Хочется сразу отметить, что наша профессия является одной из самых сложных на рынке труда. От качества работы учителя зависит, извините меня, не много - не мало, поколения людей, так что всё-таки нет, наша профессия - самая сложная! Ответственность, усидчивость, креативность, умения выступать на людях, ораторское искусство, актерское мастерство, написание сценариев, знание своего предмета, навыки психологии, короче, читатели, вот этим всем должен владеть педагог (и это далеко не весь список, ведь я не перечисляла нужные умения для написания отчетов, а уж что говорить про сетевой дневник...).
Данный топ создан не для того, чтобы ткнуть и без того загнанных в угол учителей лицом в их ошибки, а чтобы помочь им, просто по-человечески помочь включиться в школьный ритм без потери сил, мотивации и настроения. Так что берите-ка блокнотики и ручки... И не забудьте всякие выделители, чтобы всё было красивенько.
Топ-5 ошибок начинающих преподавателей:
1. Не смотреть за своим внешним видом.
Вы не подумайте, что автор этой статьи - консерватор. Я наоборот за то, чтобы человек одевался и выглядел, как ему нравится, как ему самому комфортно. Но увы, были времена, когда на практике в школах меня не воспринимали всерьез из-за моего внешнего вида. Мой вездесущий рюкзачок делал меня идентичной моим ученикам. Моё бледненькое личико не выделяло меня "на сцене" (возле доски). И это доставляло мне первое время некоторые неудобства в виде незаинтересованных в моём предмете учеников (про заинтересованность или их незаинтересованность, мы ещё обязательно поговорим!).
В мире детей всё работает ровно так же, как и в мире взрослых (может, даже ещё более жестче). Дети сразу чувствуют неуверенность и страх, а уж если к ним пришла серая мышка, то они и вовсе могут скушать беднягу без всякого зазрения совести. Поэтому драгоценные мои новички, прошу вас, не игнорируйте поговорку "встречают по обложке, а провожают по уму", иначе ваши ученики проигнорируют вас и ваши старания. Не нужно надевать на себя какие-то панковские куртки (хотя ваше право) или приходить в грязной одежде, достаточно просто смотреть за собой, быть опрятным. Я думаю, вы сталкивались с такими учителями (они, наверное, совсем уставали), которые имели лохматые грязные волосы, помятый внешний вид и абсолютно несчастное лицо. Их никто не слушал, не смотрел на них, с такими нет мотивации работать. И это та самая жестокая правда нашего педагогического мира: внешний вид играет огромную роль в жизни преподавателя. Про широкую улыбку я промолчу. Это вообще наша изюминка, наше главное, не побоюсь этого слова, оружие!
2. Игнорирование пособий для преподавателей.
К каждому учебнику есть материалы, которые находятся в бесплатном доступе, а именно методические рекомендации к учебнику. Новые преподаватели в основном действуют на своё усмотрение. То есть они проводят уроки по-своему, делая те или иные упражнения в том порядке, который они посчитали верным. Они сами делают презентации, придумывают задания, ищут игры. Они прям жгут, настоящие молодцы! Но... если учесть, что в день у преподавателя по 6-7 уроков в разных классах, а на следующий день нужно провести контрольную по выученной теме, которую учитель сам и оформлял, а ещё нужно так же ярко и красочно подготовить новые уроки, то возникает вопрос: "А надолго ли хватит такого бесспорно старательного учителя?". Конечно нет, увы, пока что так устроена наша школа (про это тоже ещё поговорим). Дорогие мои педагоги, нет ничего важнее ваших сил, вашей энергии, харизмы, которая нужна на уроках. Поэтому попрошу чаще обращаться к методическим пособиям к учебникам, по которым вам нужно будет вести предмет. Их оформляли сами авторы пособий, так что недоверия в данном случае быть никак не может. Там не просто написано, что вам нужно делать, там могут быть технические карты к урокам, написаны ход урока, слова, которые вы говорите, объяснена ценность тех или иных упражнений и в каком порядке их лучше делать. Так что, пожалуйста, пользуетесь всеми благами, которые имеются, не игнорируйте их. Детям нужны ваши хорошее настроение и энергия!
3. Позволение ученикам не соблюдать субординацию.
