Найти тему

Женская зимняя мода и очередное похищение мужского атрибута

1866 год, в котором мы продолжаем пребывать в нашем путешествии по времени, исследуя нравы и моды дореволюционной России, примечателен ещё и тем, что именно в этот момент появился сугубо женский башлык.

-2

Башлык можно уверенно полагать одним из старейших головных, но всё-таки мужских уборов – капюшон, который мог быть наброшен на голову. Он стал весьма популярен в российской армии в первой трети 19 века, но в середине 60-ых годов стал проникать в женскую моду. И вот в 1866 году появился сугубо женский башлык.

-3

Очевидец вспоминал об этом так: «Мода на башлыки так распространилась, что они стали теперь необходимою принадлежностью дамского туалета. В настоящем году форма башлыков несколько изменилась. Они делаются немного уже прежнего, и с длинными концами, которые завязываются сзади».

-4

И ещё один отрывок из журнала того же года: «Этот покрои башлыка очень удобен; надетый в таком виде, как показывает наш рисунок, он совершенно заменяет капор, а для театра или выездов его накидывают на плечи в виде мантильи».

-5

То есть различия от мужского и армейского башлыков всё-таки имелись, хотя они и касались в первую очередь отделки. Сохранились детальные описания, касающиеся как раз этой части моды: «Суконные башлыки вышиваются золотом, суташем или шёлком, но моднее всего чёрные кашемировые башлыки на шёлковой подкладке, украшенные бисерным узором и усеянные бисером; — на оконечностях шёлковые кисти с бисером. Иногда вместо крупного бисера вышивают для насыпи отдельные фигуры».

-6

Благодаря журнальным архивам даже можно установить, что за фигуры вышивались на башлыках: «Мы изобразили на особом рисунке узор для насыпи; звезда вышивается вся стеклярусом или бисером. Такие звезды разбросаны симметрически по всему башлыку. В номере нынешнего года находится в числе политипажей очень красивый узор для башлыка, а на литографированном листе конец башлыка с узором, притом мы почти в каждом номере давали на листе подходящие для отделки башлыка узоры суташем и application».

-7

Поискав в архивах упоминавшийся выше узор, мы смогли его обнаружить, а потому с удовольствием привод его детально описание: «Узор для башлыка, sortie dе bal, платьев и проч. Он вышивается тонким шнурком или суташем, подходящего или резко отличающегося цвета. Турецкая бордюра, из шёлка, положенная гладко на материю, очень эффектна; но она можете быть заменена подходящей вышивкой; для этого, узор вышивают одноцветной толковой лентой, а горошинки выполняются гладью разноцветными шелками; для довершения отделки прикрепляют отдельно чёрный, стальной или хрустальный бисер».

-8

Почти сразу же была выработана система соответствий, в которую был включен ставший модных башлык. Об этом говорит отрывок из письма одной модницы тех времен: «Молодые девушки также могут носить их, но они должны воздержаться от излишней вышивки и украшений. Самый употребительный мех для отделки одежд молодых особ, без сомнения, астраханка, чёрная или серая. Из нее делают муфты, пелерины, нашейники, обшивки пол рукавов, а также круглые шапочки; для тепла надевается сверх шапочки башлык. Таких костюмов в Петербурге встречается множество, и они придают городу особый, национальный характер».

-9

Опять же архивы журналов мо оказались весьма полезными, так как позволили установить, сколько стоил модные в то время башлыки: «Башлыки из Кашмира и байки, вышитые с отделкой 10, 15, 25 и 30 руб.» Надо сказать, суммы по тем временам категорически не маленькие, хотя не все умелицы брались за их производство, о чем свидетельствует одно рекламное объявление: «Для тех из читательниц, которые не желают или не умеют вышивать шелками и гарусом, мы напомним адрес г-жи Ивановой (Гродненский пер., дом бывший Энденых, подле дома Мясникова), которая с неподражаемым искусством и аккуратностью вышивает самые модные кашемировые и египетские узоры, вышитые башлыки, шарфы, confections и проч.; в чем многие читательницы вероятно уже убедились».