и смотрел на Кремль. Балкон является украшением здания.
Усадьба Румянцева-Задунайского - нереальной красоты здание, расположенное на углу Маросейки и Армянского переулка в самом центре Москвы. В наши дни - посольство Республики Беларусь (ул. Маросейка, 17/6).
Особняк был построен в 1780-1782 годах по проекту неизвестного архитектора, предположительно, Василия Баженова или Матвея Казакова (возможно, они работали над ним совместно), затем перестроен по проекту Георгия Кайзера в 1880-х годах.
Трёхэтажное здание стилизовано под барокко, его фасады украшает большое количество декоративных элементов: лепные цветочные гирлянды и геометрические орнаменты, карнизы, полуколонны с вычурными капителями, декоративные ниши и рустовка. Привлекает внимание богатое скульптурное оформление: стены усадьбы украшают фигуры девушек, которые аллегорически изображают свободные художества.
В 1812 году, когда французы заняли Москву, в доме Румянцева-Задунайского на Маросейке разместился муниципалитет Москвы - учреждённое Наполеоном городское правление. В 1813 году Румянцев попросил об отставке.
В 1835-1876 годах усадьба буквально ходила по рукам: ей владели купцы Щегловы, Усачёвы, Сапожниковы, Каулины, а также супруга генерала Дивова. В 1877 году здание выкупил купец Митрофан Грачёв, который затеял его реконструкцию.
В ранние советские годы в здании размещались различные учреждения, а в 1957 году в нём расположилось представительство Белорусской ССР. После распада СССР здание сохранило свою прежнюю функцию, и с 1993 года в нём размещается белорусское посольство.
Балконы здесь небольшие и на фоне лепных украшений здания почти незаметны, но всё равно они живописно смотрятся.
Доходный дом крестьянина Якова Бабушкина (1897–1902 год) и мещанина Андрея Титова (1902–1917 год) по улице Покровка, 29 построен в 1897 году по проекту Л.Н. Кекушева, перестроен в 1909 году архитектором Н.Д. Струковым. Новое здание стало украшением «старой» Покровки. Это был не просто дом, а жилой комплекс из нескольких корпусов, соединенных лестницами. Они образовали пять внутренних двориков разных размеров и конфигураций, объединенных между собой семью проездными арками, две из которых выходили на Покровку. Интересная деталь: на этом доме нет привычного «автографа» Льва Кекушева – ни статуи льва, ни барельефов. Либо архитектор стал их оставлять на более поздних работах, либо они утрачены в дальнейшем.
Позволить себе квартиру в этом доме могли лишь хорошо обеспеченные люди: врачи, преподаватели, купцы, юристы. Окна наиболее богатых квартир выходили на Покровку. В 22-й квартире жил известный в Москве специалист по внутренним и детским болезням Карл Адольфович Бари. Он служил в больнице имени Александра III и ежедневно с часу до трех вел прием у себя дома.
На этом доме балконы тоже небольшие, но с очень красивыми решётками. Рядом дома без балконов, поэтому на здании 29 они выделяются.
Покровка, 42 – дом, построенный в 1880 г. В 1892-1917 гг. дом принадлежал Товариществу ставровской мануфактуры Родиона Бажанова.
В центральной части фасада всего один балкон с оригинальными заграждениями. Сейчас это нежилой дом, здесь расположено учреждение.
Покровка, 42/5 – жилой дом конца XVIII в. Перестраивался в 1860 г. Перестраивался по проектам М.А.Арсеньева в 1875 г. и Ф.Ф.Воскресенского в 1892 г. Сегодня это - трехэтажный дом, памятник архитектуры, используется как здание культурного назначения.
У этого здания довольно большой красивый балкон над центральным входом с сохранившейся оригинальной решёткой. Балкон всегда привлекает внимание, когда я проезжаю мимо.
Покровка 44 (Доходный дом купеческого общества). Московское Купеческое общество было не бедной организацией, с большим количеством недвижимости в городе, приносящей доход. На 1917 г. капитализация общества была порядка 100 млн. руб., после октября 1917 г. общество перестало существовать. Дом на Покровке в стиле модерн был построен в 1910 г. по проекту В.В. Шервурда, официального архитектора Общества, выходцем из известной в то время архитектурной династии Шервурдов. Выполнен в стиле голландских домов. Первый этаж с большими витринными окнами сдавался под магазины. Верхние четыре этажа занимали квартиры для сдачи в аренду.
Сейчас жилье в этом двухподъездном доме принадлежит к разряду элитного. В нём 32 квартиры. Есть 2-х и 3-х комнатные.
