Конечно, прежде чем рассказывать здесь эту историю, я попросила у него разрешения) теперь могу поделиться с вами нашим опытом.
Я психолог по первому образованию, но вот такие проблемы всё равно меня не миновали. Просто это не то, что можно спрогнозировать. Хотя…
Артём поздно начал разговаривать, речь долго была непонятной: он переставлял слоги местами, сочинял какие-то одному ему понятные слова. Логопеды, у которых я консультировалась, в один голос твердили, что я зря навожу панику, что всему своё время. В пять лет, после прохождения комиссии, мой ребёнок был определён в логопедическую группу. Речь была ужасная. Вместо «автобус» он говорил «тотопся», вместо «крокодил» — «гедея». Теперь это наши внутрисемейные шутки, но тогда было несмешно.
Логопедическую группу дети чаще всего посещают один год. Обычно этого достаточно. Я настояла, чтобы Артёму разрешили остаться ещё на год. Пришлось побороться. Одного года ему не хватило. Звуки не были автоматизированы, с речью были проблемы.
В школу Артём пошёл с почти идеальной речью, читал стихи на линейке, посвящённой 1 сентября. Но уроки русского языка на все 11 лет остались проблемой.
Ни я, ни учитель не понимали, почему так сложно ему даются эти предметы. Он на письме заменял «в» на «д», потом «б» на «в», потом было ещё что-то. Я не дефектолог, не логопед, с такими проблемами на тот момент не работала, знала об этом мало. Полезла в интернет, начала анализировать его тетрадки.
Стало понятно, что у сына дислексия. Что пишет он с тонной ошибок не из-за невнимательности. Что читает медленно и с ошибками не из-за лени. Ему сложно, он продирается сквозь дебри крючков и закорючек, чтобы получить результат.
Я сейчас очень жалею, что учила уроки с ним сама, ему однозначно нужна была помощь, но не моя
Я слишком переживала и нервничала, что у отличницы меня ребёнок не хватает звёзды с неба. Правильнее было заплатить репетитору. В общем и целом я против того, чтобы нанимать репетитора ученику начальной школы. Но не в такой ситуации.
Мы вместе с сыном справились. Сейчас он любит читать, учится в вузе, но пишет всё равно с ошибками. Мы все принимаем эту его особенность. Когда нужны большие тексты, он наговаривает голосовые.
Мои советы родителям, столкнувшимся с похожими проблемами:
- бейте в колокола как можно раньше, если видите, что речь у ребёнка не соответсвует возрасту. В 3 года, если дело плохо, пора бежать к неврологу, записываться на лого-массаж, делать всё, чтобы запустить речь.
- Найдите хорошего логопеда или дефектолога, начинайте заниматься со специалистом. Года в 4–5 уже можно. Не бросайте занятия даже в начальной школе.
- Много читайте вслух, если есть силы помогать учить уроки, тоже сосредоточьтесь на устных предметах, читайте параграф. Такие дети часто аудиалы, они хорошо воспринимают информацию на слух.
- Ни в коем случае не заставляйте переписывать упражнения в наказание за ошибки. Их будет с каждым разом только больше, расти будет количество ошибок и ненависть к предмету. Не делайте так. Дети быстро утомляются, никакой пользы в переписывании нет.
- Не вините себя, не злитесь на ребёнком. Никто не виноват, что так вышло. И запомните: ваш ребёнок не глупый, не тормоз, не тупой. Просто он отличается от других детей) немножко
И ещё. Почитайте в интернете, сколько знаменитостей столкнулось с такой же проблемой и добилось высот. Ваш ребёнок точно сможет быть успешным, дислексия уж точно не препятствие.
#дислексия #личная история