Найти тему
М-Э Штульский

Хас-Мухаммад Ширвани - духовный наставник М.Ярагского

Оглавление
Место захоронения Хас-Мухаммада Ширвани
Место захоронения Хас-Мухаммада Ширвани

Хас-Мухаммад ибн Шихаб ад-дин аш-Ширвани

Выдающийся ученый своего времени, исламский правовед, шейх. Был одним из первых дагестанцев в цепи наставников Пути очищения сердца Накшбандийа-Халидия.

Происхождение

Родился в Кулале (1), в провинции Ширван, юг Дагестана. Территория Ширвана простиралась от Дербентских земель на севере до дельты реки Кура на юге.

Родился 1-го числа месяца Мухаррам, в понедельник в 1201 году по Хиджре (1786 году).

Джамалуддин Казикумухский называет его «Ширвани», т. е. ширванцем

На фото: Карта-реконструкция В.Ф. Минорского «Дагестан и Ширван». Взято - Албанви.
На фото: Карта-реконструкция В.Ф. Минорского «Дагестан и Ширван». Взято - Албанви.

Внешность

Он был высоким и очень светлым. Его борода была смешанного цвета: чёрно-белой. Его глаза были чёрного цвета. Голос был высоким.

Учеба

Он следовал шафиитской школе. Был уважаем в своей местности. В 10 -летнем возрасте Хасмухаммад наизусть знал Коран, а в 15 лет – книги шафиитского мазхаба. Был также знатоком медицины, астрономии, химии, инженерных наук.

В 20 лет он достиг совершенства в знании шариатских наук и мог выносить решения шариатского суда.

Научные труды

Автор трактатов

«Талхис ан-нахв»,

«Мизан ал-изхан фи-лмантик»,

«‘Илм ал-калам»,

«Усул ал-‘ак;’ид».

Вступление в тарикат

Вместе с глубокими познаниями в различных науках, а также усиливающимся колониальным гнетом, нападками на исламских ученых, у Хасмухаммада появилось сильное желание встать на Путь Тасаввуфа, и он начал поиски совершенного учителя.

Первые уроки по Тасаввуфу он получил в своей семье.

В то время в Дамаске жил шейх накшбандийского тариката Халид Аль Багдади. Хасмухаммад принимает решение отправиться на обучение к нему и вступить в тарикат.

Когда Хасмухаммад дошел до Халида аль Багдади, тот ответил ему, что дагестанцы гордый, вспыльчивый народ, и таким он тарикат не имеет права передавать, пока они не очистят от гордыни сердца и не снимут кинжалов с поясов. Хасмухаммад сделал тавбу (покаяние) и стал учеником Халида Багдадского.

Тот сказал ученику, что видит впереди у него большое будущее и наставничество. Хасмухаммад воспринял это известие со страхом и удивлением. Тогда учитель сказал ему:

«Сынок, возвращайся в Дагестан и через полгода приезжай опять ко мне».

Хасмухаммад возвратился домой в глубоких раздумьях, а сможет ли он выполнить поручение учителя, изменить дагестанские традиции, не соответствующие шариату?

Через 6 месяцев, когда он приехал к шейху Халиду Багдадскому в Дамаск, то уже не застал его в живых.

После этого он прибыл к его ближайшему ученику шейху Исмаилу Курдумери. По поручению покойного Халида Багдадского. В течение некоторого времени, шейх Исмаил Курдумири дал Хасмухаммаду разрешение на наставление учеников (мюридов).

Письмо Исмаила Курдумери Хасмухаммаду:

"Я завещаю тебе крепко держаться Корана и Хадисов, следовать за людьми Сунны, которые обрели спасение и являются счастливыми обладателями Рая. Я также завещаю тебе уважать и помогать исламским правоведам, Шейхам, жалеть мюридов, пребывать с открытым лицом, щедро одаривать и терпеть тяготы, причиняемые людьми, отдалиться от мыслей о мирском. Надеясь на Аллаха, оберегай себя от мысли, что ты лучше кого бы то ни было из людей, забудь себя. Людей сплетничающих, завидующих поручи Аллаху. Знай, что до познания Аллаха дойдешь не иначе, как последовав за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует".

Однажды шейх Исмаил-афанди сказал шейху Хасмухаммаду-афанди:

«Сынок, воистину, в Дагестане я видел мужчин, которые готовились к прибытию, и среди них я увидел самого совершенного и сведущего наставника – Мухаммада-афанди аль-Яраги. Если бы ты уехал к нему, ходил бы с ним, став его учеником, то ты был бы провожатым в его прибытии»

Необходимо отметить, что Шейх Хасмухаммад афанди, в возрасте около 30 лет, будучи состоявшимся ученым, глубоко познавшим шариатские науки, исполнив повеление своего устаза, отправился к нему. Он пробыл у него семь лет, став его учеником, постигал науки. Мухаммад аль-Яраги не знал положения Хасмухаммада.