О, да. Это даже не ошибка, это просто общение. Когда начинающие учителя начинают преподавать, то первое, что занимает их - это адаптация в школе. Да. Сначала адаптация, а потом уже всё остальное (как и везде). Первые, кто идет на контакт с новым преподавателем, это дети. Им интересно новое лицо, поэтому они могут завалить учителя вопросами из его личной жизни, его опыта, говорить комплименты и т. д. И это здорово! Это помогает быстрее привыкнуть к месту работы, немного расслабиться. В первое время это нормальная практика. Но только в первое время. Надо четко ограничивать время общения и время преподавания. Дети могут воспринимать учителя, как своего друга или подругу, если не обращать внимание на официальность процесса обучения. Плох ли тот факт, что вас воспринимают как друга? Нет! В рамках жизни это замечательно, а в рамках школы - не совсем. Очень важно быть наставником во время урока, а не другом. Настрой детей на работу четко зависит от того, как эту работу задает учитель. Если он друг, то дети будут воспринимать урок несерьезно. К сожалению, на урок есть только 45 минут, во время которых нужно донести необходимое количество информации детям. Если дети не будут собраны, то такие уроки будет сложно вести. Всё может закончиться повышением тонна на детей. А от любви до ненависти, как говорится, один шаг...
4. Неподготовка к урокам.
Честно скажу, преподавателям и самим не очень выгодно вести уроки хоть без какого-либо плана действий. Но, если преподаватель незаметно открывает решебник и занимается однотонной работой на уроке или если он решает приступить к чистой импровизации на уроке, то, поверьте, это не потому, что он такой ужасный и плохой. Причина может крыться в сильной усталости от заполнения документов, сетевых дневников, проверки тетрадей. Да. У преподавателя много дел. И в принципе ему простительно не быть на 100 % готовым к уроку. Но подготовка точно не должна равняться нулю. Как быть готовым ко всем урокам? Можно готовить планы и уроки во время летних каникул и отдыха. Согласитесь. что это лучше, чем при горящих дедлайнах с болящей головой сидеть за преподавательским столом и вспоминать: "А на какой теме мы вообще там остановились?"... Или... Есть ещё один вариант, для нашего времени это действительно что-то новенькое - обратиться к педагогическим дизайнерам. Кто это такие? Это люди, которые прописывают план урок таким образом, чтобы он прошел максимально полезно и качественно. К таким товарищам, конечно, лучше обращаться заранее, поскольку тем нужно время, чтобы выработать для вас готовые уроки, материалы к ним. Чем большее информации вы дадите педагогическим дизайнерам, тем круче будут ваши уроке, тем индивидуальнее будут задания и упражнения.
5. Мотивировать учеников "двойкой".
10 и 11 классы адекватно реагируют на плохие оценки. Да и вообще они начинают осмыслять многие вещи: всё-таки впереди у них поступление в университеты, колледжи и т.д. А вот для остальных классов "двойка" может быть весьма трагичным явлением. Маленького второклашку она расстроит до слёз.. А ученика 8 класса только рассмешит, он будет всем видом показывать, что ему всё равно (хотя такая оценка неприятна никому, но, в силу возраста, подросток не захочет, чтобы одноклассники видели его эмоции). Поэтому тут нужно придумывать другой способ мотивации учеников. Только не оценка, господа педагоги! Не оценка. Важнее же знание, ценное умение, которые дети получат, если обратят свое внимание на излагаемую вами тему. Вот это одна из мотиваций! А "двойка" только усугубит положение дел, поэтому её применение - это самая-самая крайняя мера мотивации учеников. Ну правда. Мы с вами всё-таки уже в 2022 году живем.
Может, кому-то данный топ ошибок покажется очень очевидным. Но ваша покорная слуга снова скажет, что начинающему преподавателю это действительно лучше знать и ещё раз прочитать прежде, чем он приступит к своим обязанностям. К слову до 1 числа остается 2 недели, так что отдыхайте, золотые наши преподаватели! Отдыхайте, набирайтесь сил и энергии! Ведь когда учитель наполнен внутренней силой, нет ничего более прекрасного этого явления - светящегося источника знаний!
Дорогие преподаватели со стажем, не упустила ли автор этой статьи чего-нибудь ещё не менее важного? Может быть, у вас есть ещё советы, которые помогли бы новоприбывшим учителям сделать правильно и красиво свои первые шаги? Пишите в комментариях!