Найти тему
Мир Зари

Реальная фантастика. Кавказский фронт.

Эльбрус, Станция Мир, высота  3500 метров.
Эльбрус, Станция Мир, высота 3500 метров.

Ну вот и настала пора рассказать о фантастике, с которой мы встретились в поездке...

Дорога до Терскола оказалась неблизкой. Сложнее всего было не заснуть после пятого или шестого часа за рулем, но мы преодолели тысячу км и приблизились к Кавказу…

Нет, первая фантастическая встреча у нас случилась раньше, в Воронеже. Мы встретились с Сергеем, автором канала «Переплёт», который мы по привычке называем «Прочтение». Если вы ни разу не были у Сергея, значит, вы не знаете, что такое Гостеприимство. Серёж, спасибо и огромный привет тебе и твоей семье, ждём с ответным визитом в Петербург!

Но возвращаемся к поездке. На въезде в долину Баксана началась сказка. Это… Нет, словами это не описать, смотрите фотографии.

Правда, сразу стало ясно, почему навигатор показывал, что оставшиеся 50-60 км мы будем ехать больше полутора часов. Дорога петляла, везде стояли ограничители скорости, но куда страшнее оказались местные коровы. Они, как Кошка из сказки Р. Киплинга, ходят, где вздумается, и гуляют сами по себе. Преимущественно по проезжей части. Почему? Не знаем, не спрашивайте, но объезжать коров, задумчиво жующих жвачку посреди дороги, приходилось постоянно.

Но это такие мелочи по сравнению с красотой вокруг!

Мы не станем утомлять вас рассказами обо всём, что видели, остановимся на подъёме на Чегет и Эльбрус. А потом перейдём к той самой фантастике.

На Чегет можно подняться пешком, а можно – на канатке. Не до самой вершины, примерно до 3 тысяч метров. А дальше – ножками. К вершине ведёт хорошо протоптанная тропа, ровная и… неимоверно скучная на наш взгляд. К тому же… Это нормальные герои всегда идут в обход, а мы - не нормальные герои, поэтому рванули напрямки, по скалам. Справа Эльбрус во всей красе, слева знаменитый ледник Семёрка на склоне Донгуз-Оруна. Это было интересно, местами сложно, а кое-где мы даже попадали в опасные ситуации, потому что на пути встречались осыпи, обрывы и снежники, идти по которым в обычных кроссовках, пусть и с горной подошвой – небезопасно. В общем, благодаря полученной в свое время подготовке и упрямству мы вышли в намеченную точку. Да, шли мы дольше спортсменов, тянувших лямку где-то внизу по скучной тропе, но были награждены отличным приключением и прекрасными видами гор. Не берите с нас пример, если не умеете вести себя на осыпи или не знаете, что такое «живой камень». Кстати, местные проводники, которым мы показали, как шли, вынесли вердикт: «Ребята, да вы на всю голову психи» (Это мы мягко и не дословно передали).

И вот фотографии, после которых вам захочется побывать в этом месте:

А теперь Эльбрус. Надо сказать, что к восхождению мы не готовились, и подниматься на вершину не собирались (вообще-то их две). Если на Чегет мы шли вдвоем, то на Эльбрус отправились расширенным составом, то есть Наталия и Олег с семьей: женой Олей, сыном Иваном и маленькой Александрой. Кстати, подъём на 3880 на подъемнике ребенок 4-х лет перенёс спокойно и с интересом. Что неудивительно, потому что Александра, крутясь на каруселях, требует «Ещё!», а глядя на тролле́й, говорит – «Хочу туда!».

Насколько прекрасен Эльбрус в любую погоду – смотрите на фото. Вот только на некоторую… хм… погоду лучше любоваться именно на фотографиях.

