Найти тему
Культурный котик

Эстетизация смерти и поиски бога. Чем примечателен готический роман "Интервью с вампиром"?

Когда речь заходит о готической литературе, имя американской писательницы Энн Райс приходит на ум одним из первых. Ее цикл "Вампирские хроники", состоящий из 15 романов, давно стал культовым в мире. Райс задолго до появления "Сумерек" Стефани Майер создала образы гламурных, тонко чувствующих, стильных вампиров-эстетов и навсегда изменила их восприятие в читательском сознании. Ей мы обязаны эстетизацией кровососов. Именно Райс на страницах своих романов превратила традиционные порождения тьмы в романтических героев, способных испытывать весь спектр человеческих эмоций и задаваться сложными философскими вопросами о смысле бытия и уготованной им вечности.

Создательница "Интервью с вампиром" Энн Райс предпочитала роскошный готический стиль: черные наряды в пол и великолепные броши-камеи
Создательница "Интервью с вампиром" Энн Райс предпочитала роскошный готический стиль: черные наряды в пол и великолепные броши-камеи

До сих пор самым известным романом цикла является первый - "Интервью с вампиром", увидевший свет в далеком 1976 году. В нем один из самых необычных персонажей Хроник, французский дворянин Луи де Пон дю Лак, меланхоличный, несколько замкнутый и чувствительный вампир, решает рассказать историю своего превращения и жизни ... молодому репортеру. Дать интервью человеку под диктофонную запись. Отсюда и название романа "Интервью с вампиром". На протяжении повествования они сидят вдвоем: вампир, погруженный в собственные мысли и события почти двухсотлетней давности, и жаждущий сенсаций человек, который по началу не мог поверить в правдивость истории, а в конце и сам пожелал стать вампиром. (Спойлер - одного желания человека мало).

Рассказ о жизни чудовища, гипнотического, сверхъестественного и надмирного существа благодаря эмоциональной уязвимости и чувственности протагониста позволяет легко проникнуться его переживаниями. Если судить по литературным канонам, Луи - типичный романтический герой - таинственная личность в исключительных обстоятельствах, в чьей душе сталкиваются противоборствующие силы. Добро и зло.

Важной особенностью романа является его соотнесенность с реальной жизнью, с человеческими переживаниями. Энн Райс не раз говорила в интервью, что она и есть меланхолик Луи, и что вампиры стали для нее метафорой собственных духовных поисков длиною в жизнь. В "Интервью" описано множество болевых точек самой писательницы. Например, образы главных героев взяты из ее жизни. Луи - она сама, главный антагонист и действующее лицо всего цикла Лестат де Лионкур вдохновлен ее мужем Стэном. Райс говорила, что позаимствовала для книги не только ангельскую, белокурую внешность Стэна, но и некоторые черты его характера, отмечая, что муж был намного более решительным и деятельным, чем она сама. В Лестате эти черты почти карикатурны и возведены в некий абсолют. Он - баловень судьбы и вампирского мира, неотразимый и стихийный принц-паршивец. Такая притягательная и смелая личность, какой хотела бы стать писательница. В "Интервью" Лестат - змей-искуситель главного героя, приносящий ему Темный дар, невыносимая заноза и злодей, который прохода не дает бедному Луи и убивает даже детей. И самый трагический образ книги - ребенка-вампира Клодии, к сожалению, тоже взят из жизни. Мишель - дочь Энн и Стэна умерла в шесть лет от лейкемии. Убитая горем мать за пару недель превратила рассказ "Интервью с вампиром" в роман, в котором одной из главных героинь стала девочка-вампир. Клодии тоже шесть лет. Она - вампирское бессмертное дитя, воплощенное желание матери-писательницы иметь ребенка, который никогда не умрет, не причинит ей такой невыносимой боли.

