Найти в Дзене

Освобождение Мариуполя и подготовка к возвращению домой

Каждый день мы смотрели новости, чтобы понимать, когда нам стоит возвращаться в Мариуполь. И когда, наконец, объявили о сдаче в плен боевиков с завода Азовсталь, то мы радовались, как дети. В первую очередь мы поздравили своих родных мариупольцев. Ну и, конечно, сами отметили это значимое для всех нас событие. Но уезжать сразу мой муж наотрез отказывался. Он убеждал меня в том, что ещё не всё так однозначно и в городе находиться с детьми не так безопасно, как мне бы хотелось. Да, с одной стороны он был прав. Город был заминирован. Мины лежали везде, где только можно. Поэтому, если даже учесть, что военные действия прекратились, то разминирование города ещё даже не начиналось. Я понимала, что мою малышку я могу держать дома, рядом с собой, и она будет в безопасности. Но как удержать рядом 17-летнего подростка? Я знала, что я его не удержу - он будет ходить по своим делам, а я в это время не буду находить себе места. После долгих дискуссий мы решили ещё немного подождать. К тому же, у
Наша манюня возле колодца у бабушки.
Наша манюня возле колодца у бабушки.

Каждый день мы смотрели новости, чтобы понимать, когда нам стоит возвращаться в Мариуполь. И когда, наконец, объявили о сдаче в плен боевиков с завода Азовсталь, то мы радовались, как дети.

В первую очередь мы поздравили своих родных мариупольцев. Ну и, конечно, сами отметили это значимое для всех нас событие. Но уезжать сразу мой муж наотрез отказывался. Он убеждал меня в том, что ещё не всё так однозначно и в городе находиться с детьми не так безопасно, как мне бы хотелось.

Да, с одной стороны он был прав. Город был заминирован. Мины лежали везде, где только можно. Поэтому, если даже учесть, что военные действия прекратились, то разминирование города ещё даже не начиналось.

Я понимала, что мою малышку я могу держать дома, рядом с собой, и она будет в безопасности. Но как удержать рядом 17-летнего подростка? Я знала, что я его не удержу - он будет ходить по своим делам, а я в это время не буду находить себе места.

После долгих дискуссий мы решили ещё немного подождать. К тому же, у нас не было денег на билеты, а государственную помощь (по 10000 руб. на человека) мы ещё не получили.

Но так как мысли о доме меня не покидали ни на минуту, то я решила хотя бы проверить наличие билетов. В конце мая можно было приобрести билеты на начало или середину июня. Учитывая, что нам обязательно необходимо наличие двух нижних мест (для меня с Даринкой и для свекра), то покупать билеты стоило заранее. Наблюдая каждый день за наличием свободных мест, я видела, как быстро раскупаются нижние полки. И уже через две недели, то есть в начале июня, можно было приобрести нижние места только на конец июня.

Кстати, ехать мы планировали до Ростова. А оттуда уже искать перевозчика. К этому времени гос. помощь начислили моему мужу и свекру. Но основная часть этих денег ушла на жизнь (всё-таки 5 человек кормить надо).

Также у меня получилось перевести пенсию свекра за 3 месяца с украинской карты на сбербанк через сторонних лиц.

И, посовещавшись, мы решили купить билеты уже сейчас, чтобы потом не было поздно. Я села за компьютер, чтобы заказать билеты на поезд "Москва-Сухум". Но при оформлении билетов я поняла, что документы моих детей не подходят ни под один из предложенных вариантов. Как вы помните, на детей я получила специальные бумаги об установлении личности.

Пришлось ехать в Бологое на вокзал, чтобы купить билеты на месте. Но и там никто не понял, что это за бумаги и каким образом на них можно оформить билеты. Я провела на вокзале целый день, до вечера. Сначала меня просто отправляли от одной кассы в другую. Затем мне сказали получить какую-то справку в миграционной службе и только по ней они смогут мне продать билеты.

Мне повезло, что у меня остался номер телефона начальника миграционной службы г. Бологое. Я набрала ее (эта святая женщина очень трепетно отнеслась к нашей семье ещё на этапе оформления регистрации) и объяснила ей свою проблему. Она сказала, что таких справок они не выдают, а те документы на детей, что мне дали - и есть их удостоверение личности на территории РФ. Она меня предупредила, что мне не имеют права отказывать в покупке билетов.

Я передала весь наш разговор кассиру, но она продолжала настаивать на том, что с такими документами она встречается впервые. С горем пополам мне удалось добиться встречи с администратором.

Администратор тоже долго вертела в руках мои бумаги и не уставала повторять одно и то же: мы можем вам продать билеты, но с этими документами вас все-равно не впустят в поезд. И вы зря заплатите деньги.

Мне уже просто плакать хотелось. Я просила ее решить этот вопрос. Ну не можем же мы теперь вечно здесь жить? Должен же быть какой-то выход?

