В июле Минфин Татарстана сообщил, что 560 организаций из 1 351 снизили платежи по налогу на прибыль во II квартале 2022 года. Напомним, что налог на прибыль занимает ведущее место среди доходов консолидированного бюджета республики – его поступление на первое полугодие составило 96,2 млрд рублей, а это 46% от общего объема поступлений.
В текущих условиях становится очевидным, что во второй половине года риски по загрузке производственных мощностей, импорту комплектующих, сырья и недопоставке оборудования на предприятиях усилятся. Из-за санкционного пресса под ограничениями сегодня находится около половины системообразующих организаций республики, входящих в федеральный перечень. Они формируют 30% экономики региона, там работают 105 тысяч человек.
– Санкции затрудняют проведение платежей с иностранными контрагентами, кроме того, курс рубля влияет на конкурентоспособность товаров на внешнем и внутреннем рынке. В комплексе эти факторы влияют на хозяйствующие субъекты, Оперштаб мониторит вопросы высвобождения сотрудников мероприятий, – сказал премьер-министр Татарстана .
Кроме того, в режиме неполного рабочего времени сейчас находятся свыше 15 тысяч человек, 3 тысячи из них работают на предприятиях в режиме простоя. В этих условиях предприятия проводят работу по налаживанию новых кооперационных связей, в том числе в рамках соглашения с крупными российскими организациями, такими как «Газпром», «Лукойл», «Росатом», «Транснефть», перестраиванию логистических цепочек по взаимодействию с компаниями из других регионов России, поиску рынков сбыта, в том числе привлечению партнеров из дружественных стран.
Песошин назвал три наиболее пострадавших от санкций отрасли – химическое производство, резиновые и пластмассовые изделия, производство автотранспортных средств. По данным Татарстанстата, в июне общий рост промпроизводства в Татарстане составил 5,9% к прошлому году, однако в ряде отраслей выпуск продукции существенно снизился. Прежде всего это производство автотранспортных средств (хотя глубина спада (-23,5% к прошлому году) здесь существенно меньше, чем в России в целом (-62,2% к прошлому году), химическое производство (-7,8% к прошлому году), производство изделий из пластмасс (-12,4% к прошлому году), готовых металлических изделий (-9,7% к прошлому году), мебели (-15% к прошлому году).
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» обратила внимание на то, что общероссийская статистика показывает, что в обрабатывающей промышленности увеличивается число отраслей, где проблемы связаны с санкциями, контрсанкционными ограничениями и с сильным курсом рубля, и отраслей, существенно зависящих от импорта комплектующих, прекратившегося после ухода иностранных компаний.
– В обоих случаях дополнительным препятствием являются логистические ограничения и проблемы с международными расчетами. При этом в наиболее пострадавшем автопроме в июне объемы выпуска увеличились по отношению к маю, но еще в разы ниже, чем годом ранее. Помимо ограничений со стороны предложения производители сталкиваются и с сокращением потребительского спроса, что может сдерживать планы по увеличению выпуска, – сказала Беленькая.
Эксперт напомнила о программах господдержки (в том числе мерах отраслевой поддержки, льготном кредите системообразующих компаний, МСП, критического импорта, проектов импортозамещения). Компании ищут новых партнеров и новые логистические маршруты, а ЦБ, активно снижая ключевую ставку, уменьшает стоимость заимствований для всей экономики, что должно поддержать производство и спрос.
– Если потребительский импорт начал восстанавливаться (в частности, за счет параллельного импорта), то с производственным импортом пока нет информации о заметном улучшении ситуации, при этом старые запасы продукции постепенно сокращаются. Исходя из этого, можно предположить, что проблемы с сырьем и комплектующими во втором полугодии не исчезнут, а могут даже усилиться. В то же время дефицит запчастей может постепенно восполняться параллельным импортом, – рассуждала спикер.
Беленькая считает, что риски сохраняются и в нефтегазовом секторе, где пока положительная динамика, однако в конце 2022 - начале 2023 года вступит в силу эмбарго на поставки большей части российских поставок нефти и нефтепродуктов в ЕС. Кроме того, страны G7 обсуждают введение «потолка цены» для российской экспортной нефти. Пока реализация этих мер и их последствия для мирового рынка энергоносителей и России не вполне понятны, но есть риск, что они могут привести к сокращению экспорта и добычи нефти.
Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» ожидает от «Татнефти» устойчивой работы компании без критичных потерь, связанных с санкциями. Он напомнил, что компания пока не планирует снижать объемы добычи. При этом компания с роста нефтедобычи переключилась на развитие переработки.
– Ограничения могут затрагивать не конкретно «Татнефть», а в целом отрасль из-за предстоящих санкций ЕС и ряда других государств на покупку российской нефти и нефтепродуктов, – сказал Карпунин.
Директор филиала «Открытие Инвестиции» в Казани не исключил, что при обострении геополитического конфликта «Татнефть» может попасть под санкции.
Ложкин добавил, что в настоящее время «Татнефть» перестраховывается, меняя контрагентов на представителей дружественных стран для того, чтобы переход к новому формату взаимодействия был более гибким.
– Время играет на руку «Татнефти», поэтому чем дольше не будут вводить санкции, тем выше вероятность того, что их введение скажется на бизнесе не очень сильно. Мы как специалисты рынка ценных бумаг отслеживаем акции «Татнефти». Считаем, что «Татнефть» – интересная инвестиция. Буквально вчера пришла радостная новость – 15 августа совет директоров компании собирается объявить размер дивидендов за первое полугодие 2022 года. По нашим расчетам, размер дивиденда может составить почти 33 рубля, что к текущим котировкам компании составит около 8,5% доходности на обыкновенную акцию, – сказал эксперт.
Доцент, эксперт Высшей школы управления финансами напомнил, что санкции против компании «Татнефть» были введены в рамках шестого санкционного пакета стран ЕС. Стабильность финансового положения компании обеспечивается не только готовностью партнеров «Татнефти» покупать сырую нефть, но и высоким уровнем переработки нефти на собственных предприятиях.
– Более того, компания готова наращивать ее добычу, как и объем геологоразведки. В 2021 году компания добыла 27,83 млн тонн нефти, в 2022 году «Татнефть» намерена добыть 28,3 млн. Компания активно вводит ливийские месторождения в опытно-промышленную эксплуатацию и рассчитывает получить там первую нефть до конца 2022 года, – сказал эксперт.
Корнейчук напомнил, что ЕС также ввел санкции против шинного бизнеса «Татнефти», в том числе УК «Татнефть-Нефтехим», «Нижнекамскшина», Нижнекамский завод грузовых шин» и ТД «Кама», поскольку продукция этих предприятий устанавливается на российской военной технике. В середине мая 2022 года «Татнефть» подписала соглашение о продаже шинного бизнеса группы «Татнефть» в России «Татнефтехиминвест-Холдингу», не входящему в группу «Татнефть», и вывела его из-под санкционного давления.
28 июня Минфин США включил ПАО «КАМАЗ» в санкционные списки США. Ранее 3 июня Евросоюз в рамках шестого пакета санкций ввел санкции против российских автопроизводителей, в том числе «КАМАЗ». Санкции были введены в последние дни II квартала 2022 года и пока не оказали влияния на результаты деятельности общества за второе полугодие 2022 года.
– Санкционные ограничения могут затруднить «КАМАЗу» доступ к импортным компонентам. У «КАМАЗа» есть еще несколько совместных производств с иностранным участием, в том числе по выпуску двигателей с китайской Weichai. Введенные санкции, возможно, приведут к выходу иностранных акционеров из этих предприятий. Введенные санкции могут также стать дополнительной трудностью для экспорта продукции «КАМАЗа» из-за репутационных издержек, которые учитывают китайские банки, опасаясь попасть под вторичные санкции. В санкционных списках оказался и ряд дочерних предприятий «КАМАЗ», поэтому можно ожидать снижение доходов от их участия в деятельности головной структуры, – сказал Корнейчук.
Тем не менее, по мнению спикера, «КАМАЗ», как градообразующее предприятие автомобильной промышленности Татарстана и России, с оптимизмом смотрит в будущее. Введенные санкции никоим образом существенно не повлияют на деятельность предприятия и стабильность его коллектива.