Найти в Дзене
Десятый канал

Демография и образование. Как это связано?

Просто случай из жизни. Из моей жизни. Короткий разговор по телефону. И далеко идущие выводы. Это было каких-то лет десять назад. Всё так и случилось.

А чуть раньше ещё двадцатью годами раньше случились девяностые. Да, те самые. Ими восхищаются только жулики. Они с этих лет поимели себе блага. И нас. Для остальных это годы разочарований и крушения надежд и планов. Крушения жизни тоже были.

Когда впереди есть перспективы, то народ плодится. Невзирая на трудности. Они временные. В девяностые мало кто уже верил, что трудности временные. И перестали плодиться. Один ребёнок в молодой семье и всё. Кто-то и на этот подвиг не решался. Верхи не думали о стране. Вообще. Ну, было такое впечатление. Да что там впечатление, так и было.

Школьники
Школьники

Прошли годы и десятилетия. Не родившиеся 18-20 лет назад дети не пришли сначала в школу, затем в колледжи и институты. А затем и на работу. И этот провал длится, на мой взгляд, и по сей день. В отличие от низкой людской рождаемости филиалы и отделения учебных заведений плодились как грибы после дождя. А почему бы им не плодиться? Ведь образование стало сферой услуги. Филиал какого-то именитого ВУЗа можно было открыть по принципу франшизы. То есть, как сетевой магазин.

Образование стало бизнесом. В городе вместо некогда пяти ВУЗов ещё с советских времён выросло ещё несколько десятков. ПТУ стали колледжами, некоторые техникумы стали институтами. И тут-то появился конкурс. Нет. Не среди абитуриентов. Среди этих самых десятков средне-специальных и особенно высших учебных заведений. Их вон сколько, а абитуриенты не выросли. Потому что не родились 18 лет назад.

Студенты
Студенты

Звонит как-то на домашний телефон жена моего друга и коллеги спросить у моей жены рецепт. Она работала и работает в институте. Педагогическом. Он и был раньше педагогическим училищем. Трубку поднял я, жена была чем-то занята. И пока она подходила к телефону, у меня состоялся такой разговор.

– Как у вас идёт набор будущих студентов? – спросил я.
– Ой, не поверишь, жуткая нехватка абитуриентов. Ну, не закрываться же и не ужиматься институту из-за этого. Берём всех, кто проходит мимо. – был её ответ.
– Гм, кто проходит мимо. И что? Через пять лет вы выпустите целую армию дипломированных проходимцев? – вырвалось у меня.

Уж и не помню, что мне ответила собеседница, подошла жена, отобрала у меня трубку телефона, на этом мой разговор закончился. Скорее всего, она тогда ответила утвердительно.

Эти пять лет давно прошли, прошли и десять лет. Проблема осталась. Лишь некоторые филиалы институтов закрылись. А ещё два военных училища были расформированы. Ситуация с абитуриентами немного выправилась. Но проблема всё же осталась.

Без компьютера теперь никуда
Без компьютера теперь никуда

Дальновидные студенты, понимая, что их никто не собирается учить как следует, параллельно занимаются самообразованием. Наличие диплома знаний не даёт. И это им ещё повезло, что в эти же годы появился доступный широкополосный интернет. Он, конечно же, не сможет заменить живую учёбу в институте, но это всё же лучше, чем ничего. В некоторых ВУЗах – вообще ничего.

На производстве
На производстве

Преподавателей-то тоже не прибавилось. Тех, кого так можно ещё назвать. Вот и пытаются они ради заработка успевать из одного ВУЗа в другой, оттуда в третий. А в общем-то, их нет ни в одном, ни в другом, ни в третьем. Студентов никто не учит. Особенно на коммерческой основе. Деньги плати вовремя и сполна – диплом мы тебе выпишем.

Наверное, можно при помощи интернета и самообразования стать хорошим инженером, учителем, строителем, управленцем, даже врачом. Возможно, и учёным через интернет можно стать. Нет? Ещё нет? Дайте время – будет.

А говорят, что нынешнее поколение выпускников – сплошь жертвы ЕГЭ. Нет, это мы, потребители их услуг, работ и продукции – жертвы. Кого нам за это винить? Кто в этом виноват? Мы тоже. Мы, родившие в девяностых по одному ребёнку.