Здесь мы подходим к философии романа. Она довольно темная, макабрическая. Клодия становится вампиром незаконно, превращать детей нельзя по правилам вампирского сообщества Райс. Ее сознание взрослеет, но остается навеки запертым в теле ребенка, что причиняет ей боль. Другие взрослые вампиры, которых мы встречаем на страницах романа, основали собственный жестокий театр, на сцене которого совершаются реальные убийства. Они - порождения зла и считают себя дьяволопоклонниками, детьми Тьмы. Им, в отличие от человечного Луи и сложного Лестата, неведомо сострадание. В отношениях с этими вампирами происходит столкновение неоднозначных, но возвышенных душ главных героев с темной изнанкой их сущности. И в конце происходит взрыв, расплата приходит ко всем. Победителей не будет.

В книге сильны религиозные мотивы. От катализатора истории, гибели слышавшего голоса святых, набожного брата Луи, которая привела его к желанию умереть и в объятия вампира Лестата, до извечных поисков истины: есть ли бог, почему он позволяет вампирам (=злу) существовать, есть ли шанс на искупление для заблудших душ, а также до религиозных темных фанатиков: Армана и его сторонников в Театре вампиров. Зло в книге многообразно, притягательно и отвратительно одновременно.

Смерть эстетизируется: элегантные вампиры в изящных костюмах, черных одеяниях и кружевах спят в гробах, солнце способно их испепелить, кровь они пьют так, словно занимаются любовью. В "Интервью" очень много тактильного и эротичного - однако секс вампирам заменяет возможность интимной встречи с сознанием жертвы, которой они кровожадно вцепляются в горло.

Стоит отметить, что Энн Райс происходила из набожной семьи и училась в католической школе. Однако в 18 лет покинула католическую церковь и долгое время сомневалась в существовании бога. Ее сомнения и поиски также нашли свое отражение в дебютном романе писательницы.

Эстетство и дендизм Лестата подчеркивается его отношением к миру как к Саду зла. Для него наш мир полон красоты и смерти, причем одно с другим тесно взаимосвязано.

Самое понятие "Сад зла" явно эстетически отсылает к декаденту и символисту поэту Шарлю Бодлеру и его скандальному сборнику "Цветы зла". "Гнусность соседствует здесь с низостью, а мерзость источает смрад. Доселе не видано было, чтобы столько грудей кусали и даже жевали на таком малом количестве страниц, никогда не бывали мы и на подобном параде бесов, чертей, кошек и паразитов. Эта книга - настоящее прибежище для сердец, пораженных гнилью…" - писал о великом сборнике один из критиков Бодлера. Любовь к Франции - один из лейтмотивов романа, ей пропитано все повествование от происхождения и имен главных героев до их теснейшей связи с французским декадансом.

Почти самостоятельным героем Хроник стал родной город Райс - Новый Орлеан, в котором она выросла и который воспела в книгах. Особенностью Нового Орлеана, города в штате США Луизиана, является сильнейшее воздействие смешанной франко-испанско креольской культуры. Отсюда берут истоки и франкофильские темы Райс.

Несмотря на то, что "Интервью с вампиром" вышел в 1976 году, оглушительная всемирная слава обрушилась на Райс почти 20 лет спустя, после выхода в 1994 году мгновенно ставшего культовым одноименного фильма с Брэдом Питтом, Томом Крузом и Кирстен Данст в главных ролях. Звездный состав обеспечил международный успех картины, а сама Райс стала классиком готической литературы.

А вы бы хотели, чтобы ваше альтер-эго сыграл молодой Брэд Питт? Луи в "Интервью с вампиром"
А вы бы хотели, чтобы ваше альтер-эго сыграл молодой Брэд Питт? Луи в "Интервью с вампиром"

Лестат в "Интервью с вампиром"
Лестат в "Интервью с вампиром"

И в конце немного личных предпочтений. Я не очень люблю фильм "Интервью с вампиром". По-моему, он излишне театрализованный и поэтому в плохом смысле слова неестественный. В то время как роман получился куда более психологически достоверным и увлекательным. Из фильмов по Райс мне больше нравится "Королева проклятых", хотя там сходство с одноименным романом весьма условное.

P.S. Если вам интересно прочесть больше статей о романах Энн Райс, готических и других интересных книгах, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.

#литература #книги #эннрайс #вампирскиехроники #готика #готическийроман #интервьюсвампиром #вампиры #кино #классика