В фильме "Не могу сказать прощай" достаточно внимания уделено музыкальному оформлению. Я имею в виду не только закадровую музыку, но и песни, которые в нем звучат. Песни подобраны сильно. Если вслушаться в тексты, они восстановят недостающие моменты сюжета, на которые не хватило хронометража.
На дискотеке, на которой происходит первая встреча Сергея и Марты, группа Сергея Минаева исполняет песню на стихи Владимира Маяковского.
Пришла —
деловито, взглянув,
разглядела разглядела разглядела
просто мальчика... просто мальчика... просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто пошла играть —
как девочка
мячиком... мячиком... мячиком...
...........
А я ликую... ликую... ликую... ликую... ликую...
Нет его —
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем
свадебным прыгал, прыгал, прыгал, прыгал, прыгал,
так было весело,
было легко мне.
так было весело,
было легко мне.
так было весело,
было легко мне.
Начинается эта песня с обличающе-выразительного "Ты", когда солист указывает в толпу пальцем. И появляется Марта — холодная обольстительная красотка, которая влюбила в себя простодушного деревенского парня Сергея. А тот и рад был: не раздумывая женился на ней, привез в родную деревню, не подозревая, что эта Снежная Королева с необычным именем фактически погубит его молодую жизнь. В начале же их отношений Сергей действительно ликовал, забыв обо всем.
Вторая запоминающаяся песня, которую под гитару исполняют друзья на свадьбе Сергея и Марты — "Наш дом" Машины времени:
Там вокруг такая тишина,
Что вовек не снилась нам,
И за этой тишиной, как за стеной,
Хватит места нам с тобой.
Песня душевная, и когда под ее напев идут молодые, становится почему-то понятно, что этот брак не просуществует долго. Чего-чего, а тишины и покоя Марте для себя и мужа не хотелось. Сергей нужен был ей не для счастливой совместной жизни, а чтоб пахал, обеспечивая достойный уровень жизни этой холеной мадам. Да и не из тех женщин Марта, которым нужен домик окнами в сад и тишина стеной. И от этого грустно: песня ведь действительно берет за душу, потому что поется в ней о настоящем счастье, а не о призрачном в виде вклада на книжке, дефицита и прочей мишуры, до которой так падка Марта.
Третью песню поет сам Сергей, уже прикованный к постели. И она звучит пронзительнее всех, во всяком случае для тех, кто знает, о чем она.
Вьюн над водой,
Да вьюн над водой,
Ой, да вьюн над водой расстилается.
........
Это не мое,
Да это не мое,
Ой, да это не мое,
Это деверя маво.
"Вьюн над водой" — это русская свадебная песня, которая исполнялась в момент приезда жениха и передачи ему невесты в венчальный день. Ее глубинный смысл — о важности и бесповоротности выбора, который делает каждый, вступая в брак. Причем, эта песня имеет несколько вариантов — я слышала исполняемый и от лица жениха, и от от лица невесты. Рефрен "Это не мое" звучит в песне несколько раз, это своеобразная проверка молодым — не откажется ли кто-то из них от своего выбора.
Этой песней Сергей как бы напоминал Марте, "съехавшей" от мужа на второй этаж, что свой выбор она сделала, пообещав быть вместе в горе и в радости. Я уже писала о том, что для него, деревенского парня, семья значила гораздо больше, чем для городской, утратившей свои корни, Марты. Непонятно, знала ли она о сакральном статусе этой песни, но судя по тому, как грубо оборвала ее: "Перестань ты ныть, и без того тошно"! как минимум, до чувств мужа дела ей не было. А если знала, то такой "жирный намек" ее просто разозлил.
Вообще с каждой статьей об этом фильме, я все больше убеждаюсь, что изначальная задумка была весьма хороша. Увы, довести до ума этот сложный нетривиальный сюжет у съемочной группы не получилось. Вместо психологизма главных героев ставка была сделана на внешнее, поэтому остается ощущение недосказанности и натянутости сюжетных перипетий. Но песни явно подбирали со вкусом.