В финальной части подъёма нас настигло коварство этого вулкана. Дело в том, что погода тут непредсказуема, и, стартовав под ясным небом, вы можете нарваться на то, на что нарвались мы: ветер и дождь, переходящий в снег до состояния, когда очки им полностью залепляет, а льдинки впиваются, как иглы. Да, мы не готовились к восхождению, но знали, куда идем, поэтому тёплые вещи и специальная обувь у нас была. Поднявшись почти до Приюта 11, то есть где-то на 4100, мы решили возвращаться. Нет, мы не психи, поэтому Оля и Саша вернулись в кафе на станции Гарабаши намного раньше, и, пока мы месили ногами снег, кушали вкуснейший супчик и пили чай. Кстати, Саша поднялась почти до 4000 метров. Ерунда? 100 метров – это две 16-тиэтажки, и одно дело пройти их по лестнице, а совсем другое – по склону, снег на котором лежит испокон веков.

Кстати, о погоде на Эльбрусе... Норгей Тенцинг, который вместе с Эдмундом Хиллари первым поднялся на Эверест в 1953 г., на Эльбрус в марте 1963 г. так и не пошёл. Неделю ждал погоды – и в итоге решил не рисковать. Более чем разумный подход человека, который знает, что такое горы…

Ну а теперь обещанная фантастика. Вернее, реальная фантастика. Напиши кто такое в книге, тапками закидают, но это было...

Именно в этот день, 11 августа, ровно 80 лет назад была начата одна невероятная и уникальная операция.

1942 год. Немцы рвутся на Кавказ. Одна из их целей – вольфрамово-молибденовый комбинат в городе Тырныауз. 7-го августа советское командование принимает решение об эвакуации персонала и взрыве комбината.

На тот момент оставался один реальный маршрут эвакуации – через перевал Бечо, в Грузию. Высота перевала 3375 м, бо́льшую часть года он покрыл ледником и доступен для пешего перехода только летом. Да, по сравнению с другими перевалами Кавказа Бечо считается достаточно лёгким, всего-то вторая категория сложности, но… Но нужно вывести работников комбината и их семьи, включая женщин, маленьких детей и стариков, и вынести молибденовый концентрат. И всё это – быстро и скрытно.

Это невыполнимая задача была поручена шестерым альпинистам: Однолюбову Георгию Васильевичу, опытному альпинисту, старшему инструктору альпинизма, инспектору альпинизма242-ой горнострелковой дивизии; Моренцу Николаю Павловичу, лейтенанту 5-го горнострелкового отряда, инструктору альпинизма; Сидоренко Александру Игнатьевичу, инспектору альпинизма 242-ой горнострелковой дивизии; Малеинову Алексею Александровичу, инспектору альпинизма, инструктору 242-ой горнострелковой дивизии; Залимханову Хусейну Чоккаевичу, главному инспектору горноспасательной службы Кавказа; и самому молодому, девятнадцатилетнему Георгию Двалишвили.

Эти шестеро в течение суток проложили маршрут для прохождения перевала: прорубили тропы, навели мосты через трещины на леднике, провесили перила на опасных участках. А потом начали выводить людей. Практически без отдыха, партиями по 60-80 человек, проходя перевал и снова возвращаясь в город. Эвакуация длилась 23 дня, с 11 августа по 2-е сентября. Всего было выведено полторы тысячи человек и вынесено 18 тонн (!!!) бесценного молибденового концентрата. Даже дети несли по несколько грамм в узелках.

Как вы думаете, сколько было потерь в ходе эвакуации? Сто человек? Двести? Может, больше? Нет. НОЛЬ.

В феврале 1943 года именно эти альпинисты приняли участие в восхождение на обе вершины Эльбруса и сняли немецкие флаги, водрузив вместо них флаги СССР. К слову, февраль месяц - один из самых сложных месяцев для восхождения.

В интернете можно встретить информацию о том, что эвакуацию проводили Сидоренко, Моренец и Малеинов, а также группа молодых специалистов с комбината. Однако на склоне Эльбруса, в самом высокогорном музее мира на высоте 3500 м над уровнем моря, там, где проходил самый высокогорный фронт Второй мировой войны, вы найдёте эти фотографии, которые нам любезно позволили скопировать смотрители музея.

Сейчас сложно представить, как за три дня решение было не только принято, но и реализовано. Когда немцы вошли в Тырныауз, они застали пустой город и взорванные цеха комбината...