Как часто мы каемся на исповеди в грехе раздражительности, обидчивости… Казалось бы, грехи повседневные, обычные, с которыми мы боремся едва ли не всю жизнь. Но не бывает грехов больших или малых, они все вредят нашей душе, уводят от Царствия Небесного. Одна из Пастырских встреч в Сретенской обители была посвящена рассуждениям, как бороться с нашими страстями. Помогал разобраться в этих сложных вопросах иеромонах Лавр (Архипов).
– Как человеку побороть гневливость?
– Человек гневается, раздражается и унывает оттого, что что-то желает и не получает. Люди хотят, чтобы все было по их воле! Но это невозможно и неправильно. Мы не в силах заставить Бога выполнять наши пожелания, Он не джин в бутылке. Невозможно заставить всех плясать под одну дудку, так как каждый человек обладает свободной волей – великим даром Божиим. Невозможно изменить мир таким образом, каким хочется. Это необходимо понять, уяснить и смирить свое «хочу», тогда легче будет побороть свой гнев.
Напомню, что сказал Господь о гневе на ближнего: «Всякий, гневающийся на брата своего, есть человекоубийца» (см.: 1 Ин. 3: 15). Страшные слова! Гневливый человек приравнивается к убийце, который эмоционально лишает жизни ближнего. Один этот факт должен трезвить нас!
– Раздражение является причиной гордости?
– Один преподобный сказал: где случилось падение, там предварила гордость. Все грехи предваряет гордыня. Поэтому мы никогда, наверное, не покривим душой, если скажем, что согрешили, прежде всего, гордостью. Те же, кто думает, что в них нет гордыни, сильно ошибаются. Каждый из нас в той или иной степени гордец. Все мы грешны. Лекарство же от всех грехов – покаяние. И человек, который пребывает в покаянном духе, всегда весел, всегда в его сердце есть любовь, а там, где есть любовь, там нет места для раздражения и гордыни. Помните: «Блаженны плачущие, яко тии утешатся» (Мф. 5: 4), а плачущие – это те, которые плачут о своих грехах и исправляются. Покаяние является началом начал, именно через покаяние человек восходит в степень совершенства и соединения с Богом в Духе Святом, потому что покаянием человек очищает сердце от всех страстей. Сердце очищается, и в нем поселяется Бог. А когда в человеке множество страстей, тогда в его жизни Богу нет места.
– Расскажите про обиды. Как не таить в себе обиды?
Преподобному Анатолию (Зерцалову) одно его чадо написало: «Как стяжать добродетель неосуждения?» И вот он пишет в ответ: «Вы пишете, что желаете стяжать добродетель неосуждения, хорошего дела желаете. Тут ничего не надо и трудов никаких не надо. Только не осуждай и не будешь осужден на Страшном суде. "Не судите, да не судимы будете". Воистину хорошего желаешь. Желаю тебе эту добродетель достичь в совершенстве, хотя я ее не имею».
Могу рассказать теоретически, но сам, честно говоря, иногда страдаю обидой. Все же христиане не могут отвернуться даже от врага, если он нуждается в помощи. В Евангелии написано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). В некоторых случаях мы можем искоренить из себя чувство обиды, попросив прощения у обидчика, ведь не всегда мы правы. Просить прощения и желать примирения – естественно для верующего, ибо мы призваны Богом любить всех, даже своих врагов. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43–45).
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нас не должно беспокоить, кто любит нас, а кто нет, главное, чтобы мы всех любили. Кто-то скажет, что полюбить врага невозможно. Своими ограниченными силами это действительно невероятно тяжело, но с Божией помощью все возможно. «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10: 27). Не надо никогда отчаиваться и унывать, всему свое время, нужно над этим работать, обиды от себя гнать, больше молиться Богу, больше просить Его, чтобы Он нам даровал силы простить врагов.
Был недавно у одних моих хороших друзей, и там была одна их знакомая, которая прожила со своим мужем 40 лет. Она рассказывала, что с самого начала семейной жизни была договоренность, что они после разногласия будут заводить будильник на один час, как только он зазвенит, они просят друг у друга прощения. Час необходим был им для того, чтобы умерить все свои негативные чувства и эмоции и найти в себе силы простить в своем сердце ближнего и примириться с ним. Как прекрасно, гениально и просто! Они так прожили 40 лет бок о бок.
– Как относиться к стилю унисекс в одежде?
– В моде не разбираюсь. Но могу подчеркнуть, что одежда должна быть целомудренной и приличной. Одеваться можно красиво, но скромно, с рассуждением, чтобы ни у кого это не вызвало соблазна. Христиане не только в храме благоговейно себя ведут и одеваются соответствующе, но и во всех жизненных ситуациях.
– Как Вы относитесь к традиции мерной иконы? Не видите ли мистический смысл в том, что икона должна быть в размер младенца?
– Никакого мистического смысла в мерных иконах не вижу. Считаю, что хорошая, добрая традиция.
– Какие подарки можно дарить духовнику на день рождения?
– Конечно, что-то полезное. Священник так же, как и каждый человек, имеет в чем-то нужду. Поэтому присмотритесь и подарите то, что поможет вашему духовнику в его жизни.