Затем он вернулся к Исмаилу-афанди. Получив от него наставления, Исмаил-афанди велел ему вновь вернуться к учителю.

Диалог Хасмухаммада Ширвани и Мухаммада аль Яраги.

Однажды Хасмухаммад сказал Мухаммаду Яраги:

«Воистину, я знаю совершенного наставника!».

Аль-Яраги спросил: «Кто он?»

Хасмухаммад ответил: «Мой шейх, шейх Исмаил-афанди аш-Ширвани аль-Курдумери. Я имею от него иджаза (разрешение на наставничество), и как вы пожелаете – так и будет».

Шейх Исмаил-афанди, куддисса сирруху, прислал ему письмо, в котором сообщал, что шейх Хасмухаммад-афанди аш-Ширвани, куддисса сирруху, – его помощник, и что он обладает знаниями, дарованными ему Всевышним:

«Если ты, мой брат Мухаммад-афанди аль-Яраги, что-то захочешь узнать от меня, – говорилось в письме, – то ты это найдёшь у Хасмухаммада. Если поверишь ему, будешь предан ему, то достигнешь того, чего не увидеть глазами, не услышать ушами и не почувствовать сердцем! Воистину, он воссоединил мою духовность со своей».

Когда шейх аль-Яраги, куддисса сирруху, прочитал слова шейха Исмаила-афанди, успокоились его сердце и душа. Он обратился с просьбой к шейху Хасмухаммаду-афанди, куддисса сирруху, обучить его основам Накшбандийского Тариката, как обучал того шейх Исмаил Курдумери – и тот сделал это.

Хасмухаммаду-афанди, куддисса сирруху, открыл ему все уровни (макам) и состояния (халь). Аль-Яраги, куддисса сирруху, достиг всех уровней в течение двух лет. Достигнув высшей ступени, он отправился к самому совершенному уровню.

Шейх Хасмухаммад, куддисса сирруху, разрешил ему воспитывать мюридов после полного благословения и указания всех шейхов.

Шейх Мухаммад аль-Яраги, куддисса сирруху, являлся совершенным человеком. Население вилайата Куралийа повиновалось ему. Он стал широко известен среди людей.

С помощью Хасмухаммада, а потом и Исмаила, Мухаммад Яраги усовершенствовал свои знания.

Исмаил Ширвани

Необходимо отметить, что инициаторами и идеологами освободительной борьбы на Кавказе были именно Исмаил Курдумери и его учитель Халид Шах Багдади.

Будучи свидетелем несправедливости, учинённой Ермоловым, Исмаил Кудрумери понял важность попытки освобождения горцев от колониального гнета.

Ермолов, являясь наместником царя, установил запрет на посещение Хаджа, без разрешения военной комиссии, ввел в обязательную молитву, молитву за царя. Целые поселения в Ширване могли отдаваться в дар правителям. Например, глава местности Куба подарил своим знакомым и друзьям 700 мусульманских семей. Ермолов жил на Кавказе в течение 9 лет и позволил себе создать целый гарем из кавказских девушек.

Анализируя это положение, именно Исмаил-афанди, посеял зерно газавата, которое произросло в сердцах его приемников. Узнав о антиколониальных настроениях, Ермолов решил арестовать Исмаила Ширвани. Но Исмаил Ширвани избежал этого и переселился в Ахыску (Османское государство), а после завоевания Россией в 1828 году этой области переехал в Амасию (Анатолию). Его сопровождали многочисленные сподвижники из Ширвана и мюриды-мусульмане из Тифлисской губернии, многие из них поселились рядом с ним. И.Ширвани скончался в изгнании, от холеры в 1848 году и был похоронен на кладбище Шамлар вблизи Амасьи.

Разрешение на наставничество Халид Шаха Багдади Исмаилу Курдумери. Хранится в Турции.
Разрешение на наставничество Халид Шаха Багдади Исмаилу Курдумери. Хранится в Турции.

Преемники Исмаила Ширвани:

- Хасмухаммад Ширвани

- Мухаммад Ярагский (Лезгинский ученый, один из основателей мюридизма на северном Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни. Муршид накшбандийского тариката, ум.1838 г.).

- Мир Хамза Саид Нигяри из Карабаха (Ученый, поэт, шейх накшубандийского тариката. Был одним из руководителей освободительного движения. Дабы избежать ссылки, Мир Хамза уехал в Анатолию. Мир Хамза умер в 1886 году в Анатолии, в Харпуте. Он был похоронен в городе Амасия, рядом со своим шейхом).

