Найти тему

Философия: забыть нельзя учить

Существует 4 формы познания мира: наука, философия, искусство и религия. Ни одна из них не является и не может являться превалирующей относительно остальных.

Однако, современная система образования сконцентрирована именно на научной. Да, это оправдано и удобно с позиций стандартизации и массовости образования. Вместе с тем недопустимо опускать из вида аналогию этих форм познания с лапами слона, где тело и голова являются символами благополучия и добродетели общества, а его лапы – это наука, философия, искусство и религия, позволяющие животному не заваливаться и вообще активно жизнедействовать.

Научная форма познания мира способна обеспечить комфорт и материальное процветание общества (или его элитарно части), но именно философия, религия и искусство дают человечеству право называться таковым, взращивая и развивая духовно-нравственную добродетель, мораль, избавляя его от смыслового голода (экзистенциального вакуума) и наполняя красотой.

Познавая значимость всех форм познания мира, акцентируем внимание в рамках данной статьи на философии, обнажив и напомнив себе о ее ценности для человека и социума.

Общество представляет собой набор индивидуальностей, которые нуждаются на физиологическом уровне в единении друг с другом [см. "Социальный вид"]. При этом их единение невозможно без какой бы то ни было общности мировоззрения, но "точки соприкосновения" люди могут найти только лишь в диалоге, коим представляется философия.

Философия в большом разнообразии своих направлений предстает неким калейдоскопом мнений, теорий и доказательств даже в рамках одного из них (направлений). Она рассуждает и дарует человеку ощущение свободы рассуждения, вырывает знакомящегося с ней из тюрьмы его собственного разума и страха одиночества, поскольку каждый может найти в ней сторонников и тех, с кем спорить. Более того, философия учит рассуждать и мыслить, признавая плюрализм истины при наличии ее Абсолюта (достижимого или нет в зависимости от позиции).

Стандартизация и однозначность истины – дар естественных наук, недопустимый для гуманитарного знания. Истина о человеческом всегда субъектна и личностна, а потому субъективна и относительна (всегда о субъекте, о личности), следовательно может быть только относительно объективна. В гонке за объективной истиной гуманитарное знание стало принимать за нее "норму" – наиболее часто встречающееся состояние. Но как только чаще начинают встречаться иные состояния, нормой (читай истиной) признают уже их. Можно ли считать что-то временное истиной? Конечно, да, если мы живем здесь и сейчас, не задумываясь не то, что о будущих поколениях, а о собственном завтрашнем дне. Плоды распространенности подобного мышления окружающий мир преподает человеку в виде как внешних проявлений – вроде критического загрязнения, пандемии и войн – так и в латентном состоянии – одиночество из-за атомизации, интернет-зависимость, общество потребления и т.д.

Относительно объективная истина, точнее ее признание возлагает на индивида большую нагрузку в виде необходимости навыка рассуждения, критического и эмпативного мышления, научения им подрастающих поколений и проверки сформированности навыков....

Продолжение следует))