Балконы в доме полукруглые и всего у нескольких квартир, но они живописно дополняют архитектуру фасада.
На Покровке, 45 можно увидеть несколько зданий различной временной принадлежности. Более ранним является строение, известное как дом купца Шилова. А строение 2, расположившееся по соседству, появилось здесь в 1917 году, когда владение было национализировано. В годы, последовавшие за перестройкой, старинное здание начала XX века служило различным целям, здесь в разное время располагались рестораны восточной, европейской и славянской кухонь.
Обратите внимание на балконы здания. Они очень похожи на испанские или мальтийские закрытые балконы. Для Москвы это необычно и поэтому я сфотографировал эти балконы.
Улица Старая Басманная, 5, с1. Бывший доходный дом был построен для крестьянина Николая Козлова известным архитектором Клавдием Розенкампфом в 1907 году. Дом является памятником архитектуры, сейчас в нем располагается хостел и кафе.
Можно рассмотреть два разных по форме балкона, с разными оградительными решётками. Пусть балконы маленькие, но они довольно симпатичные и поднимают настроение.
Улица Старая Басманная, д.12, стр. 1 - это историческое здание, известное под названием «Доходный дом О. О. Вильнера», построенное в стиле модерн в 1902-1904 году, архитектор - Н.И.Жерихов. Сегодня это - шестиэтажный кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как административное здание. В декоре дома использованы женские маски нескольких типов, рельефные изображения болотных кувшинов, листьев каштана, цветущих луковичных растений, ветвей лавра. В 1970-е годы здесь жил знаменитый советский спортивный комментатор Н. Н. Озеров.
В доме довольно необычные балконы. Балкон – галерея объединяет все помещения второго этажа. Окна третьего этажа оттеняют два балкона. Не забудем, что Жерихов и балконы спроектировал в стиле модерн.
Здание по Спартаковской улице, дом 9, где расположена сейчас Библиотека-читальня имени А.С. Пушкина, являлось в XVIII–XIX веках главным домом городской усадьбы. Первым владельцем усадьбы был Тимофей Иванович Чонжин (1722–1803). Во время приобретения и постройки дома в 1774 году Тимофей Иванович – коллежский советник. А с 1782 по 1785, уже в чине статского советника, он занимает пост вице-губернатора Москвы.
В дальнейшем дом неоднократно менял хозяев. В 1854 году особняк приобретает Николай Федорович Мамонтов, и с этого времени начинается один из самых замечательных периодов в жизни дома. Здесь бывали: Герман Августович Ларош – музыкальный критик, друг П.И. Чайковского, сам Петр Ильич Чайковский, Павел Михайлович Третьяков – муж дочери Н.Ф. Мамонтова Веры Николаевны Мамонтовой.
С осени 1912 года и по сей день библиотека имени А.С.Пушкина располагается в этой усадьбе, признанной памятником истории и архитектуры федерального значения.
Обратите внимание, как выделяются на фоне светлого здания по краям тёмные балконы на втором этаже с красивыми решётками. Всё очень симметрично и красиво.
Бауманская улица, дом 33/2 стр.1. Недалеко от станции метро Бауманская находится старинный, некогда доходный дом П.Калашникова - Рахмановых. Построен он был в первой половине XIX века, в 1896 г., был существенно достроен архитектором И.Г.Кондратенко. Дом расположен на бывшей главной улице Немецкой слободы - Немецкая (с 1918 г. Бауманская). Начиналась она от перекрестка с Елоховской (Спартаковской) и Покровской (Бакунинской) улицами. По настоянию русского духовенства царь Алексей Михайлович выселил сюда в 1652 г. всех «немцев», проживавших в Китай-городе. Белом и Земляном городах, то есть в современном Садовом кольце. Здесь жили иноземцы почти из всех государств Западной Европы: шведы, англичане, французы, датчане, голландцы, испанцы и прочие.
На углу здания можно увидеть три совершенно разных балкона на 2, 3 и 4 этажах. На фасаде большого здания они выглядят довольно маленькими, но каждый балкон имеет свой рисунок решётки.
Вот мы и доехали на автобусе м3 до нашей последней остановки. Москва – город старый. За многие годы в городе построено много красивых зданий, часть которых имеет разнообразные балконы. Смотрите больше на дома, на балконы и пусть ваш интерес к старине и необычному всегда будет с вами. Наш город красивый и есть что посмотреть при прогулке или при поездке по московским улицам.
Игорь Хомутов
11 августа 2022г.