- Гаджи Ахмед Эфенди из Кюлюлли(был руководителем освободительного движения горцев в Ширване. Выслан в г. Тамбов, где и окончил свою жизнь в середине 19 вв).

- Мухаммад Салих Ширвани. Известный ученый современности. Умер в середине 19 вв. Его преемником был – Ибрахим афанди из Куткашена

Преемниками Мухаммада Яраги были:

-Джамалуддин Гумуки,

-имам Газимухаммад

-имам Шамиль.

Последний путь

Хасмухаммад умер 3-го числа месяца Рамадан, в воскресенье в 1260 году по Хиджре (1844 году) во время своего возвращения в Дагестан из паломничества в Мекку. Он был похоронен в Дамаске.

Его могила находится рядом с могилой шейха Халида ас-Сулеймани (Халид шах аль-Багдади) да смилуется над ним Аллах

Из его высказываний:

Он сказал:

«Наш Путь контролируется Кораном и Сунной».
«Я встречал в Накшбандийском тарикате четыре вида праведников; и в каждом типе – тридцать подвидов; но в конечном итоге я выбрал следовать Шейху Исмаилу аш-Ширвани».
«Аллах не послал ничего на эту Землю, что бы ни являлось уроками для Его служителей, из которых они могли бы извлекать пользу».
Он сказал: «Мы не принимали суфизм через речи и пафосные слова или через фразу: «Наш Шейх сказал то и наш Шейх сказал это». Мы приняли суфизм посредством голода и оставили Дунью (эту мирскую жизнь) позади и отключились от всех».
«Искренность между Аллахом и Его Служителями никому не видима: её не могут записать ангелы, её не может повредить дьявол и её не может разрушить желание».

Он сказал:

«Человека нельзя назвать мудрым рабом Всевышнего до тех пор, пока в нём ничего не останется из того, что не нравится Аллаху».
«Накшбандийский тарикат основан на четырёх принципах поведения:
1. Не говорить, если тебя не спросят;
2. Не кушать до тех пор, пока не ощутишь слабость и голод;
3. Не спать до тех пор, пока не ощутишь усталость;
4. Не молчать, когда находишься в Его Присутствии (т.е. просить Аллаха неустанно)».
«Чистота сердца зависит от чистоты Зикра, а чистота Зикра зависит от отсутствия любого скрытого Ширка (приравнивание сотоварища Аллаху)».
«Путь суфиев к Аллаху пролегает через борьбу с собой».

__________________________________________________

1) Кулал - перевал.

Значение перевалов в истории торгово-экономических, культурных и политических связей̆ Дагестана и Азербайджана огромно. Хроника Махмуда из Хиналуга показывает, какое огромное значение придавал в конце XIV в. Ширваншах обеспечению безопасности передвижения через перевалы. Количество этих перевалов сравнительно большое, их значение плохо изучено. Так, например, а селении Шиназ нами было записано три основных перевала, по которым рутулы попадают в Северный Азербайджан:

1. Шиназ — Рутул — Цайлакан - Борч— Салатавский перевал — Гюкюк — Нуха. Зимой этот путь труден и опасен и потому маршрут менялся: Шиназ—Рутул—Ахты—Хнов — Салатавский перевал — Нуха.

2. Шиназ — Амсар — Лучек —Кина —Гельмец —Курдул —Билакадинский перевал— Сарабаш — Кахи.

3. Шиназ — Амсар — Лучек — Микик - Мишлеш — Кальял — Диндинскнй перевал — Мухах - Закатали (Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории

________________________________________________

  • Источники:

1) Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване в XIV-ХV вв. / Ред. кол.: И.X. Абдуллаев, М.Г. Магомедов. Г.М.-р. Оразаев. М.-Р. Расулов, А.Р. Шихсаидов. Махачкала: Дагестанское книжное издательство 1997. — 208 с.

2) Письмо шейха Исмаила Курдумери Мухаммаду Яраги. Рукопись.

3) «Услада умов в биографиях дагестанских ученых». (Нузхат ал-азх;н ф; тар;джим ‘улам;’ Д;гист;н) Дагестанские ученые Х — ХХ вв. и их сочинения/ Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Москва 2012 г.

4) «Адаб уль-марзия» Джамалуддина Казикумухского. Рукопись 1907 г.

5) Аднан Купруси «Золотая цепь накшбандийского тариката», Чикаго, США. 1995 г. (на англ. языке)

6) Исмаил Ширвани, как представитель суфизма в Азербайджане. Sentyabr 3, 2011 farizkhalilli tərəfindən. Мехмет Рыхтым. Фариз Халилли.

7) Воспоминания Паскевича И.В о Ермолове А.П.

8) Ф. Боденштедт. «Народы Кавказа и их освободительная борьба против русских». Франкфурт-на-Майне, 1848

Автор: Назир Ихирский.