Депутат Госдумы Артем Кирьянов, разъясняя недавно принятые парламентом в первом чтении поправки к закону «О рекламе», отнес Барнаул к числу городов с самой большой долей электронных рекламных конструкций, используемых без договоров на установку и эксплуатацию. В одном ряду с административным центром Алтайского края стоят Иркутск и Севастополь. Объяснения Кирьянова были опубликованы в «Коммерсанте», на площадке которого он, по всей видимости, пытался убедить оппонентов в правильности предлагаемых изменений.
15 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий создание единого оператора цифровой наружной рекламы. Речь идет о рекламных конструкциях в электронной форме, а также электронных досках объявлений в транспорте. Предполагается, что с помощью нововведения, в частности, будут бороться с размещением на отечественных рекламных площадках недостоверной информации о России со стороны недружественных государств и разжиганием межнациональной розни. Инициатива вызвала волну негодования у представителей рынка, что, очевидно, и вынудило автора законопроекта Артема Кирьянова выступить с разъяснениями в прессе.
Он отмечает, что в городах федерального значения и крупных региональных центрах рынок цифровой рекламы более или менее структурирован и прозрачен, в то же время на периферии, по его мнению, на этом поле творится полный хаос. Рекламные конструкции там, по его наблюдениям, используют без разрешения на установку и эксплуатацию, государство не получает доходов в виде налогов, ответственность за контент лежит на плечах надзорных органов, но механизм оперативного контроля для предотвращения распространения незаконного контента на цифровых рекламных площадях отсутствует. В числе наиболее проблемных в этом плане городов депутат называет Барнаул, Иркутск и Севастополь.
Кирьянов считает, что создание единого оператора заставит всех участников рынка пройти верификацию. Это должно очистить отрасль от анонимов и компаний-прокладок, тем самым сбалансировав сферу и вытеснив из нее незаконные схемы. В итоге, по расчетам депутата, такая политика приведет только к снижению цен на размещение, а также позволит отфильтровать некачественную рекламу. «Наконец, принятие законопроекта позволит сбалансировать рынок социальной рекламы, который сейчас работает по остаточному принципу. Объединение рекламных цифровых конструкций в единую инфраструктуру увеличит эффективность социальной рекламы, удобство ее размещения и объемы охватываемой аудитории по всей стране», - указывает Кирьянов.
Деятельность единого оператора, как отмечает думец, будет контролироваться федеральным Минцифры и ФАС, хотя сама компания будет негосударственной. Работать она должна исключительно на отечественном программном обеспечении. Это должно исключить различные мошеннические схемы, предотвратить утечку данных с платформы, защитить рекламные конструкции от кибератак, обеспечить соблюдение законодательства, а также увеличить охват аудитории и подстегнуть рынок рекламы к переходу с аналоговых на цифровые носители. «В самих регионах уже резонно опасаются взломов систем безопасности операторов наружной рекламы. Например, в День Победы в Ростове-на-Дону операторы отключали все рекламные конструкции с электронной сменой изображения. С созданием единого оператора у государства появится механизм контроля за объектом рекламы, то есть контентом, который идет к массовому потребителю. Сейчас нет гарантий, что на экране не появятся, например, экстремистские призывы», - заметил Кирьянов.
Отдельно он отмечает, что законопроект затрагивает не только цифровые рекламные носители, но и порталы с объявлениями, такие как «Авито» или «Юла». Единый портал объявлений, на его взгляд, нужен, чтобы избавиться от различного рода мошеннических схем. Нередко потенциальный покупатель или продавец становятся жертвами обмана, и далеко не каждый обращается в полицию. Кроме того, на этих площадках часто можно встретить откровенно контрафактную или краденую продукцию.
Тем не менее, рекламный рынок встретил такое нововведение «в штыки». Гендиректор «Авито» Владимир Правдивый в своем интервью Lenta.ru заявил, что изменения, внесенные депутатами, откатят отрасль в части технологий на 20 лет назад, а также «накажут» добросовестные рекламные компании. Все это, по его мнению, окажет лишь негативное воздействие на рынок, поскольку конкуренция будет исключена. Он отмечает, что законодатели в своей инициативе смешали разные по типу бизнес-модели, в том числе рынки цифровых продуктов, электронных объявлений и наружной рекламы. Кроме того, он считает, что законопроект дублирует уже существующие нормы в части безопасности.
Несогласие с нововведением, как пишут СМИ, в разной степени выразили мэрия Москвы, правительство Санкт-Петербурга, ФАС, а также крупные онлайн-сервисы, которые могут оказаться вне закона. Специалисты считают, что новый закон лишит местные власти возможности влиять на рынок рекламы, а также лишит их поступлений от проведения торгов на право размещения рекламных конструкций. Кроме того, они считают, что новые правила могут спровоцировать массовое высвобождение кадров в сфере. В Алтайском крае против нововведений уже выступила региональная Торгово-промышленная палата. Как указано на сайте организации, ее представители полагают, что появление единого оператора цифровых рекламных конструкций влечет за собой угрозу монополизации рынка, рост цен на рекламу, финансовым потерям бизнеса, а также нанесет ущерб архитектурному облику Барнаула. Им вторили и местный Союз рекламистов, и уполномоченный по защите прав предпринимателей Андрей Осипов.
Заметим, что неоднозначная ситуация с рекламными конструкциями в Барнауле имеет и политический контекст. К примеру, в рамках текущей избирательной кампании кандидат от одной из оппозиционных парламентских партий жаловалась, что ее агитационный баннер демонтируют, хотя она за него заплатила. Причина якобы в незаконности самой конструкции, хотя, как указывают наблюдатели, ранее на ней без видимых проблем висели агитматериалы представителей других партий. После демонтажа, по имеющимся данным, на этом месте появилась новая растяжка, сигнализирующая о том, что рекламная площадь свободна.