Администратор позвонила в Москву и рассказала о сложившейся ситуации. Ей сообщили, что в Москве уже садились беженцы на поезд с такими бумагами. Но для этого надо, чтобы начальник вокзала подтвердил письменно, что данных людей можно сажать на поезд.

Несколько часов я ждала, пока у начальника закончится совещание. Но до конца дня оно так и не закончилось.

Мне пришлось приезжать в другой день и я, наконец, смогла купить заветные билеты домой.

Теперь Даринка радуется, когда слышит самолёт и показывает пальчиком на небо. Теперь ей не страшно...
Теперь Даринка радуется, когда слышит самолёт и показывает пальчиком на небо. Теперь ей не страшно...

Также мне пришлось докупить ещё и билеты для сумок в багажном отделении. По предварительным подсчётам у нас должно было получиться 12 сумок! И мы понятия не имели, как мы будем их тащить, учитывая, что носильщиков всего двое - мой муж и сын.

Пока мы находились в России, как я уже писала, нам отдали очень много хороших вещей. Большая часть из них - это были детские вещи (зимние, осенние, обувь, вещи на вырост и т.д). Мои и мужа вещи заняли две сумки, у сына и свекра также было по сумке. Самая богатая у нас оказалась Дарина - несколько сумок с вещами, игрушками и книгами.

Я, конечно, думала что-то оставить. Но учитывая состояние нашего дома в Мариуполе, не стоило надеяться на то, что детские вещи останутся пригодными для пользования. Моя сестра после посещения нашего дома предупредила меня, что большинство вещей мне придется выбросить. И не только детские.

Зная об этом, я очень ответственно подошла к вопросу сортировки и оставила в России только самое ненужное.

В числе наших сумок также была коляска, которую нам подарил священник.

А ещё несколько упаковок памперсов. Как же много места они заняли! Я никак не могла их оставить, потому что сейчас в Мариуполе памперсы - это дефицит из дефицитов. У меня было где-то 7 или 8 больших упаковок.

Собираясь в Мариуполь мы решили в первую очередь купить то, что нам будет крайне необходимо, учитывая не совсем стандартные условия жизни - без света, газа и воды. Мы понимали, что к тому моменту, как мы приедем, вряд ли восстановят все коммуникации. И первое время нам нужно будет жить без них.

Поэтому мы решили купить и привезти с собой газовый баллон на 9 литров (он чудесно поместился в сумку) и настольную газовую плиту. У нас в Мариуполе есть газовая печь, но нам сказали, что маленький баллон может не подойти под большую печь. В общем, муж решил перестраховаться.

Ещё мы купили бензопилу и также взяли ее с собой (на случай, если к зиме не дадут газ, то придется добывать дрова). Я очень сопротивлялась желанию мужа взять бензопилу, но он был неумолим. Он так боялся остаться зимой без тепла, что обдумывал всевозможные варианты для обогрева.

Мне кажется, была бы его воля, он бы и дрова с России привез в Мариуполь ))).

Мы часто смеялись, когда говорили о нашем нестандартном багаже. Когда люди едут с России на юг, то везут с собой обычно купальники, подарки, конфеты, а мы везём бензопилу, газовый баллон, монтажную пену...

Родственники нам подарили несколько комплектов постельного белья. Их я тоже взяла с собой, так как для меня постельное белье и до войны всегда было особо ценной вещью (женщины меня поймут), а теперь и подавно, учитывая, что в Мариуполе мне придется выбросить очень многое из того, что было вывернуто из шкафов и обгажено. Кстати, обгажено в буквальном смысле. Видимо, брат не хотел меня расстраивать, поэтому некоторые подробности упустил. А сестра, когда попала ко мне в дом, то рассказала, что фекалии были в нескольких комнатах и даже на детских вещах!

Также мы купили переходник usb на прикуриватель в машину. С помощью такого переходника (для тех, кто не знает) можно заряжать телефоны и другие устройства с usb разъемом, от аккумулятора. Мы понимали, что свет будет ещё не скоро в Мариуполе и поэтому такая вещь нам будет жизненно необходима. У брата такой переходник есть (именно им мы и пользовались во время войны), а в нашей машине нет (до войны мы никогда не думали, что он нам так понадобится).

Купили настольную лампу с usb и фонарь для мужа, который надевается на голову. Эти вещи, после всего пройденного на войне, казались нам теперь самыми ценными вещами в быту.

Также я купила для Даринки несколько развивающих игрушек, безопасный пластилин с формочками, карточки по развитию речи. В Мариуполе этого сейчас нельзя будет найти, а с ребенком нужно заниматься. И так много времени было упущено. То война, то переезд, то адаптация, и ребенок совершенно ничего не говорит. Хотя ей уже больше полутора лет.

А теперь вот опять предстоит переезд. И снова дорога, и снова перемена места жительства. Моя бедная девочка... Сколь всего ей пришлось пережить вместе с нами. Оставит ли это свой след в ее психике - я не знаю. Но мне так хочется, чтобы она этого ничего не помнила...

