Прочитала, что в период самоизоляции люди стали больше читать. И не только читать, но и общаться с детьми, заниматься общими семейными делами. Но мне особенно согрело душу — читать.
У меня было несколько периодов в жизни, когда в вынужденных ситуациях появлялось свободное время и открывались возможности для чтения.
Первый раз — когда попала с маленьким ребенком в больницу. Ничего, даже книг, нельзя было иметь при себе. Но нельзя же двадцать четыре часа в сутки заниматься ребенком!
Муж контрабандой передал мне листочки с поэмой Блока "12". Я давно хотела выучить ее наизусть. Пришлось пожертвовать тоненькой книжкой в бумажном переплете.
Это занятие позволило скоротать время с пользой. До сих пор помню поэму практически полностью.
Потом, в конце восьмидесятых, с подругой-историком оказались в пансионате "Неман" в Белоруссии. Погода была хреновая, по-другому не скажешь, делать было абсолютно нечего. Нас спасла прекрасная библиотека.
В это время был бум чтения!
Дома мы выписывали кучу журналов: "Новый мир", "Москва", "Современник", но при большой нагрузке в школе до них просто не доходили руки, и журналы на полке ждали своего часа. Но дома этот час для меня наступал редко.
А тут — все эти журналы, и двенадцать дней бесконечного чтения! Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Анатолий Рыбаков, владимир Померанцев … Столько я не читала никогда!
По приезде домой отец показал мне записную книжку со списком очереди на роман Анатолия Рыбакова «дети Арбата» из тридцати пяти его коллег. Это было какое-то невообразимое время, когда, не побоюсь этого слова, читали все.
У меня случалась еще пара периодов глубокого погружения в чтение, в частности, во время болезни. Так как болела редко, и даже когда болела, со свойственным всем учителям героизмом, работала, то хорошо это время запомнила. А также запомнила, что читала.
Тогда как-то очень "зашли" Эрих Мария Ремарк (почти все романы), Стефан Цвейг «Нетерпение сердца» и Павел Вежинов «Барьер».
Написала, и захотелось все еще раз перечитать.
Как-то ученица, которая жила у тети в городе, потому что в деревенской школе не было старших классов, пожаловалась мне, что она должна в двадцать часов быть дома. Только на таких условиях тетя готова была быть ответственной за девочку.
— Понимаю, Оля, как тебе обидно, когда твои одноклассницы гуляют. А ты вынуждена возвращаться домой. Но у тебя есть выбор?
— Нет, иначе меня отправят к родителям.
— Ты хочешь получить среднее образование?
— Конечно.
— Кроме среднего образования за эти два года ты можешь получить высшее гуманитарное самообразование. Читай. Читай все свободное время. И у тебя будет конкурентное преимущество перед теми, кто сейчас гуляет.
Думаю, что это был один из моих лучших советов, данных ученикам.
Иногда нам нужны ограничения. И как бы мы в данный момент не сетовали на них, всегда есть возможность заставить их работать на себя.
А как вы используете вынужденные ограничения? Поделитесь в комментариях.