Найти тему
Оружейникофф

Подземные лодки «субтеррины» - быль или миф?

Оглавление

Подземные войны известны уже давно, еще в античные времена, при помощи допотопных деревянных устройств с педальным приводом, делались подкопы за стены (или под стены) городов и крепостей. Это был эффективный способ без потерь обрушить стены города, доставить за периметр диверсантов, которые в нужный момент могли бы открыть ворота. Правда, это занимало много времени, но осады городов длились месяцами, а то и годами (осада Кандии длилась 21 год!), так что времени было много.

"Боевой крот"
"Боевой крот"

История вопроса

К первому упоминанию о использовании подкопов в военных целях можно отнести к городу Иерихону (дата основания примерно 7000 лет до н.э.). Согласно библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звука труб, так называемые «иерихонские трубы». Однако, если размышлять логически, звуковая волна от труб никак не могла разрушить крепкие городские стены. Скорее всего, под стены был прорыт туннель, и звуки труб лишь стали сигналом к подрубке подпорок и обрушения туннеля.

Также подкопами пользовались и осажденные в городах и крепостях, делавшие подкопы под внешний ров и очищая этот самый ров от бревен, камней и прочего мусора, которым заваливали ров для подвода осадных башен и таранов. Делались подкопы и на пути передвижной осадной башни. Кроме того, через подкопы нередко заносили в осажденный город продукты питания и вооружение.

Подкоп под крепостные стены
Подкоп под крепостные стены

Подземная война нашла себе применение и в Первой Мировой войне, когда уже не было крепостей и крепостных стен, но были укрепленные линии с окопами, и бетонными огневыми точками. Именно Первая Мировая характеризуется затяжными позиционными боями, штурм укреп районов или многоэшелонированной линии обороны неизбежно приводили к большим потерям и далеко не всегда оканчивался успехом.

Подземные атаки зачастую проводились в комплексе с наземной и воздушной атакой, на Восточном фронте, известно о 40 подземных атак.

Подземные лодки

Первую попытку в России хотя бы теоретически представить подземную лодку совершил Петр Рассказов, который в 1904 году опубликовал в английском техническом журнале статью, где он рассуждал о возможности создать специального устройство, которое могло бы преодолеть большие расстояния под землей. Однако вскоре инженер погиб, а все документы по разработкам подземной лодки были похищены.

Также созданием проходческого щита занимался и Евгений Толкалинский, который в 1918 году бежал из Советской России в Швецию.

Подземоход Требелева

Более серьезный проект попытался осуществить Александр Требелев в сотрудничестве с конструкторами Баскиным и Кирилловым. Тут уже было все серьезно: изобретатель решил воспользоваться опытом кротов, для чего долго наблюдал за их работой. Кротов сажали в специальный ящик с землей и просвечивали рентгеновскими лучами, чтобы понять принцип работы мышц и скелета животного.

Подземоход Требелева
Подземоход Требелева

Изобретатель обратил внимание на то, что у норы крота присутствует лишь малень кучка земли несмотря на то, что кротовьи туннели могут тянутся на сотни метров. Крот просто вдавливает выбранную землю в стенки туннеля.

Таким образом, подземная лодка Требелева состояла из трех основных частей: твердосплавный бур в носу, специальный шнек посередине, который вдавливал выбранную породу, а в хвосте – четыре домкрата, которые и двигали машину вперед. Поземоход мог двигаться со скоростью до 10 км/ч, питание получал по кабелю.

Подземоход Требелева был испытан в 1946 году, опытной модели удалось пройти 40 метров, но в итоге машина была признана ненадежной и проект был свернут.

Подземная лодка фон Верна

Странно было бы полагать, что немцы не заинтересуются подобными разработками в военных целях. И в 1933 году немецкий инженер В. Фон Верн представил свой проект подземной лодки. Проект был засекречен, и о нем забыли до 1940 года, когда вермахт готовился к нападению на Великобританию, и подземные лодки, перешедшие Ла-Манш, могли бы оказаться полезными. Лодка Верна могла (теоретически) двигаться со скоростью 7 км/ч, с 5 людьми и 300 кг взрывчатки на борту.

Но тут в ситуацию вмешался глава люфтваффе Геринг, который убедил Гитлера, что его «соколы» справятся с задачей быстрее и эффективнее. Не справились, однако Германии было уже не до таких необычных проектов.

Проект «Змей Мидгарда»

Колоссальный по размаху проект немцев, который в 1934 году предложил инженер Риттер. Подземная лодка, состоящая из отсеков-сегментов, по 6 метров в длину, 6,8 м и 3,5 м в ширину и высоту соответственно. В длину «змей» мог достигать от 399 до 524 метров, мог двигаться как под землей, так и под водой на глубине до 100 метров.

Подземная лодка "Змей Мидгарда"
Подземная лодка "Змей Мидгарда"

«Голова змея» оснащалась буровой головкой с 4 бурами, которые приводились в движение 9 электродвигателями общей мощностью 9 тыс. л.с. В движение лодку приводили 14 электродвигателей общей мощностью 19,8 тыс. л.с., двигаться лодка должна на гусеничном ходу.

Вооружение лодки также впечатляло: 12 спаренных пулеметов, по тысячи мин по 250 и 10 кг; подземная торпеда «молот Тора»; снаряды для подрыва скальных пород, облегчающие проход лодки; разведывательная торпеда и спассредство для вывода экипажа на поверхность.

Вес «змея» составлял 60 тыс. тонн, экипаж 30 человек, скорость хода под землей в мягком грунте – 10 км/ч, в каменистом – до 2 км/ч, скорость под водой – 3 км/ч.

Проект так и не был осуществлен, оставшись на бумаге.

Советский «Боевой крот»

Возможность атаковать капиталистов из-под земли заинтересовало и советское руководство, и в 1964 году прошли испытания советского подземного крейсера на ядерной тяге.

Длина «крота» достигала 35 метров, экипаж 5 человек и 15 десантников, также крейсер мог нести 1 тонну взрывчатки. Скорость 7 км/ч, причем и в скальных породах. Все дело в новых принципах проходки, когда использовались не буры, а с помощью кавитации, то есть разрушение пород пузырьками газа и пара. Для этого и передвижения был использован ядерный реактор.

Подземный крейсер "Боевой крот"
Подземный крейсер "Боевой крот"

По некоторой информации, испытания прошли успешно, «Боевой крот» преодолел горную толщу со скоростью 5-7 км/ч, однако второе испытание окончилось трагедией, лодка взорвалась, так и оставшись погребенной под горными породами.

Правда, никаких документальных подтверждений о «Боевом кроте» нет, и информация может быть не точной или лживой.

Тем не менее, рано или поздно и недра нашей многострадальной планеты вполне могут стать полем боя, как поверхность суши, воды, как под водой, так и в космосе. Человеку дай только время…

Друзья! Поддержите автора рублем!

-6