Но вернёмся к нашим сумкам.

Среди прочего, была сумка с подарками от мамы. Покрывало, постельное белье, сухие грибочки, увлажнитель воздуха и много всяких полезностей для быта.

Ну и как же без подарков? Брат с сестрой слёзно просили нас привезти чего-нибудь патриотического. А затем уже нам был дан четкий заказ от них: флаг России, патриотические кружки, наклейки на машину (с русским флагом, с буквой Z и с гербом СССР).

Все это я заказала на Ozon, и хотя нам это вылилось в копеечку (так как себе мы тоже приобрели аналогичные сувенирчики), но мы подумали, что на такое жалеть нельзя, особенно сейчас, когда на наших глазах творится история...

Флаги мы купили в городке. А потом, по дороге в деревню шли и пели гимн России, размахивая флагами. На нас смотрели, как на идиотов )))
Флаги мы купили в городке. А потом, по дороге в деревню шли и пели гимн России, размахивая флагами. На нас смотрели, как на идиотов )))

Кроме ЖД билетов нам также необходимо было решить вопрос пути от Ростова до Мариуполя. Прямого поезда, как и автобуса, на Мариуполь нет. Остаются только перевозчики. Я пыталась найти в интернете грузоперевозчиков, но сложность заключалась в том, что никто не мог нас отвезти от пункта А в пункт Б прямой дорогой.

Во-первых, по этому пути находится таможня, прохождение которой в текущее время может длится целый день. Во-вторых, для того, чтобы попасть в Мариуполь нужно обязательно проходить фильтрацию. Да, мне тоже не нравится это унизительное слово. Да и сам этот процесс не более приятен, чем его название. Но фильтрация необходима для безопасности жителей города.

Проблема в том, что фильтрацию нужно проходить не на въезде в город, а совершенно в другом месте, под Донецком, в Старобешево. И неизвестно то количество времени, которое она займет. Это может быть пару часов, а может и пару дней, все зависит от очереди. И заранее это никак не предугадать.

Я попросила свою подругу Алесю с Донецка, чтобы она поискала перевозчиков. Через день она мне позвонила расстроенная и сказала, что никто не хочет ехать через таможню и при этом везти людей, у которых не пройдена фильтрация. А те водители, которые согласны на такой путь, загибают заоблачные цены, которые нам не по карману.

Мы не знали, что нам делать дальше. Сдавать билеты? Они нам с таким трудом достались... Я подумала, что это все. Значит, Господь даёт нам понять, что не стоит возвращаться, по крайней мере сейчас.

Целый день я провела в тоскливых размышлениях. Может и правда мы сильно поторопились? Может нужно ещё подождать? - Как же я устала чего-то ждать! Как хочется хотя бы какой-то определенности, стабильности. Когда ты четко знаешь, где ты живёшь, строишь какие-то планы, а не сидишь на чемоданах, просматривая новости в надежде, что скоро, совсем скоро ты сможешь вернуть себе свою жизнь обратно.

На следующий день Алеся снова мне позвонила и восторженным голосом сообщила, что нашла перевозчика, который заберёт нас с Ростова и доставит к самому дому в Мариуполь за 12000 рублей! Учитывая, что до этого нам озвучивали цифру в 3 раза больше, я не могла поверить своим ушам.

Перевозчиком оказалась девушка по имени Яна. Мы с ней созвонились и договорились о времени, когда нас нужно забирать с Ростова. По поводу фильтрации Яна сказала, что в город скорее всего без нее не впустят. Но так как дедуле проходить фильтрацию не нужно, мы договорились, что если нас остановят на блокпосту и потребуют фильтрацию, то машина поедет дальше с сумками и с дедушкой, а мы вызовем такси и поедем в Старобешево на фильтрацию. По крайней мере нам уже не нужно будет ехать туда на грузовой машине. И это обойдется нам гораздо дешевле.

А если совсем повезет, то может нас впустят и без фильтрации, но на это рассчитывать не стоит.

На этом закончился этап подготовки к отъезду. Оставалось морально настроиться, дождаться даты отъезда и отправиться в долгий путь домой...

Всем желающим помочь нам: карта Сбербанка России - 2202 2025 1917 5750.

Хочу сказать всем, кто отправил нам деньги, огромное спасибо! Для меня это так дико - совершенно чужие люди помогают нам... Но теперь вы уже не чужие. Теперь я буду молиться за вас, как и за своих близких. Пусть Господь вас всех благословит!

И ещё раз спасибо всем вам за ваши пожелания, моральную поддержку и добрые слова! Это придает мне сил и уверенности двигаться дальше, и укрепляет веру в людей. Никогда не думала, что незнакомые люди могут переживать за меня. Это так здорово! Мне теперь снова хочется как в юности верить, что мир прекрасен...