Найти тему
Memento mori

Рогожское кладбище, Москва

"В год московской чумы и зачала старообрядских кладбищ в Москве - Рогожского и Преображенского..." - в дилогии Павла Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах" подробнейше описана жизнь нижегородских купцов-старообрядцев в конце XIX века.

И жизнь эта, и вера тесно переплетена с Рогожским кладбищем - оттуда приходили новости и резолюции, там возник духовный центр белокриницкого согласия и в 1863 году была основана Московская и всея Руси архиепископия.

Но давайте с начала.
В год, когда разбушевалась чума, все захоронения в центре города (внутри Камер-Коллежского вала) были запрещены. За городской чертой старообрядцам были отведены 2 места под кладбища -
Преображенское и Рогожское. Место под Рогожское отвели не просто так - там раньше находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. И есть версии, что само Рогожское появилось на месте старого сельского кладбища.

Рогожское изначально было исключительно старообрядческим. С позволения Екатерины II выстроили приют и богадельню, потом (уже без разрешения) 2 часовни, потом начали строить храмы...
Постепенно возник целый поселок. Но назывался он и в художественной, и в специальной литературе всегда именно "Рогожское кладбище". Хотя еще - "Рогожская слобода", "Рогожский поселок" и так далее.

Забавный факт: когда строился Покровский собор, то посмотрел на это дело митрополит Гавриил, да и настучал Екатерине II:

"Начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, а шириной 12 саженей, а их церковь длиной 25, шириной 15 саженей, - чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение".

В итоге верхняя часть собора была существенно уменьшена, и вместо пяти глав построили лишь одну, так что здание кажется непропорциональным.

В 1856 году, на волне борьбы с инакомыслием, алтари на Рогожском были запечатаны. Только почти 50 лет спустя, в 1905, Николай II издал «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости» и разрешил снять печати.

После революции кладбище перестало быть старообрядческим, хоронили всех, включая жертв политических репрессий, а позже, в годы Великой Отечественной войны, появились две братские могилы солдат, которые умерли в госпиталях.

Как и на Преображенском, на Рогожском было множество строгих черных саркофагов российских промышленников и купцов. Но после революции бОльшую часть постепенно вывезли - в основном на строительство метрополитена, на облицовку набережных.

От семейных захоронений Банкетовых, Кулаковых, Пуговкиных, Мельниковых, Кузнецовых, Солдатёнковых, Шелапутиных, Рябушинских и других известных когда-то родов сохранились жалкие останки, или вовсе ничего. А жаль, ведь не счесть средств, которые эти люди пожертвовали на создание больниц, училищ, богаделен. Знаменитейшая больница С.П. Боткина, например, была построена на средства Козьмы Солдатёнкова «для всех без различия званий, сословий и религий» и до 1920 года носила его имя.

Оставшиеся надгробия столь же стандартизированы, как и на Преображенском - день смерти, возраст, день ангела. Хотя эпитафий в разы больше. И сохранились единицы родовых постаментов. Практически нет скульптуры, да и захоронения советского времени, за редким исключением, однообразны.

Самым существенным является семейное захоронение самой известной ветви Морозовых - от основателя династии Саввы Васильевича (1770 - 1860). Скорее всего, эти захоронения не были стерты с лица земли только благодаря очень щедрым пожертвованиям Саввы Тимофеевича, внука основателя династии, на благо русской революции. Не так чтобы ему это впоследствии помогло... Но факт есть факт - изумительной красоты надгробие работы Н.А. Андреева до сих пор возвышается над могилой Морозова, а не пущен на нужды строящегося города.

Отдельно хочу отметить фамильное захоронение Кузнецовых, которое не сохранилось. Московский фонд культуры установил памятную стелу на этом месте, так что хоть какая-то память осталось и на кладбище.

Основатель династии, Яков Васильевич Кузнецов, происходил из крестьян. Он выкупил себя у помещика и открыл небольшой завод по производству фарфоровых изделий. Его сын Терентий создал завод, который мы знаем ныне под названием Дулевский фарфоровый. Сын Сидор - приобрел завод в Риге. Внук же Матвей Сидорович настолько расширил семейный бизнес, что можно только позавидовать его деловой хватке. Он основал Будянский фаянсовый завод, приобрел будущий Конаковский фаянсовый завод, приобрел фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера в Вербилках, а с 1902 года года стал Поставщиком Двора Его Императорского Величества.

После революции заводы были национализированы, а потомки Кузнецовых - либо репрессированы, либо успели мигрировать.

В память о "фарфоровом короле" Кузнецове М.С.
В память о "фарфоровом короле" Кузнецове М.С.

Напоследок - простые кресты-голубцы над могилами духовенства белокриницкой иерархии. Место почитаемое и по-своему красивое своим аскетизмом.

Рогожское кладбище
Рогожское кладбище

Кстати, возвращаясь к труду Мельникова-Печерского - в 2010 году по его книгам сняли мини-сериал "В лесах и на горах", но, к сожалению, выкинули почти все каноны и правила старообрядчества, которыми жили герои.